Интеллигенция и паскудство

Oct 13, 2015 14:09

Рассматривая незамыленным глазом действия интеллигентов различных эпох что в России, что за границей, приходишь в удивление на уровне постоянно отвисающей челюсти. В чём дело? Да в том, что по изучении развенчивается вся сусальность, элитарность, небожительство большинства этих интеллигентов и остаётся практически та же клоунада, что у нынешних креативщиков, разве что на изысканном, талантливом уровне. А в остальном - куда ни посмотри - картёжники, кутилы, алкоголики, карьеристы, пересмешники, пасквилянты, доносчики, в том числе друг на друга. И обожаемые оставившие гигантское литературное наследство Пушкин, Гоголь, Жуковский, Плетнёв, Карамзин, Тургенев, а в особенности превзошедший всех их по беспринципности Достоевский таковы. Причём коли кто-то даже из их ряда постарается развенчать их элитарность - то автоматически попадает в немилость.

Так произошло, например, с Петром Ершовым - тем самым автором "Горбунка" знаменитого. Вообще говоря, провинциальный классовый собрат всех этих богемщиков (конкретно - тобольский). Ну смотрите. Оказывается, автор одного знаменитого произведения при кучке не особенно-то запомнившихся Фонвизин - гений. И автор одного произведения Грибоедов тоже у нас гений и вдовесок жертва иранского деспотизма (а вы пробовали остальные произведения читать? ну и как? ничего не скрипело на зубах?) А вот автор одного произведения - сказки о коньке-горбунке - оказывается, бездарь, которому повезло случайно встретиться с Пушкиным, подсказавшим идею, а без него, нашего всего, ничего бы и не было. Собственные же произведения Ершова нечего и читать - бездарны. В наши же дни пушкинисты пытаются и авторство Ершова оспорить. Но почему?
Да всё просто! Все эти богемщики занимались смешиванием русского языка с французским и немецким - чуть было язык не погубили. Ершов же, даром что был учителем, в собственных произведениях преисполнял родную речь сибирского и уральского колорита настолько скрупулёзно, что это крест железный ставило на их богемных экзерсисах и показывало лицемерие столичных радетелей великого и могучего.

Или Тарас Шевченко, которого сейчас одни неадекваты выставляют сторонником независимой в современном смысле Украины (ну то есть чёрной - или жёлто-синей дыры), а другие яростным пересмешником украинства. Освобождённый крестьянин. Последовательный пропагандист истинной свободы и народной речи - русской, украинской. Аналогично - был изгнан богемщиками. Ну а что? Одно дело - штамповать литературу, хорошенько оплачиваемую, безопасную для существующего строя (чем побасёнки Гоголя или Гончарова - да, талантливые! - отличаются от бесчисленных репортажей журналистов о загубленных провинциях?), другой разговор - по-настоящему призывать к сбрасыванию оков.

Да ведь они и друг с другом-то по-настоящему не дружили, эти богемщики (это относится и к писателям, и к представителям остальных творческих профессий - в основном большинстве). И вот в таком состоянии взаимной грызни они и проводили XIX век и встретили XX. Ну а после Революции уже кто как настраивал себя. В массе основной не прекратили порочной практики прошлого века. Потому прежде чем проливать слёзы о судьбе Бердяева или Ильина, Бунина, Есенина и Маяковского, Флоренского, (Николая) Вавилова, различного рода филологов и теологов, Демьяна Бедного (что, мол, советская власть была к собственным порожденцам-карьеристам, в каком свете зачастую фигура сия описывается, даже немилостива) - задумаемся - а чем же они, собственно, занимались? Кто они, чтобы нам проливать о них слёзы? Заслужили ли? Подсказка - и мигранты за границей расталкивали друг друга у финансовых кормушек, и советские интеллигенты соревновались в склонности к подачкам - наплевав на проблемы простого народа. А в наши дни что творится? Так чему, простите, сочувствовать? Беспринципности, доходящей до крайнего паскудства?

размышления, интеллигенция

Previous post Next post
Up