Плачевное состояние здравоохранения в Судане

Jan 10, 2014 12:30

А вот кого бы следовало в арабском мире свергнуть, так это президента Судана.

Врачи говорят, что общественные госпитали пришли в упадок после того, как правительство продало активы и многие специалисты уехали за границу.


Сонмы больных и раненых заполонили больницы, аптеки и лаборатории в столице Судана, Хартуме. В углу женщина подходит к группе молодых людей, которым чуть больше двадцати, сидящей на стульях у чайных киосков, и передаёт им направление врача на сканирование мозга восьмимесячного мальчика.

Молодой человек записал некоторые детали в книгу El Hawadith Street Initiative, волонтёрской организации, которая собирает целевые средства для помощи детям, проходящим лечение в расположенном неподалеку педиатрическом госпитале Гафара Ибнауфа и в некоторых других учреждениях.

«Когда вы видите одного из этих детей, вы сразу же начинаете его любить, - говорит Юсиф Абубакер, член инициативной группы. - Вы чувствуете, что должны поддержать его, должны что-то сделать для изменения ситуации».

Со своей стороны, они помогли тысячам пациентов оплатить медицинские услуги. Потому что суданские общественные больницы испытывают нехватку средств, и группа обращается к частным спонсорам, дабы покрыть затраты. Это симптоматично, то, что критики называют крушением системы здравоохранения в Судане, в котором они обвиняют чиновников, сокращающих услуги и прикарманивающих средства, продвигающих при этом прибыльную частную отрасль здравоохранения. Тем временем, эксперты говорят, что суданские врачи массово покидают страну.

Рисунки мультипликационных героев, Спанч Боба, Винни-Пуха и других, украшают стены госпиталя Ибнауф. Его палаты заполнены детьми, страдающими от рака, сердечных болезней и других серьёзных недугов.

Амаль, четырехлетняя девочка, поражённая острой анемией, лежит на металлической кровати. Капельница впрыскивает в ее тело антибиотики, оплаченные донорами. В этот жаркий летний день, мать девочки машет над ней полами своего платья, дабы ей было прохладнее, - девочка одета в розовое платьице и на голове у неё косички. Абубакер, с маленькой бородкой, прикладывает ладонь ко лбу Амаль. Всё по-прежнему.

Зависимость от пожертвований

Волонтёры в госпитале ежедневно обновляют информацию на Facebook, указывая индивидуальные нужды пациентов и стоимость лечения: Сара, МРТ, 200 суданских фунтов (45 долларов), Джалаль, рентген тазовой области, 75 суданских фунтов (17 долларов), Ибрахим, омепразол (название лекарства), 68 суданских фунтов (15 долларов).

У них более 43 000 «лайков» на странице и они ведут почти круглосуточное дежурство в госпитале. Доктора заверяют нужды пациентов, а доноры определяют сами, кому и чем они хотят помочь.

Многие из более чем 100 волонтёров являются недавними выпускниками университетов, которые ещё не нашли работу, но нашли своё место здесь. Они бегают в аптеки, чтобы купить предписанные лекарства, или сопровождают пациентов в лаборатории для анализов, удостоверяясь, что деньги тратятся должным образом.

Госпиталь Ибнауф теперь не тот, каким он был раньше. Он начал работать в качестве первого в Судане педиатрического госпиталя, основанного Гафаром Ибнауфом Сулиманом, врачом, считающимся пионером детского здравоохранения в стране. Сулиман построил первый корпус госпиталя в конце 1970-х годов, а потом, в 2002 году, открыл новый - который стоит и сейчас - благодаря частным пожертвованиям и помощи международных неправительственных организаций. Госпиталь попал под действие правительственной здравоохранительной программы, которая нацелена на то, чтобы пациенты получали бесплатно передовое медицинское обслуживание.

Госпиталь получает финансирование от федерального министерства финансов, но административно он подчиняется государственному министерству здравоохранения в Хартуме. Когда за последнее десятилетие в госпитале поменялось руководство, говорит Сулиман, педиатрия перестала быть приоритетом.

«Они начали систематически демонтировать госпиталь и уничтожать большие его части», - утверждает Сулиман. Медикаменты и процедуры, которые должны были быть бесплатными в госпитале, были ограничены, что заставляет, главным образом, бедных пациентов обращаться в частные заведения. Весной прошлого года министерство закрыло кабинет неотложной помощи в госпитале, который, кстати, был единственным общественным кабинетом педиатрической неотложной помощи в центральном Хартуме.

Сулиман и родственники пациентов провели акцию протеста перед госпиталем в связи с тем, что родителей, обращающихся за неотложной помощью в госпиталь, теперь отправляют ни с чем. Доктор подал официальную жалобу, требуя, чтобы в административном порядке был восстановлен кабинет неотложной помощи. Поначалу это требование было отвергнуто, но Верховный Суд изменил решение и дело направлено на апелляцию в суд, которая будет рассмотрена в конце января.

Двойственные роли

Вопрос заключается в том, почему кабинет неотложной помощи был закрыт. Мамун Хомейда, министр здравоохранения штата Хартум, сказал, что идея заключалась в перемещении кабинета поближе к более населённым районам города, в которых больше потенциальных пациентов, чтобы им не приходилось ехать далеко. Кроме того, он заверил, что такой шаг позволяет госпиталю вернуться к своему изначальному предназначению - быть третичным звеном в системе оказания медицинской помощи.

Однако адвокаты госпиталя Ибнауфа говорят, что три госпиталя, в которых Хомейда приказал осуществлять неотложную помощь, расположены на юге Хартума, вдали от самых населённых районов города, и в этих госпиталях нет того оборудования и качества оказания услуг, как в госпитале Ибнауфа. Дети подвергаются опасности, говорят они.

Хомейда, что называется, двуличный человек. Он сделал успешную карьеру в качестве главы частного университета Медицинских Наук и Технологии в Хартуме и в качестве владельца нескольких частных клиник. Один из них, госпиталь Аз-Зайтуна, расположен неподалеку от госпиталя Ибнауфа. В интервью суданскому телевидению Хомейда сказал, что его занятия разделены, и отверг все обвинения в том, что он стремится «погубить» общественные (т.е., государственные) институции здравоохранения. Кроме того, он поощрил участие частного сектора в здравоохранении.

Набиль Адиб, адвокат, ведущий апелляцию по делу госпиталя Ибнауфа, задаётся вопросом о положении Хомейды - говоря, что частные госпитали, пребывающие в собственности министра в центральном Хартуме, заставляют предположить, что он борется за пациентов и это его бизнес. «Здесь наблюдается противоречие интересов, - сказал Адиб. - Невозможно, чтобы министр имел такую личную заинтересованность в том, что он делает как государственный служащий, и это вызывает реальную озабоченность у многих людей».

В сентябре президент Омар аль-Башир столкнулся с наибольшими демонстрациями против своего правления с момента прихода к власти два десятилетия тому назад. Протесты, в ходе которых были погибшие, начались из-за подорожания топлива, звучали призывы к «свободе» и свержению режима. С момента отделения Южного Судана, которое произошло в 2011 году, экономика Судана страдает. Наличие связей с правящей партией может стать билетом для получения правительственной работы, но именно частный сектор переживает бум. Местные экономические обозреватели говорят, что правительству не хватает средств для развития главных секторов, поэтому многие отрасли приватизируются.

Правительство стало мыслить коммерчески, говорит Адиб, адвокат, проводя распродажу элитной собственности в центре столицы частным покупателям.

«Критическая ситуация с работниками здравоохранения»

Тем временем, серия недавних исследований, предпринятых суданским Институтом общественного здоровья при Министерстве здравоохранения, пришла к выводу, что страна переживает «критическую ситуацию с работниками здравоохранения». По их оценкам, три четверти суданских врачей работают за границей, особенно в странах Персидского залива, за ними следуют и медсестры. Низкие зарплаты, плохие перспективы для последипломной научной работы и плохие условия работы вынуждают профессионалов покидать страну, говорят исследователи.

Кроме того, в одном исследовании был обнаружен рост частного сектора, всё большее количество профессионалов работает одновременно в частных и государственных институциях, особенно в Хартуме. Если не принять мер по регулированию, эта тенденция может привести к «неравенству и неправильному распределению медицинских услуг». Другие изыскания выявили, что министерство здравоохранения принимает на работу лишь немногих выпускников и что в сельской местности существует нехватка врачей.

В модном кафе Рим Гафар рассказывает о своём опыте работы в кабинете по оказанию неотложной помощи в государственном госпитале в Хартуме. Её лицо отображает ужас, когда она вспоминает о смертях пациентов, потому что у неё не было необходимых средств для того, чтобы оказать им помощь. «Никто, пребывая в здравом уме, не захочет работать в таких условиях», - говорит Гафар, координатор защиты в институте общественного здравоохранения.

Проблема, говорит она, заключается не в деньгах. У государственного здравоохранения есть финансирование, не говоря уже о миллионах долларов, поступающих от иностранных организаций для борьбы с такими болезнями, как малярия. «Деньги не поступают туда, куда должны, по двум причинам, - говорит Гафар, открыто критикующая правительство на своем блоге. - Либо они в чей-то карман - что случается чаще всего, либо причина в плохом управлении».

Несмотря на отчаянные условия, Гафар говорит, что её поколение стремится изменить положение дел.

Возвращаемся на улицу, на которой расположен госпиталь Ибнауф, призыв к вечерней молитве звучит, перекрывая гул автомобилей и мотоциклов, проносящихся мимо. Молодые люди из инициативной группы снова собрались вместе, распределяя задачи для помощи очередному пациенту.

Нафиса Сайид
Aljazeera

Судан, проблемы, арабские страны, капитализм

Previous post Next post
Up