Марина Хрусталёва
опубликовано
Йополис, Ситибумфото автора
Зимой
мы уже писали в «Йополисе» о подготовке вертолетных площадок в Кремле и у Белого дома. Месяц назад пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков рапортовал, что площадки готовы.
Он заверил, что Кремлю ничего не грозит: «…огромное количество датчиков установили на всех сооружениях, особенно на исторических. И это такой научный подход, с тем чтобы исключить какое-то малейшее воздействие».
Вместе с тем, выяснилось, что президент будет пользоваться не легкими итальянскими Agusta Westland, а привычными отечественными МИ-8. Если верить Википедии,
итальянские «Ласточки» модели AW109 в четыре с лишним раза легче наших, диаметр винта у них вдвое меньше, и стоят они в два-три раза дешевле, чем МИ-8. Оценить президентский выбор не просто.
Между тем, по сведениям «Архнадзора», во время работ по подготовке вертолетной площадке в Тайницком саду Кремля было вырублено 120 деревьев и выровнен сложный рельеф. Археологи не принимали официального участия в этих работах, что для Кремля является вопиющим нарушением охранных норм. Некоторым специалистам «посчастливилось» лишь наблюдать за строительством, подбирая случайные находки. Остальной верхний культурный слой, очевидно, погиб.
Обновление Кремля не прошло незамеченным:
эффектное сравнение "до и после" появилось в блоге Александра Мальгина, а сюжет
«Я буду долго гнать» вышел в ньюзикле «Господин хороший» на ТВ-Дождь. Михаил Ефремов и Алексей Кортнев предположили, что смена транспортных средств на все более экзотические - это попытка президента вернуть утраченную любовь и внимание народа. В этом случае в распоряжении главы государства есть еще
несколько экстравагантных летательных аппаратов, опробованных смелыми ведущими передачи «Это вы можете» на ОТВ.
Интересно, что строительство вертолетной площадки в Кремле началось без согласования этих работ в ЮНЕСКО, впрочем, как и вырубка деревьев в Александровском саду или строительство стеклянных билетных касс у Кутафьей башни. Пресс-секретарь Управления делами президента
Виктор Хреков пояснял, что это задача Минкульта. Между тем, российская Комиссия по делам ЮНЕСКО относится не к Минкульту, а к МИДу. Это ведомственное недоразумение уже много лет становится причиной проволочек и неэффективной работы России с объектами из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Директор центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Кишор Рао направлял запрос о работах в Кремле еще в прошлом году, но ответа не получил. С 16 по 27 июня в столице Камбоджи Пномпене идет 37-я сессия ЮНЕСКО. В официальных документах сессии
Кремлю и Красной площади уделена лишь одна строчка пункта 83. В нем значится, что официальный отчет российской стороны о мерах по сохранению памятников до сих пор не получен. Так же как и по Кижам, Соловкам, Ярославлю. Строго говоря, это международный позор, повторяющийся из года в год.
Предусмотрительные чиновники ЮНЕСКО еще до начала сессии в Пномпене заготовили
проект резолюции по Кремлю, чтобы рассмотреть ее на заседаниях 19-20 июня. В ней выражается крайняя обеспокоенность тем фактом, что Комитет по Всемирному наследию с 2011 года не может добиться отчета российской стороны, не говоря уже о подробном плане управления объектом ЮНЕСКО, утвержденных границах буферных зон, разработанных законодательных актах, усиливающих охрану Кремля. В резолюции еще раз говорится о строгой необходимости согласовывать с ЮНЕСКО любые проекты реставрации или нового строительства на территории объекта Всемирного наследия.
В качестве фактора риска, изменяющего облик Кремля, в резолюции упомянут памятник маршалу Жукову, установленный в 1995 году. Судя по всему, про вертолетную площадку и
новый памятник Гермогену в Александровском саду в ЮНЕСКО официально не знают.
Click to view
Над Петропавловской крепостью вертолеты МИ-8 катают туристов. Обратите внимание, насколько больше там свободно пространства на посадочном поле, чем в Кремле, насколько дальше вертолет садится от исторических стен. И какой сильный от винта идет ветер - посмотрите на кусты.