ВВЦ: перспективы

Nov 21, 2011 08:47

Опубликовано Pro Rus
Анна Броновицкая о пресс-конференции о перспективах возрождения Всероссийского выставочного центра




Во-первых, участники явно путались в показаниях, а их речи сильно расходились с информацией, содержащейся в розданных материалах. К примеру, написано, что программу реконструкции планируется осуществить к 2024 году,
а генеральный директор ВВЦ заявил, что принято решение открыть полностью обновленный комплекс уже через пять лет. По устной версии, в первую очередь будет проведена реставрация исторических зданий, а по письменной - сначала будут построены коммерческие объекты.

При этом всячески подчеркивалось, что авторы "возрождения" находятся только в самом начале пути, и детали обсуждать не могут, так как ни архитектурная, ни планировочная концепции еще не разработаны. Есть, конечно, ясность кардинальной идеи: "возвращаем блеск жемчужине всей страны", реставрируем уникальный ансамбль, ничего не сносим и ничего не строим. Ну, почти ничего: только крытый парк развлечений, пару гостиниц, конгресс-центр, центр инноваций, конно-спортивный комплекс, ну и выставочных павильонов добавим, если будет потребность и хватит инвестиций.

Что именно подразумевается под <<ансамблем>> и уникальными памятниками, тоже
пока не вполне ясно. Пока объектами культурного наследия официально
считается меньше половины исторических построек ВСХВ 1939-1959 годов, а о
ценности павильонах 1960-1970-х, среди которых есть чрезвычайно интересные
образчики советского модернизма, вообще не упоминается. То, что в
НИиПИГенплана ведется работа по уточнению и расширению перечня охраняемых
памятников, конечно, внушает надежду, но не очень твердую. Потому что, хотя
в мастерской Елены Соловьевой работают уважаемые и квалифицированные
сотрудники, легко может оказаться, что сделанные ими выводы будут не вполне
свободными. Потому что другая мастерская того же института Генплана,
руководимая Ганной Омельяненко, <<очень надеется>> выиграть конкурс на проект
планировки обновленного комплекса. И в разработанных институтом
предпроектных предложениях под застройку отводятся большие участки, включая
те, на которых стоят исторические постройки.

Пока что, до конкурса на проект планировки, НИиПи Генплана готовит
документацию, которая позволит официально признать комплекс ВВЦ
<<достопримечательным местом>>. Что прекрасно, потому что статус
достопримечательного места выше, чем статус объединенной охранной зоны,
которой территория выставки является сейчас. Но, с другой стороны, границы
достопримечательного места будут уже, чем сейчас: в него не попадает,
например, участок комплекса <<Новая деревня>>, на котором стоят неброские, но
несущие явные следы манеры Жолтовского образцовые сельские жилые дома,
столь же образцовые конюшни, бани, библиотека, клуб и водокачка - целая
игрушечная деревня, вполне в духе садовых затей XVIIIвека. Идиллический
характер места усиливается тем, что среди домиков растут плодовые деревья
лучших сортов. И вот все это должно исчезнуть, чтобы освободить площадку
для <<центра инноваций>>.

Еще более тревожный момент заключается в том, что статус
достопримечательного места территория ВВЦ должна получить не в дополнение,
а вместо другого статуса - особо охраняемой природной территории, в которую
она входит вместе с Главным ботаническим садом и усадьбой Останкино. Особо
охраняемая природная территория - дело серьезное, в ее пределах запрещено
любое новое строительство. Все равно, конечно, строили, но все же в
противном случае количество новостроек было бы гораздо больше, а парка,
соответственно, осталось бы меньше. Чтобы избавиться от этого препятствия,
нужно поднапрячься и вывести ВВЦ, или хотя бы ее часть, из состава ООПТ.
И, как оптимистически сказал Алексей Микушко, <<Мы уверены, что последует
два распоряжения правительства Москвы и одно распоряжение правительства
России, которые позволят нам начать работы>>.

Уверенность в успешном завершении амбициозного проекта гендиректору дает и
имеющийся, как он сказал, <<у нас>>, успешный опыт реконструкции
исторического памятника. Упомянутый памятник - это гостиница <<Украина>>,
директором которой господин Микушко был до перехода на работу в ВВЦ, а <<мы>>
- это он и пришедшие одновременно с ним на выставку инвесторы, владеющие
<<Украиной>> и еще рядом крупных коммерческих объектов. Успешным назвать
реконструкцию гостиницы можно назвать только с точки зрения соотношения
вложений и прибыли: исторические интерьеры были утрачены, а работы велись
так, что обвалилась одна из боковых башенок, которую пришлось заменить
копией. Другое высокодоходное имущество тех же инвесторов, торговый центр
<<Европейский>>, не только борется за одно из первых мест в нашем рейтинге
самых уродливых зданий Москвы, но и буквально задавил своим объемом
памятник архитектуры, Киевский вокзал, разорвав при этом его визуальную
связь с Бородинским мостом и тем самым разрушил мемориальный ансамбль,
созданный к столетнему юбилею победы над Наполеоном.




Итак, главным инвестором <<возрождения>> ВДНХ являются люди, уже проявившие
свое циничное отношение к культурному наследию, а во главе администрации
комплекса, которая могла бы, по идее, держать заказчика в рамках, стоит их
же человек. Историко-культурную экспертизу проводит подразделение
института, другое подразделение которого должно получить заказ на проект
планировки. Есть ли при этом шанс, что уникальный ансамбль, подобного
которому просто нет в мире, действительно сохранится в своей полноте и
будет бережно отреставрирован? Думается, что вероятность этого, мягко
говоря, не очень велика.

ВВЦ - национальный выставочный комплекс, 70% которого принадлежит
государству, а 30% - городу Москве. Действительно ли при таких условиях <<мы
не можем обойтись без коммерции>>, как сказал на пресс-конференции Борис
Левянт, бюро которого занимается разработкой архитектурной концепции? А
если уж совсем никак не можем, то какова должна быть доля этой коммерции,
чтобы покрыть расходы на реставрацию исторического ансамбля? И разве город
Москва, объявивший программу обеспечения доступа жителей к благоустроенным
паркам, на заинтересован в том, чтобы прекрасный парк не оказался застроен
очередным развлекательным комплексом и прочими коммерческими заведениями?
Обо всем этом необходимо еще раз серьезно подумать, прежде чем подписывать
распоряжения, дающие отмашку начать работы по реализации озвученного
проекта.

ВДНХ, советская архитектура, реконструкция памятников, под угрозой

Previous post Next post
Up