Константин Михайлов
ВДНХ только что официально вернули половину исторического названия. Теперь это не Всероссийский выставочный центр, а снова Выставка достижений народного хозяйства. У исторического названия была вторая половина: выставка в период своего расцвета носила гордое имя ВДНХ СССР. И новые хозяева вошли на ее территорию вполне по-советски, без лишней рефлексии.
С середины апреля десятки павильонов выставки стали переживать масштабное благоустройство: их красили, отскребали фасады, где-то демонтировали торговые ларьки. Говорили, на то было указание высшего столичного руководства: к праздникам выставку «привести в порядок».
Планы московской мэрии в отношении ВДНХ прекрасны. Превратить комплекс в мультикультурный центр. Избавить выставку от рыночных ларьков, захламляющих интерьеры павильонов. Снести незаконные постройки, вывезти многолетние запасы мусора. Восстановить попорченное великолепие величественных фасадов, превратить пустыри в газоны, оживить пересохшие фонтаны…
Все нормальные люди, и в первую очередь любители архитектурно-парковых ансамблей, с удовольствием поддержат эту новую реальность, с удовольствием в ней поживут или погуляют и, я уверен, готовы поучаствовать в ее созидании.
Проблема в том, что параллельно с этой новой реальностью созидается другая новая реальность: от первой она отличается, я бы сказал, степенью свирепости, которая обратно пропорциональна степени осмысленности.
ВДНХ превратилась в образцово-показательный полигон, где в полевых и аллейных условиях отрабатываются разнообразные технологии того, как не нужно сохранять уникальные объекты культурного наследия.
Как не нужно вести себя в охранных зонах, как не нужно следовать реставрационным теориям.
Читать полностью на сайте Архнадзора →