Круговое депо, 4-й главный путь и Путин В.В.

Jul 01, 2011 06:11

«Ночь длинных ковшей» показала, что лучшим средством решения проблем с законом в Москве по-прежнему остается спешное уничтожение проблемного объекта. Мы знаем, какой объект стоит на очереди - это Круговое паровозное депо Николаевской железной дороги.



О Круговом депо мы не раз писали на своем сайте и в блоге. Посетители Клуба Архнадзора помнят блестящую лекцию Юрия Егорова о памятниках Николаевской железной дороги, где этому объекту было отведено почетное место. Вид этого и подобных ему произведений промышленной архитектуры будоражит мысль молодых архитекторов, предлагающих красивые и, смеем предположить, коммерчески эффективные решения по их приспособлению к современному использованию.


Но пока Круговое депо который год балансирует на грани гибели.





ОАО «РЖД» считает, что оно мешает прокладке новых железнодорожных путей и упорно ведет дело к тому, чтобы сделать ситуацию необратимой. Статус выявленного объекта культурного наследия, сегодня защищающий памятник, в любой момент может быть снят решением Правительства Москвы. «РЖД» уже дважды ходатайствовало об этом - пока безуспешно, но третья попытка не за горами. Мы видели, как администрация Юрия Лужкова бестрепетно шла на такие решения, лишь бы угодить инвесторам. Администрация Сергея Собянина в таких подвигах пока не была замечена, но после «Ночи длинных ковшей» мы уже ничему не удивимся.

Сегодня в Круговом депо еще вовсю идет торговля и прочая коммерческая деятельность, но на стенах здания, которое находится в частной собственности и обременено ипотекой, уже появилась разметка, недвусмысленно свидетельствующая о намерениях тех, кто ее нанес.







В связи со сложившейся опасной ситуацией Координационный совет Общественного Движения Архнадзор направил обращение Председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Приводим его полный текст:

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы обращаемся к Вам как к руководителю Правительства РФ, осуществляющего полномочия Российской Федерации в качестве единственного акционера ОАО «РЖД», с просьбой пресечь готовящееся нарушение федерального законодательства со стороны компании.
В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляется подготовка к сносу исторического здания Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги, расположенного по адресу: Москва, Комсомольская пл., д. 1а (д.3/30, стр. 1).

Снос планируется в рамках строительства 4-го главного пути на участке Москва - Крюково.
Здание депо, построенное в 1847-1851 гг. по проекту выдающегося русского архитектора К.А. Тона, автора таких известнейших зданий как Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя, Ленинградский вокзал в Москве и многих других, с 1991 г. обладает статусом выявленного объекта культурного наследия. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», данное здание, историко-культурная ценность которого подтверждена государственной историко-культурной экспертизой, находится под охраной государства.

Полномочия по охране выявленных объектов культурного наследия в Москве принадлежат Департаменту культурного наследия г. Москвы.

В течение ряда лет ОАО «РЖД», игнорируя историко-культурную ценность здания Кругового депо (в том числе и его несомненную ценность для истории железнодорожного транспорта России), предпринимает настойчивые попытки добиться лишения его охранного статуса. В 2009 году Комитет по культурному наследию г. Москвы (Москомнаследие), руководствуясь требованиями федерального законодательства, отклонил просьбу ОАО «РЖД» о выводе здания депо из числа памятников истории и культуры. Решение Москомнаследия было подтверждено резолюцией мэра г. Москвы о недопустимости уничтожения Кругового депо. Тем не менее, в настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующего решения органов охраны памятников, на здание уже нанесена разметка для сноса.

Особенное беспокойство за судьбу Кругового депо вызывает недавний конфликт между ОАО «РЖД» и Департаментом культурного наследия Москвы, который произошел в связи со сносом другого исторического здания, расположенного неподалеку, - Веерного паровозного депо Николаевской железной дороги. Снос большей части здания был осуществлен в апреле 2011 г. в рамках реализации того же проекта строительства 4-го главного пути на участке Москва - Крюково.

Веерное депо, не имевшее охранного статуса, тем не менее, располагалось на исторической территории города, где, в соответствии с городским законодательством, действует особый порядок осуществления градостроительной деятельности и, в том числе, особый порядок согласования сносов. В нарушение данного порядка ОАО «РЖД» как собственник здания не согласовало его снос со специально уполномоченной Комиссией при Правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах города Москвы.

В ходе возникшего конфликта руководство ОАО «РЖД» заняло демонстративно нигилистическую позицию в отношении права Правительства Москвы осуществлять правовое регулирование градостроительной деятельности на территории города. «Для проведения работ по сносу здания компании не требуется разрешение московской комиссии по сносу, так как оно необходимо только в случае проведения работ на землях города, а веерное депо находится на земле, являющейся федеральной собственностью. Поэтому вопрос сноса зданий на этой территории находится в компетенции балансодержателя, которым является ОАО «РЖД», - говорилось в пресс-релизе ОАО «РЖД» от 13 апреля 2010 г.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что в деятельности ОАО «РЖД» сложилась практика пренебрежения действующим законодательством и игнорирования нормативно-правовых актов, создающих трудности для реализации планов компании.
Нам известен также ряд случаев разрушения и повреждения исторических зданий, в том числе обладавших охранным статусом, произведенных подразделениями ОАО «РЖД» в ряде регионов России.

Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на социальную и экономическую значимость проекта строительства новой железнодорожной магистрали не могут служить основанием для оправдания правового нигилизма и для уничтожения культурного наследия народов Российской Федерации, охраняемого в соответствии с Федеральным законом.
Также несостоятельной является ссылка на положительное заключение Главгосэкспертизы РФ № 562-08/ГГЭ-5624/04 от 28.08.2008 г. по проекту строительства 4-го главного пути на участке Москва - Крюково, так как согласование проекта, предполагающего разрушение объекта культурного наследия, само себе является незаконным.

К сожалению, в течение ряда лет, ведя борьбу против органов охраны культурного наследия и общественности, добивающейся сохранения Кругового депо, руководство ОАО «РЖД» игнорирует разработанные специалистами предложения по изменению трассы 4-го главного пути на данном участке, что позволило бы избежать нарушения закона и осуществить строительство объекта транспортной инфраструктуры без ущерба для объекта культурного наследия.

ОАО «РЖД» относится к перечню системообразующих организаций России и является одной из компаний, деятельность которых формирует лицо и репутацию страны в целом. В этой связи с особенное значение приобретает строгое соблюдение компанией действующего законодательства в полном объеме, а не только в части, имеющей непосредственное отношение к ее хозяйственной деятельности. Также необходимо обратить внимание на то, что сохранение культурного наследия страны, являющееся конституционной обязанностью граждан России, может и должно быть важной составной частью корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД».

Снос Веерного депо Николаевской железной дороги получил громкий резонанс в СМИ и общественном мнении. Несомненно, еще более негативную реакцию со стороны общественности вызовет снос Кругового депо, являющегося охраняемым памятником архитектуры. Совершение акта открытого беззакония нанесет удар не только по имиджу и деловой репутации ОАО «РЖД», но и по репутации Российского государства в целом, как противоречащее государственной политике, направленной на сохранение и развитие отечественной культуры.

Учитывая, что единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация, и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, мы обращаемся к Вам с просьбой уделить особенное внимание вопросам соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности ОАО «РЖД».
Также просим Вас дать поручение произвести корректировку проекта строительства 4-го главного пути на участке Москва - Крюково с учетом сохранения исторических построек Николаевской железной дороги в районе Ленинградского и Ярославского вокзалов Москвы.

Координационный совет
Общественного Движения Архнадзор

Николаевская ж.д., Круговое депо, под угрозой, РЖД

Previous post Next post
Up