За что погиб Литейный цех

Dec 03, 2013 11:43



Московские власти не в состоянии ответить на прямые вопросы «Архнадзора»

Разрушение в мае 2013 года Литейного цеха ЗИЛа - превосходного памятника архитектуры и техники начала ХХ столетия - произошло, вопреки, действующим постановлениям Правительства Москвы, без санкции городской Комиссии по вопросам градостроительства в зонах охраны объектов культурного наследия. От огромного здания осталась одна стена, выходящая на Автозаводскую улицу.

Мало того, проекты застройки территории ЗИЛа, разрабатываемые московскими властями, не затрагивали здания Литейного цеха. Единственной причиной его сноса, видимо, было нежелание инвесторов возиться со старинной постройкой, которую необходимо было укрепить и привести в порядок. Бульдозерами, как всегда, орудовать проще.

В течение нескольких месяцев «Архнадзор» безрезультатно пытается добиться от городских властей четкого и ясного ответа на простые вопросы:
- кто принимал решение о сносе Литейного цеха?
- почему вопрос о судьбе здания не был вынесен на Комиссию по градостроительству в зонах охраны?

Ответа по существу нет до сих пор. Видимо, принимать решения о сносе легче, чем признаться в этом.

10 июля 2013 года, на очередном заседании Комисии входящий в ее состав координатор «Архнадзора» Константин Михайлов задал эти вопросы председателю Комиссии, вице-мэру Марату Хуснуллину. В ответ прозвучало, что здание было аварийным, находилось вне границ зон охраны (что не соответствует действительности - Ред.), так что в компетенцию Комиссии не входило.

Стало ясно, что истину предстоит выяснять долго и мучительно. Путем взаимной переписки.

18 июля К. Михайлов направил нижеследующее письмо мэру Сергею Собянину:

И.о. Мэра города Москвы
С.С. Собянину
Уважаемый Сергей Семенович!
В конце мая 2013 года на территории ОАО «Завод имени И. А. Лихачёва» было снесено здание Литейного цеха (ул. Автозаводская, д. 23, кор. 3). Сохранен лишь фасад, выходящий на Автозаводскую ул.
Историческая и архитектурная ценность здания и возможность его сноса не обсуждались с экспертным сообществом. Вопрос о сносе здания не был вынесен, как того требуют нормативные акты Правительства Москвы, на рассмотрение Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Снос здания без санкции этой Комиссии, возглавляемой М.Ш. Хуснуллиным, является грубым нарушением действующего в Москве порядка.
Здание не эксплуатировалось. 9 февраля 2013 года произошло частичное обрушение кровли, причем участок обрушения занимал не более 5% общей площади здания. Однако почти четыре месяца никаких противоаварийных работ в зоне обрушения не проводилось, после чего последовал снос здания.
Вопрос о сносе Литейного цеха был поднят мною за заседании указанной Комиссии 10 июля с.г., однако председательствовавший на заседании М.Ш. Хуснуллин заявил, что считает неправомерным его обсуждение на Комиссии, поскольку речь идет о производственном цехе вне границ зон охраны объектов культурного наследия.
Не могу считать такое разъяснение удовлетворительным. Во-первых, здание находилось на территории зоны охраны (зоны регулирования застройки). Следовательно, его снос входит в компетенцию указанной Комиссии.
Во-вторых, здание обладало несомненной историко-архитектурной ценностью. Согласно данным историко-архитектурных исследований, Литейный цех, построенный по проекту известного инженера и архитектора А. Кузнецова в 1916 году, являлся уникальным для Москвы образцом промышленной архитектуры XX века. В его интерьерах были применены новаторские для своего времени металлические арочные конструкции, треугольные зенитные фонари и пр.
Во всем мире, равным образом и в Москве, десятки и сотни старинных зданий производственного значения реконструируются, приспосабливаются к новым функциям, привлекают инвесторов, привлекают многочисленных туристов.
Следует подчеркнуть, что проекты новой застройки территории ЗИЛа не затрагивали места Литейного цеха и не предполагали его сноса. При надлежащей реновации, здание могло стать культурным или образовательным центром уникальной высококлассной архитектуры, который стал бы настоящей жемчужиной нового кластера ЗИЛа. Его уничтожение вызвало негативный резонанс в СМИ и экспертном сообществе.
Снос здания без санкции указанной Комиссии, без соблюдения утвержденных Правительством Москвы процедур, создает крайне опасный прецедент, если не последует должной реакции городских властей.
Прошу Вас поручить соответствующим органам исполнительной власти города Москвы провести проверку обстоятельств и причин сноса здания Литейного цеха ЗИЛа.
Прошу Вас разъяснить, кем и на каком основании принималось решение о его сносе, почему этот вопрос не был вынесен на рассмотрение Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.
В случае выявления факта несанкционированного сноса прошу Вас дать распоряжение о применении санкций к виновным.

С уважением,
член Совета при Президенте РФ по вопросам культуры и искусства,
член Общественной палаты РФ,
член  Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия
Константин Михайлов
Ответ пришел в конце августа - не от мэра Собянина, не от вице-мэра Хуснуллина, а почему-то из Москомстройинвеста, за подписью и.о. председателя К.П. Тимофеева.





Прекрасный образец диалога, по лучшим чиновничьим лекалам. Сначала нам сообщают, что Литейный цех не имел статуса памятника - этого никто никогда не утверждал и об этом никто не спрашивал. Затем констатируют, что вопрос о сносе здания не рассматривался на Комиссии по градостроительству - это и так известно, вопрос был как раз: почему не рассматривался?

Сообщают, что собственники здания не обращались в городские органы власти за разрешением на какие-либо работы. Это мы уж догадались.

И наконец, пишут, что Литейный цех исследовался специалистами НИИЖБ им. Гвоздева, которые сочли состояние его конструкций аварийным, а проведение мероприятий по восстановлению их несущей способности - «нецелесообразным». Интересно, с каких это пор решение о целесообразности сохранения зданий принимают эксперты отраслевого института? Они, безусловно, могут дать заключение о состоянии конструкций, наконец, о возможности или невозможности их укрепления и сохранения. Но целесообразность в нашем городе определяют совсем другие люди - собственники или представители власти. Но в случае с Литейным цехом они предпочитают не афишировать своей причастности к решению.

Таким образом, ни на один из вопросов, поставленных в июльском письме координатора «Архнадзора», московские власти пока что не в состоянии дать прямой ответ по существу. То есть сделать то, к чему их обязывает федеральный закон о работе с обращениями граждан.

Продолжая наше общественное расследование, мы направили С.С. Собянину следующее обращение.


О результатах мы обязательно известим.

переписка АН, ЗИЛ

Previous post Next post
Up