Оксана
rashevskaya 17 числа во время прогулки высказала такую мысль, циничную для лингвиста, культуроведа, этнографа и прочих на первый взгляд: центральное правительство не обязано заниматься проблемами национальных меньшинств, то есть помощь советского правительства в разработке алфавитов и литературных норм являлась бонусом. Русскому человеку (а графу про национальность зря вычеркивали) должна быть предоставлена возможность читать ценники по-русски в любом уголке страны. И наличие более одного языка в качестве официального представляет рисковано.
Точно так же (сейчас домыслил) в качестве бонуса нужно рассматривать один факт существования официальных региональных языков помимо русского.
Таки да. Все же я на корню не отрицаю возможность участия правительства в этом, однако разве что на уровне субсидирования.
В этой связи замечу, что некоторые наши любители поднимать конфликты на пустом месте предъявляют претензии,
противоречащие друг другу.
1.Одним не нравится, что разделяются региональные языки на
официальные и с официальным статусом.
2.Другим же мерещится
сепаратизм в подобных требованиях.
Сразу скажу: единственным неудавшимся советским проектом лингвистическим и этнологическим является
мордовский. Ну не стремятся друг к другу
эрзя и
мокша никак.
В остальном все нормального. Нового
парада суверенитетов не дождетесь. Наоборот,
Российская Федерация обнаруживает в последнее время
тенденции к объединению (в том числе
такая и
такая). Так же, как
Швейцария не
конфедерация.
А в остальном: разделение языков помимо русского на официальные (государственные) и с официальном статусом - это уже ситуция что в лоб, что по лбу. По озвученным причинам. Разумеется, переводить на государственную кириллицу
вепсский и уж тем паче
карельский и
финский никто и не собирается, но отсутствие конкретной литературной нормы для карельского и неофициальных, но письменных
ижорского и
водского негосударственное дело. Или же государственное не первой важности.