Дореволюционная Россия. Продолжение

Dec 26, 2014 14:59

http://rus-turk.livejournal.com/369295.html
http://historian30h.livejournal.com/291638.html



Обзоръ Акмолинской области за 1911 годъ





http://historian30h.livejournal.com/291944.html
http://historian30h.livejournal.com/296162.html





















http://historian30h.livejournal.com/297811.html







http://historian30h.livejournal.com/298187.html

Ещё один текст о кулаках XIX века. Сам термин «кулак» не употребляется, но понятно, что речь именно о нём. Из рассказа «Статистика в деревне» (1894 г.) Г.И.Недетовского (псевд. О.Забытый), опубликованного в «Русской мысли».
Автор родился в семье сельского священника Калужской губернии. Трудился педагогом в Воронеже.
В село Торное приезжают статистики и устраивают крестьянам опрос. Располагаются в просторном доме самого богатого мужика Поленникова. «Дом Поленникова резко выделялся из ряда других своей величиной и тем, что покрыт железом... Хозяин, ожиревший, тупоносый, с крошечными глазками мужик...» Поленников присутствовал при опросе, зыркая на крестьян, но вот его отправили за самоваром.


«Лишь только он удалился, как несколько человек из толпы сразу загалдели:
-Это вот наш самый...
-Вот кто над нами, ваше благородие!
-Отец родной, не пропусти его без внимания!
Дюже тесно от него!
И т. п....
- Видишь ли, - начал протестант, озираясь, - вот тебе тут никто не сказал, у кого деньги занимает, а занимает обыкновенно у него. … Так ты и знай: кроме него, ни у кого не занимают. Известно, ссудить деньжонками - дело хорошее, человеческое; но как он это делает - не приведи Бог! Чисто нехристь какой!


- Большие проценты берёт?
- Если бы только проценты! К этому мы привыкли! Вместо десяти получаешь восемь рублей - это ничего.[ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: кулак записывает в долговую книгу 10 рублей, но даёт 8, т. е. свои 25% высчитывает сразу. Ему такой порядок важен в случае обращения в суд, мол, 10 дал - 10 прошу вернуть, - вот расписка.] Кроме того, ещё работой обязывает. А попробуй-ка, просрочь ему … о-о, душу всю вымотает! Отберёт у тебя за бесценок всё, что только ему любо, да ещё грозит судом. А как тут не просрочишь, коли... Э-эх!
- Какие же работы он возлагает на своих должников?
- Да всякие. Мало ли у него их? Тут своего дела по горло, а попробуй-ка, откажись... Для него мы все рабы, ровно бы крепостные. Сгонит мужиков, баб, девок, ребят - всех. Кого пахать, кого - косить, кого - сено сгребать, кого - арбузы скатывать, и все это задаром, за этот заём проклятый!
...Вот он у нас какое копьё! Ты уж больше не давай ему этакой воли. Сколько лет терпим! Мы на тебя, как на Бога... Прибери его, кровопийцу, к рукам, успокой наше жалостное положение! Он...
В толпе вдруг громко закашляли. Рассказчик смолк, оглянулся и заслонил лицо ладонью.
Вернулся хозяин с подносом, уставленным чайной посудой...»
Как видим, история про кулака всё та же. Тот же самый заплывший жиром «труженик», за которого работают должники-односельчане. В своём самосознании крестьяне тогда чётко противопоставляли себя любым «господам», горожанам, чиновникам, интеллигенции. Как видим, в данной сценке своего кулака они не считают человеком своего крестьянского круга. Случайного чиновника, который впервые в жизни поинтересовался крестьянской жизнью, молят они как Бога, чтобы избавил их от притеснений кулака. Только вот не Бог, но Сталин осуществил эти крестьянские чаяния спустя примерно 40 лет от описываемых событий. Не эти крестьяне, но дети их всё-таки стали свободными после раскулачивания и коллективизации.

http://www.miloserdie.ru/articles/poezdka-na-golod-zapiski-chlena-otryada-pomoshhi-golodayushhim-povolzhya-1912-g

Когда мы ехали на голод, то много думали о том, как и откуда будем получать хлеб и друге продукты. В действительности же оказалось, что почти всюду, где нам пришлось кормить, можно было или в этом же селе или по соседству найти богатых мужиков, у которых хлеба сколько угодно. В Ефимовке нашлись такие богатые мужики, и у них мы в первый же день купили 1,000 пуд. пшеницы по 1 руб. 45 коп. за пуд. (Обычная цена на пшеницу в тех местах 60 - 70 коп.).
Л. Н. Липеровский. Жизнь и работа в деревнях Бузулукского уезда Самарской губ. Записки члена отряда помощи голодающим Поволжья (1912 г.)

Российская Империя, Россия, история, материальная часть, исторические сведения

Previous post Next post
Up