Ещё Лядины.

Jul 17, 2013 21:06

Оригинал взят у mozhav в Ещё Лядины.
Отчет о посещении погорелого погоста, с рассказом очевидца пожара и с фотографиями Павла Пелевина, опубликовано Страна.ру.



Те, кто помнит, какими были Большие Лядины до Пасхи 2013 года, возможно, не скоро захотят возвращаться в эти места. От знаменитого «тройника» осталась одна Богоявленская церковь, прекрасная сама по себе, но дико сиротливая в соседстве с пожарищем. Однако знали вы прежние Лядины, нет ли - увидеть их все равно стоит. Пустота, поселившаяся на месте свершившейся драмы, порой может поведать много важного.

Окрестности Каргополя знамениты россыпью старинных деревянных храмов, стоящих в чистом поле, на местах давно вымерших селений. Тем неожиданней оказалось разрушение именно Лядинского погоста - ухоженного, любимого, стоящего в большом, статном и вполне живом селе. Огромный шатер сгоревшей Покровско-Власьевской церкви был виден издалека, как маяк над прибрежными скалами. 5 мая 2013-го Лядины и окрестности лишились этого ориентира, осталось лишь многоглавие невысокого Богоявленского храма.



Церковь Богоявления 1787 года стоит в глубине большого кладбища на перекрестке дорог. Она знаменита уникальным полукруглым крыльцом и метафорическим двенадцатиглавием, но начатая девять лет назад реставрация храма еще не окончена - после переборки не вернулись на место четыре главы, стоявшие по углам венчающего храм восьмерика. Издалека заметно высокое мертвое дерево у южной стены церкви, обугленное с одной стороны от земли до верха. Подле него - черные пятна, точно обозначающие места сгоревших дотла шатрового храма и колокольни. Хорошо читаются границы крыльца, трапезной и самого храма - их угли разного оттенка. На черном пепелище разбросаны ярко-красные, словно до сих пор не остывшие прокалившиеся гвозди, искореженные решетки, аккуратно отмечающие места прежних окон. Много растекшегося причудливыми сосульками посудного стекла и фарфора, растаявшие электрические пробки. Обгоревшие кости прихожан, перезахороненных под полом трапезной еще в XVIII веке. Маленькая бумажная иконка Спасителя, оставленная кем-то на месте бывшего престола.

Странно понимать, что вот эти угли под ногами - резной иконостас и знаменитое расписное "небо" Покровско-Власьевского храма, стоявшего здесь с 1761 года. Из ряда сохранившихся небес Каргополья эти были самыми яркими и праздничными, да еще и в хорошей сохранности. Отдельной примечательностью храма была большая икона Спаса и резные Царские врата. Местные жители, рискуя собой, пытались спасти их от огня, но старые мастера работали на славу, конструкция не поддалась. Удалось вынести лишь 36 икон, ныне изъятых на хранение в музей Каргополя.



Лядинский погост приписан к Каргопольскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Официальный хранитель лядинского памятника - Любовь Борисовна Викулова, благодаря своей энергии и обаянию известная не только в России. В первые дни после пожара звонки с соболезнованиями и предложениями помощи шли постоянно, в том числе из-за рубежа. Однако чем помогать, когда огонь догорел и опустились руки, пока не вполне ясно.

Когда Любовь Борисовна вспоминала обстоятельства пожара, дух перехватило и не пришло в голову достать диктофон, поэтому перескажу ее монолог без кавычек. Гром прогремел среди ясного неба во всех смыслах словосочетанья - так называемая сухая гроза, молнии без дождя. Я, говорит, на Илью Пророка в грозу в церкви оказалась, так лупило со всех сторон, и ничего, а тут… Вон Аня не даст соврать, она на остановке рядом стояла, аж села - две молнии с разных сторон, прямо в крест. Удар лопнувшего громоотвода и снова тишина, вроде обошлось. А потом глядь - словно маленький красный фонарь зажгли на кресте. Был бы дождь, его б залило мигом, а так два часа стояли и смотрели, как разгорается. Пожарные из города через сорок минут приехали, а толку что? Струя бьет три метра, сараи тушить, нет в Каргополе других машин, город весь двухэтажный, а про то, что его со всех сторон обступают огромные деревянные храмы… Кто ж думал-то? И багров длинных не оказалось - крест, загоревшись, упал, да зацепился за полицу шатра, мужики полезли за ним наверх, а сбросить не могут. А все остальные иконы выносили, пока уже не полыхнул шатер всею силой, полетели головни, стали сворачиваться от жара железные оградки на ближних могилах. Огонь прыгнул на колокольню, мне пожарный кричит: не стой, бери икону, ходи вокруг! Я встала меж огнем и Богоявленской, огонь не пошел в эту сторону. Теперь не могу туда возвращаться, я ж там каждую стену, каждый гвоздь, каждый шаг… Ну и так далее, типичный рассказ погорельца, потерявшего свой собственный, с детства родной дом, а не окрестную достопримечательность.



Лядины были центральным звеном туристического маршрута, объединяющего Каргополь, Кенозерский заповедник и ряд деревянных храмов, стоящих в стороне от дороги. Тем не менее утрата большей части ансамбля Лядинского погоста не делает село менее достойным визита. Уцелевшая Богоявленская церковь уникальна своей архитектурой, очень колоритно само село с большими старыми избами и колодцами с круглыми вóротами. Кроме того, в Лядинах есть два хороших частных музея, и если не знать о том, что прежде Лядины были иными, то можно было бы сказать, что все в них удачно и туристически самодостаточно. Но пустота на месте утраченного шедевра будет сквозить долго, вероятно всегда. Разговор о воссоздании Покровско-Власьевской церкви первым завел архитектор Борис Лурье, в последние годы занимавшийся обмерами и реставрацией погоста. На совещании в Министерстве культуры он напомнил о том, что средства на Покровскую церковь должны были наконец выделить именно в 2013 году. В разговоре с нами он также добавил:

- Несмотря на то что для бюджета замена слова «реставрация» на «восстановление» - это два воза бумажной работы, стоит заняться этим прямо сейчас. У нас есть великолепные обмеры, мы можем не просто построить похожую, а достоверно воссоздать вот эту самую церковь, с колокольней и утраченной в начале ХХ века оградой. За вычетом нескольких спорных методических вопросов (например, восстановление храма в обшивке или без), здесь все ясно, даже утраченные небеса могут быть восстановлены близко к оригиналу благодаря подробной фотофиксации. Ведь это был единственный сохранившийся «тройник» с шатровой колокольней. Подобных ансамблей сохранилось четыре-пять штук на всю огромную Россию. Смириться с утратой такого памятника было бы преступлением.



…Крыльцо уцелевшей Богоявленской церкви уникально своей полукруглой формой. Ступени поднимаются высоко, а кровля над ними спускается низко - таким образом, стоящий у дверей храма посетитель оказывается полностью отгорожен от внешнего мира деревянным сводом, крашенным в синий цвет и расписанным звездами. Находясь здесь, легче верить в хорошее, например в то, что пасхальный небесный огонь снизошел на каргопольскую землю не как наказание, а как вразумление нашей общей нерадивости. Вот и Лурье подтверждает: «Каждая деревянная церковь - это прекрасно высушенный, проложенный берестою сорокаметровый костерок. Мало громоотводов, нужны отдельно стоящие мачты. Мало даже современных пожарных машин, нужны вертолеты. Мы с вами находимся на самой грани утраты деревянного наследия - нашей, между прочим, единственной национальной архитектуры».

Дорогие ответственные лица, пожалуйста, подарите наконец славному городу Каргополю хотя бы пару пожарных вертолетов: Родина в опасности.

вне Москвы, утраты, А.Можаев

Previous post Next post
Up