Продолжают калечить

Jun 15, 2013 21:49

12 июня "Архнадзор" провёл серию экскурсий по Воздвиженке

Антон Размахнин

14.00, памятник Достоевскому около «Ленинки». Здесь должна начаться одна из четырех экскурсий, которые «Архнадзор» проводит в День России вдоль Воздвиженки. Плотной группы экскурсантов вроде бы не видно, на площади - обычные люди, по одному-двое. Гуляющие.

Стоило объявить: «Кто на экскурсию «Архнадзора»?» - подошли практически все, кто был на площади. Оказывается, сплошь «наши люди».



- Воздвиженка - не уничтоженная, но искалеченная улица, - начинает ведущий экскурсию координатор движения, архивист и гид Никита Брусиловский. А людей-то куда больше, чем планировалось, полусотней дело не ограничилось. Слова слышатся с трудом, портативный усилитель не справляется: оживленная улица, машины.

Важнейшая улица, «царская дорога» в течение многих - и уж точно последнего - веков. Опричный двор (ныне - приемная Госдумы, до того приемная дедушки Калинина); палаты Архивов, поверх которых построен циклопический корпус Библиотеки; дворец Нарышкиных - Шереметьевых, заслоненный Кремлевской больницей… Пока идет рассказ, машины внезапно затихают минут на пять, становится слышно каждое слово. Ну конечно, это перекрытие, едет одно из первых лиц, а кто едет, то боярам ведомо. Царская дорога, как и было сказано.

Дальше наш путь в Романов, но - такая в Москве пока что городская среда, что это можно сделать только через подземный переход и узкие тротуары «калининского» дома. Почти сотня человек заполняет узкие проходы, просачиваемся за поворот в Романов - и нас тут же становится вдвое больше: навстречу другая, с Александром Фроловым, архнадзоровская прогулка. Какое-то время бок о бок смотрим «маршальский» дом и церковь Знамения Нарышкиных, образец того самого «нарышкинского» барокко. Потом расходимся - такой толпой ходить в городе немыслимо.

- Две подлинных городских усадьбы, сохранившихся на Воздвиженке - Талызинская, где ныне Музей архитектуры, и Шереметьевская напротив, - показывает Брусиловский. - И та, и другая за последний век надстроены, кто же в силах отказаться от полезных площадей. Поэтому и говорим: не уничтоженная улица, но искалеченная.



Следующая остановка - «Военторг», который снесли «с сохранением пространственного решения» и построили вшестеро большую пародию, где лишь рельефные фигуры воинов остались прежними. Здание, с которого началась современная московская градозащита, на котором многие ранее ценившие московскую мэрию, очнулись и закричали - да что же это делается-то? Затем - в Кисловские переулки, чуть не доходя до недавно осиротевшего без усадьбы Шаховских Калашного, вдоль несуществующего «Соловьиного дома», где уже 15 лет как торчит пустырь…

И вновь по Воздвиженке - к дому Болконского, который разбирают и надстраивают сегодня, сейчас. Не уничтожают, но калечат. Как при царях, как в советские времена - но, позвольте, ни при царях, ни в советские времена не было современных понятий об архитектурном наследии и городской среде!

- Из аристократического дома застройщики делают дом доходный, - Рустам Рахматуллин, которого почти все экскурсанты узнали в лицо, произносит импровизированную речь у закрытых ворот особняка. - По степени бесстыдства это превосходит все, что делалось в Москве в последние двадцать лет! Уйдет растительный фриз, будет разобран купол - и все ради выгоды каких-то частных лиц, смело ходящих «на самый верх».



Машины - половина их с мигалками - опять заглушают слова. Но тут все настолько очевидно, что можно, как в старом анекдоте, показывать чистый лист бумаги. Люди против, закон не слишком-то позволяет. Но историческую Москву продолжают пусть не уничтожать, но калечить.

акции АН, Воздвиженка, дом Волконского

Previous post Next post
Up