Покрасили - украсили. Эпизод второй

Apr 25, 2013 08:56

Что бывает, если послать вандала ликвидировать последствия вандализма? Правильно - получается второй вандализм.



Наталья Самовер

Гранитные колонны вестибюля станции метро «Чистые пруды» отмыты. Это произошло в ночь на 24 апреля - ровно пять дней спустя после того, как они были до половины высоты вымазаны плотной кроющей краской характерного оттенка, который некоторые наши читатели сравнили с цветом милицейских мундиров.



Помывка, судя по всему, производилась в авральном режиме, так что полностью снять краску не удалось. Теперь колонны пятнистые. Характерно, что о необходимости пригласить реставраторов для приведения в порядок изуродованного памятника начальство метрополитена не задумалось так же, как не задумывалось оно о культурной ценности здания, когда пять дней назад отдавало приказ его уродовать.



Следовало ожидать, что основными «героями» в данной ситуации окажутся Московский метрополитен в качестве виновника всей этой кутерьмы и Мосгорнаследие как государственный орган, обязанный блюсти сохранность памятников и пресекать нарушения. Однако, если первый предпринял энергичные попытки оправдаться, то второе привлекло к себе внимание тем, что категорически отказалось общаться с журналистами и предпринимать какие-то публичные действия в защиту памятника.

Так случилось, что вандализм на «Чистых прудах» приключился 20 апреля - накануне того, как главе Департамента культурного наследия Александру Кибовскому предстояло принять участие в городской акции «Чистый памятник». Оба события - плановое и неожиданное - очень неприятно «срифмовались».



"Чистые пруды", в ночь на 20 апреля 2013 года



фото с сайта Мосгорнаследия

Акция, конечно, состоялась; show must go on, и руководитель Мосгорнаследия собственноручно полил из брандспойта памятник Юрию Долгорукому. «Очень важно, что уже сейчас люди начинают присоединяться к этому движению. Это не только забота о нашей исторической памяти, но и дань уважения всем тем, кто помог сделать Москву уникальным городом, которым она является сейчас», - сдержанно похвалил он других участников субботника. Однако ожидаемый позитивный пиар-эффект для ведомства господина Кибовского был смазан разразившимся общегородским скандалом по поводу «Чистых прудов», и вот уже шестой день те самые люди, у которых так некстати пробудилась историческая память, шумят и возмущаются, а орган охраны памятников хранит полное молчание относительно произошедшего.

Зато очнулась пресс-служба метрополитена.
Для начала в ход пошла простейшая «отмазка» - корреспондента МК попытались убедить в том, что «слухи о том, что «Чистые пруды» являются объектом культурного наследия, сильно преувеличены». Очевидно, за время, прошедшее с момента издания Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2001 года № 1102-ПП «О включении в Государственный список памятников истории и культуры г. Москвы объектов культурного наследия, связанных с историей Московской битвы 1941-1942 гг.», в метрополитене так и не нашли времени, чтобы с ним ознакомиться.
Равно как и с информационной табличкой, размещенной на стене злосчастного павильона.



Дальше - больше. Поскольку делать вид, что ничего не произошло, было поздно, а признавать свою вину и извиняться - не в привычках Московского метрополитена, началось вдохновенное вранье. Цитируем далее по публикации в МК : «Таким образом мы боролись со следами вандализма, - объяснил начальник пресс-службы столичной подземки Павел Сухарников. - Колонны вестибюля покрывали надписи от баллончиков, клей от объявлений. Для этого был разработан специальный состав, которым колонны и покрыли».

Пресс-служба метрополитена беспомощно путалась в показаниях. Зашла речь о втором фасаде вестибюля, колонны которого пребывают в закрашенном доверху состоянии уже около десяти лет. И тут, забыв о том, что само наличие охранного статуса только что ставилось под сомнение, собеседник МК неожиданно сообщил о существовании охранного обязательства: «В пресс-службе метрополитена заверили, что, согласно охранному документу на объект культурного наследия, павильон «Чистых прудов» должен выглядеть именно таким образом: колонны одного вестибюля - серые, колонны другого - гранитные».



1935 г.


2013 г.

Очень хочется на этот «охранный документ на объект культурного наследия» посмотреть. Отчего бы не развеять все инсинуации, просто опубликовав его на сайте Московского метрополитена? А вдруг и правда органы охраны памятников официально предписали метрополитену именно так обращаться с памятником?
Это предположение не столь уж безумно как может показаться на первый взгляд.

Любопытно, что глава пресс-службы метро, выдумывая свое объяснение покраски колонн на «Чистых прудах», вдохновлялся, скорее всего, примером советника главы Мосгорнаследия Николая Переслегина, который в прошлом году, комментируя самовольную перекраску Дома Правительства на улице Серафимовича (известного как «Дом на набережной»), уже после того как работы были остановлены его ведомством, зачем-то пустился в оправдание вандалов и заявил, что «на фасаде дома проводилась пробная выкраска специальной временной краской, с помощью которой выявляют различные повреждения, а также необходимость в дальнейшей грунтовке и шпаклевке» (цитируется в изложении РИА «Новости - Недвижимость» ).

Специалисты-реставраторы, до той поры никогда не слыхавшие о подобной волшебной краске, были крайне заинтригованы этими словами. Не иначе как речь шла о какой-то новейшей разработке отечественных ученых, которая, ввиду ее особой инновационности, тестировалась в режиме строжайшей секретности под видом обыкновенного вандализма...


та самая "чудо-краска"

И вот, мы видим второй случай применения этого таинственного материала. Оказывается, «специальная временная краска» бывает не только розовой, но и серой. И, кстати, похоже, она не работает. Дом на набережной просто перекрасили прямо по розовому, не трудясь выявлять и реставрировать «различные повреждения». Что касается колонн «Чистых прудов», то источник в метрополитене скорбно поделился с корреспондентом МК негативным результатом эксперимента: «Смыв раствор, мы обнаружили, что, к сожалению, он не подействовал, на колоннах остались надписи».

С нетерпением ожидаем дальнейшего развития этой загадочной истории, а также ответов Мосгорнаследия и Московского метрополитена на обращения Архнадзора, направленные 22 апреля.

PS:
"Сами выкрасили, сами исправили"
Сергей Самоха
"Вести Москва",
24.04.2013




метро, вандализм

Previous post Next post
Up