О религии и обществе

Jun 08, 2015 02:23

Раздаются в мой адрес упрёки в том, что у меня антирелигиозная пропаганда не отличается от пропаганды в стиле Шарли Эбдо.
Ну нет, вот от Шарли Эбдо я не в восторге. И от Невзорова даже. Допускаю, что в карикатурах о брегетах или в рассуждениях о повсеместной установке храмов (возле магазинов, автосалонов, на площадях и в парках) элементы невзоровщины закрались. Но...
Да, я с 2014 года являюсь осознанным атеистом и, между прочим, право быть не третируемым есть у меня - обыкновенное гражданское.
Атеистом и марксистом. При том, что знакомлюсь также с работами революционных европейских мыслителей - предшествовавших Фейербарху, Марксу, Энгельсу...
И, естественно, помню и атеизм, агностицизм, антиклерикальные шутки - у древнеримских, древнегреческих философов, Омара Хайяма, российских писателей - Пушкина и Лермонтова.
Разве не наше это достояние, которое доступно быть так же, как доступна возможность совершать обряды тем, кто нуждается в этом?
На практике все эти разговоры при конструктивном направлении приводят вот к чему - к ревизованию тезиса о роли, функции религии в обществе. К ревизованию тезиса о её классовом характере.
Ну попробуем без марксизмов разобраться с религией.
Несомненно, что верования видоизменялись в зависимости от изменения типа общества.
На первейших этапах человеком обожествлялась стихия (вой животных, или звук ветра, или шум дождя). В то же время при рыболовстве, охоте или разведении костра человек из верующего превращался в материалиста. Изобретал приспособления для жизнеобеспечения.
Далее - в виде богов предметы, растения и/или животные. Славяне этот этап проскочили, но он сохранился в славянских сказках.
И вот, наконец, язычество, где как боги существа, не особенно отличающиеся от людей в повадках.
И от язычества - к монотеистическим религиям. И в монотеистических налицо хронологические пласты различных эпох, свидетельствующие об изменении взглядов на мир, о совершенствовании технологий и так далее.

Рассмотрим на примере русских - украинцев - белорусов.

1.Языческая Русь.
Рюрик - основатель.
Олег - расширение государства; победа в войне с Византией и укрепление торговых контактов.
Игорь - новая война с Византией и новый договор с ней.
Ольга - собственно, первой обратилась в православие. Легендарные акти мести за Олега. Система погостов - централизованной торговли и обмена.
Святослав - сокрушение Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Успешная война с Болгарией и Византией.
Ярополк - контакты с Германией. Печатание собственных монет на Руси.
Итак, до крещения - достижения были.
2.Христианская (православная) Русь.
2.1.Старообрядческая.
2.2.Православная со времён никонианских реформ.

На всех этих этапах были достижения в сфере государственного и общественного строительства. В настоящий момент наблюдается остаточное противопоставление старообрядцев и никонианцев, но на современном этапе старообрядческая Русь уже не продуктивна. Так что шаги по примирению в этом смысле идут на пользу.
Но вот неоязычество - граничит с экстремизмом. Как и в европейских государствах. Фактически оно может быть использовано в качестве государстворазрушающей секты.

2.3.Униатская (грекокатолическая) Русь. То есть так называемые независимые Украина (Малороссия) и Белоруссия.
Вот тут сроду не было достижений. По сути, непрекращающаяся головная боль триединого русского мира. Какой срез временной ни берём - и везде провал, особенно на Украине (о нынешней Белоруссии с приглушённым национализмом разговор отдельный). 2014 год продемонстрировал истинную цену украинской независимости. Как всегда, разрушили всё, не соорудивши ничего.
2.4.См. 4.

3.Советская Русь, то есть официально - атеистическая.
Только идиот отрицает колоссальные достижения СССР во всех сферах. А что есть СССР? Социалистическая формация российской государственности! Российские, украинские, белорусские достижения до сих пор в памяти. Но...
Вот тут-то и наступают сомнения у товарищей относительно роли атеизма в прогрессе. Мол, всё равно верили. Да, верили. Потому что в обществе не до конца искоренили признаки предшествовавших формаций.
Собственно, в СССР и не запрещали религию - в отличие от Албании Энвера Ходжа, Кампучии при Пол Поте. Албания, Кампучия - единственные полностью атеистические страны из социалистических.
Вот тут идеалисты спрашивают - а по-настоящему ушли ли даже в Албании или Кампучии от веры? Вопрос резонный, потому что декретами из головы не вышибается ничего.
В общем, обряды в СССР совершали, и детей крестили. Просто в СССР считалось это не совместимым со строительством социализма, наукой, научными взглядами, сейчас полагают, что противоречия нет (можно верить хоть в Иисуса, хоть в Конька-Горбунка или макаронных монстров - и являться авторитетным учёным, специалистом, производителем).
В общем, Россия после 1991 года является и христианской, и атеистической (состояние 2.2.+3). Достижения? Ну ... формирование союзнических блоков налицо. Административные укрупнения тоже достижения. Естественно, Крым. В общем, Россия подоспела для перехода в следующее состояние (возврата социализма?).

4.Заграничная Русь. Возглавляемая РПЦЗ.
В основном враждебно относится к послереволюционной России начиная с Февраля или точно с Октября 1917. Как и униатская Русь, продуктивной не является, разрушительной - запросто. Что и показала в течение XX века.
В настоящий момент взят курс на примирение РПЦ и РПЦЗ. Что означает вхождение заграничной Руси в российское культурное пространство и примирение.
Но к примирению готова не вся заграничная Русь. Да, есть и те, кто принципиально против всего, что у нас с 1917. И контрреволюции 1991 года не существует для них - Россия, возглавляемая Ельциным и Путиным, для них настолько же большевистская и, следовательно, враждебная. Ну да, в стиле Краснова. Опасно, что агенты вот такой монархической и белогвардейской Руси (дураки, не догадываются даже, что не были за царя белогвардейцы!) живут среди и нас и подстрекают общество.

Итак, актуальные, продуктивные состояния Руси: 2.2 (православная никонианская) и 4 (советская, постсоветская).

Итак, споры сводятся не к праву быть атеистом или агностиком в наше время, а к тому, способствует ли атеизм прогрессивным преобразованиям, является ли атеистическая Русь действительно атеистической и возможно ли в принципе возникновение атеистического общества?

общество, история, 1917, атеизм, Российская Империя, размышления, 1991, Украина, РПЦ, религия, РСФСР, СССР, Белоруссия, Российская Федерация, Русь, РПЦЗ

Previous post Next post
Up