В опасности история метро

Jan 29, 2014 14:55



Фото с сайта "Метровагоны"

Юрий Егоров

В Москве продолжает гибнуть история. Прямо здесь и сейчас. Место действия - площадка перед электродепо «Измайлово» Московского метрополитена.

На этот раз исчезает не выдающееся здание или сооружение, а нечто гораздо более близкое нам, я бы сказал, даже повседневное, чего мы привыкли не замечать, если не случается что-то из ряда вон выходящее. Гибнет история нашего метро - не в первый раз за многие годы. И снова мы теряем уникальные вещи, которые в другой стране или в другой ситуации ценились бы на вес золота.
Всё гораздо проще и будничнее, чем могло бы показаться - режут в металлолом старые вагоны метро, которые прекрасно помнят наши даже не бабушки и дедушки (уж они-то точно помнят!), а папы и мамы, и которые, вероятно, помним и мы, если нам больше тридцати лет от роду и жили мы где-то в районе Филёвской или Арбатско-Покровской линий метро.

Ещё неделю назад у депо «Измайлово» стояли три с половиной вагона метро типа «Д» (раньше серии вагонов метро назывались «типами» и обозначались буквами - А, Б, Г, Д, Е), известны и их номера - 954, 959 и 2018, при желании можно найти и годы выпуска - вторая половина 1950-х. Стояли в виде сараев и бытовок, без колёс и тележек, с разобранным подвагонным оборудованием. Вагон 954 - обычный вагон типа Д, ничем не отличающийся от своих собратьев, разве что проживший несколько больше, чем их подавляющее большинство. 959 - половинка от точно такого же вагона.



Вагон типа Д
Фото с сайта "Метровагоны"



Салон вагона типа Д
Фото с сайта "Метровагоны"

Но вот последний из них - вагон 2018 - заслуживает отдельного рассказа. Он экспериментальный или, как ещё говорили, опытный. Этот вагон, по существу оставаясь обычным вагоном Д, стал прообразом многих других вагонов, до сих пор перевозящих пассажиров в недрах нашего города. Дело вот в чём. Все предыдущие вагоны нашего метро имели кузова из обычной листовой стали - ровные, гладкие, с небольшими накладными деталями в середине кузова и иногда по его верхней части. Кузов вагона 2018 выполнен гофрированным, что позволило увеличить его жёсткость и упростить изготовление. Шли годы, вагон работал, эксперимент признали удачным и уже следующая модель вагонов метро - тип Е - имела гофрированные кузова. Затем было семейство вагонов 81-717 и 81-714, которые и сейчас работают на большинстве веток нашего метро -те самые, с белой полосой вдоль кузова. Этих вагонов сотни и тысячи практически на всех метрополитенах бывшего Советского Союза. А их «прадедушка» Д 2018 тихо дремлет на «вечной» стоянке у депо. Его бы в музей отправить - так нет, не нужен он музею, как и многие другие не менее интересные и исторические вагоны - старый, некомплектный, ржавый, его же восстанавливать придётся!

Вообще, количество утрат исторических вагонов метро за последние лет десять превосходит все мыслимые границы. Одних только «опытных» вагонов, первых в своей серии или построенных в единственном экземпляре, уничтожено не менее пяти штук, и это только то, что видно «невооружённым» глазом. Примерно так же обстоит дело и с последними экземплярами некогда массовых серий. Музейные деятели умудрились продать на сторону даже один из первых вагонов нашего метро. Теперь он украшает собой байкерский клуб у станции Угрешская Окружной железной дороги. Хорошо хоть не в металлолом сдали.
Как-то вдруг оказалось, что практически все вагоны Д тоже утрачены, хотя с момента списания последнего поезда не прошло и двадцати лет, а ещё несколько лет назад в депо Сокол стоял вагон Д 2130 - специально «для музейных нужд».

Так что же угрожает нашему герою? Всё очень просто - вагоны принадлежат шиномонтажу, находящемуся по соседству в ещё одном историческом вагоне. Механики хранили в них запчасти, инструмент и прочее барахло. Хранили бы и дальше, но районная управа взяла и взвинтила им цены за аренду тех клочков земли, на которых стоят вагоны. Теперь дешевле сдать вагоны в металлолом, чем платить за аренду земли.
Первой пала половинка от вагона 959.



Вагоны Д 954 и Д 959
Фото - Юрий Егоров, 2012 год

За 959-м «познакомился с автогеном» и 954-й. Оказалось, что он был вполне в неплохом состоянии. Вагон не выпотрошили до состояния пустого кузова, как это обычно бывает, а оставили сиденья, поручни, кое-где даже оконные рамы. И кабину не до конца разобрали - остался кран машиниста со всеми трубопроводами, кое-что от пульта управления, ручной тормоз, панели с автоматами, и даже хитрая штука, скрывающаяся за аббревиатурой УАВА. Теперь это всё уйдёт в металлолом.









Вагон Д 954: внешний облик, салон и кран машиниста с пультом
Фото - Юрий Егоров, 26 января 2014 года

Такая же участь ожидает и уникальный вагон 2018.



Вагон Д 2018
Фото - Юрий Егоров, 2012 год



Вагон 2018 опытный
Фото - Юрий Егоров, 26 января 2014 года



Вагон 2018 опытный
Фото с сайта "Паровоз ИС", 1990 год

Впрочем, владелец вагонов оказался вполне контактным человеком. Осознав ценность 2018, он согласился начать резать его в последнюю очередь. Готов он поговорить и о продаже этого вагона, так как ему совершенно всё равно, каким образом от него избавляться.
Кто хочет себе немного живой истории нашего метро? Торопитесь, времени осталось мало, а возможностей для использования такого вагона очень много. Можно тщательно отреставрировать его, превратив в эдакий «музейный уголок». Или можно позвать художников и раскрасить вагон в яркие цвета, сделав арт-объектом, притягивающим внимание людей в каком-нибудь современном пространстве. А можно и открыть в нём кафе, как уже сделал кто-то на Арбате, взяв для него списанный троллейбус.

Словом - ждём добрых людей для спасения удивительного кусочка нашего метро.

sos!, под угрозой, метро, sos

Previous post Next post
Up