Давно хотелось сделать обзор, но руки не доходили - а сейчас, когда в рамках "Трёх Парок" дошли до
наших отношений с религиями-верами-культами в обоих мирах, пора настала
Для начала напомню, что здесь уже много выложено о прародителях-богах-взрастителях жизни ЗА, в частности о том, как с ними, далёкими и близкими, вступают в общение их потомки, люди и пр - что не тождественно религиям-верам-культам, однако в известной мере эти сферы совпадают.
В качестве ключевых текстов, которые помогут освежить забытое или составить представление с нуля, можно, пожалуй порекомендовать вот эти:
Наикратчайший абрис ист. развития(реально краткий, вдобавок в комментах ответы на уточняющие вопросы)
Нек-рые сведения о Старших(обзор с цитатами и ссылками, довольно развесистый, но позволяет и беглый просмотр)
Дети, праматери, суперсистемы(разбор отличий детско-родительских / -прародительских соотношений на ЗА и ЗЗ)
Также напомню, что существуют метки, смотреть под постом.
Теперь по сабжу. Сначала - базовые/ ключевые образы и подходы, потом - конкретика.
Исходный расклад
Когда наш мир был юн, Старшие упоённо занимались творением не только материальной вселенной, но и художественных полотен на тему её создания - каждый на свой манер сочиняя мифы и делясь ими взаимно. Внутренние пространства прорастали друг в друга, возникали новые уровни бытия, легенды обретали плоть, рождающие и порождённые вступали в общение как в материальном мире, так и в виртуале, в сетях.
Тогда не было такого типа религий, какие сложились потом - однако совокупность шедевров наших Старших так или иначе в позднейших религиях отобразилась.
Следует отметить, что для Старших было значимо представление о том, что все они = все мы происходим от общего Рождающего Начала, радостно и неустанно творящего в своём безграничном лоне всё мыслимое, всё что может возникнуть закономерно или спонтанно - и радостно поддерживающего жизнь и творчество в разнообразных потомках, далёких и близких. Иными словами - о том, что радость и смысл бытия друг другу тождественны.
Следует также отметить, что эволюция общего делания богов и людей на ЗА выглядела примерно так: в древности боги благоустраивали мир, привлекая существ к этой деятельности, подобно тому как родители привлекают детей к своим занятиям, направленным в числе прочего на благо детей, но и не только - на этапе же человеческой цивилизации люди привлекали богов к своей деятельности, при этом боги нередко так же плохо понимали, что делают люди, как в своё время люди насчёт богов. Если мы называем второй тип общего делания религией, то можем ли мы называть этим словом первый тип? - быть может, скорее следует говорить о теургии в позднем смысле или о чём-то подобном. Вместе с тем, в тех народах, где переход от первого типа ко второму произошёл плавно, люди склонны игнорировать разницу - и либо считать это всё с самого начала за религию-культ в нынешнем людском понимании, либо не считать то что у них сейчас за религию-культ - а просто за "делаем так испокон".
Отметим также, что на ЗА существуют, помимо подобных ЗЗ-шным терминов "боги" и "духи", понятия "нусы" - "умы", духовные сущности (могут быть великими и малыми, даже и малейшими нусиками), и "гоги" - "водители, ведущие", те кто пасёт конкретные народы, будучи их прародителями или воспитателями.
Таш, Океан, Луна и Атлантика
Из глубокой древности растёт представление о Праматери Таш - Общей Матери, Матери Океана (который считается первым демиургом ЗА), Владычице Морей, Плетущей Мировые Сети и тд. С образом Таш ассоциирован образ Луны - и как икона, и как аксессуар (зеркало, щит, чаша, антенна) - служащий для собирания душ, умерших или так или иначе блуждающих по заокраинным путям.
Образ Луны, причудливо перекликаясь с образом Реки /Дороги, во многих аспектах связан с темой служения Атлантики - поддержка (прощания-встречи-сопровождение) умерших, странников, изгнанников, взаимное узнавание потерявших друг друга, исцеление приятием, возвращение к себе, путь домой.
(О служении Атлантики, а также немного о поздних религиях -
вот здесь)
Что касается Океана, то этот образ можно видеть как в ракурсе "старейший обитатель ЗА, формовавший планету и рождавший себе в помощники Старших" - так и в ракурсе "любимое дитя Таш, юный демиург в материнской песочнице" (как известно, Океан играючи смотрел в телескоп на иные миры и создавал себе подобия существ, которые ему в иных мирах нравились - ну и, конечно, по вольной фантазии тоже создавал).
Ближайшими чадами Океана считаются Белая Звезда (прародитель глобов и локс) и Алестра (Мать Болото, Живое Зеркало, Изображающая Изображения) - с их помощью он формовал и населял моря и сушу.
(подробнее -
тут и
тут, здесь также и в комментах)
Два модуса Атлантики. Танцующие пары
В посте о служении Атлантики (см.выше) сказано о двух заходах на тему исцеления, о двух типах пристанищ - "земля кромешная", где каждый строит жизнь по закону своего сердца и дышит вольной схваткой, и "земля-убежище", где царит единый закон, ограничивающий волю каждого ради общего мира. Логично, что иногда нужнее-важнее одно, иногда - другое, и самое главное - не путать:)
В наличии этих двух заходов проявляется тема танцующих пар:
"...философия Танцующих Пар... трактует Вселенную как вечно обновляющийся танец парных начал. В танце формируют свою жизнь явления и существа, неразумные и разумные; танец может выражаться в любовном слиянии и в борьбе... противолежащие элементы не являются враждебными друг другу, борьба их не имеет своей целью уничтожения противника или доминирования над ним - всё это существует только ради того, чтобы явить миру великолепие полноты Бытия."
(подробнее -
здесь)
Говоря о двух модусах Атлантики,
можно вспомнить о противопоставлениях "люди мира и люди войны", "территория мира/ безопасности и территория схватки", а также
"безопасно versus интересно".
В старых понятиях подразумевается, что обе половины танцующей пары равно важны, каждая на своём месте - и что одна половина не должна вытеснять / заменять другую. Территория безопасности необходима для юных, нежных, складывающихся существ, а также для тех кто морально или физически ослаблен, ранен, нуждается в отдыхе / исцелении - территория же схватки необходима для тех, кто желает решать вопросы быстро, пусть даже травматично, испытывать себя и партнёра на прочность, горячить кровь рискованной, полных сильных эмоций игрой.
Говоря о противопоставлении
"Атлантика versus Ортодоксия", мы подразумеваем под Атлантикой гибкое, подвижное равновесие между территорией мира и территорией схватки - а под Ортодоксией радикальный сдвиг в сторону территории безопасности, стремление навязать всем "правильный" общий закон, чтобы на него можно опереться и не рисковать принять "неправильное" решение.
О законе Атлантики:
"Атлантика приемлет приходящего с радостью, несёт ли он с собою смех или печаль, горе или вину, мир или войну; Атлантика распахивает ему объятия, отвечая ему на том языке, которого жаждет его душа - на языке веселья или скорби, войны или мира - и тем осуществляет своё свидетельство:
о том, что нелюбимых - не бывает;
не прекрасных - не бывает;
никому не нужных - не бывает!
Пришёл - живи, ты равен и любим;
Пришёл - живи, и жить давай другим."
(отсюда) (и там же - о понятиях "равный" / "равенство", подразумевающих онтологическое равенство отдельной личности не только другой личности, но и миру в целом)
Чем более существо травмировано изначально, чем менее способно опираться на себя - тем более оно стремится к устройству типа Ортодоксии. Конечно, чад ЗА это касается в меньшей степени чем чад ЗЗ (мы разбирали это
вот здесь) - однако и на ЗА эта проблема существовала, порождая множество социумов и философий, пропечатывающих травмой одно поколение за другим.
Классика изначальной травмы: Денница и Боженята
Про Бражника Денницу и его потомков-Боженят уже рассказано во множестве мест, начиная
вот отсюда и
отсюда.
(Ключевое:
"я отнюдь не хочу сказать, что все неблагополучные, токсичные, травмообразующие детско-родительские отношения на ЗА связаны с происхождением участников узла от Астраградской кладки, то есть что если б не наследие проклятого Денницы, родители всегда понимали бы своих детей, а дети доверяли бы родителям! - упаси Боже, я абсолютно уверен, что всё обстоит ровно наоборот: благодаря тому что в базе чад ЗА прошито
безусловное приятие со стороны праматерей, потомки злосчастного Денницы имеют шансы получать исцеление от родовой травмы в объятиях любящих родителей, родных и приёмных - равно как и все прочие имеют шансы исцеляться от своих травм, личных и родовых.")
Ряд ссылок по сабжу см. в
посте о Бражниках, также может оказаться важным для понимания пост
"Образ бабочки в культуре ЗА".
Питатели, Сибила, Вольдемор. Образ Сосуда
К семейству Питателей (Кормильцев) относится ряд Старших, обустраивавших жизнь планеты, в т.ч. Сибила Великая, задержавшаяся на ЗА долее сверстников. Сибила активно занималась делами земнородных и отобразилась в ряде мифов-религий-философий в качестве благой материнской силы, к-рую можно трактовать по-разному (в тч как образ Таш /Луны, как образ Божией Матери и пр).
С Сибилой связан один из масштабных проектов древности -
Вольдемор, система станций помощи, созданная чтобы всех нуждающихся лечить и помогать возвращаться домой. Увы, в последние века Вольдемор была местом, откуда трудно было выйти живым.
С Сибилой также связан образ Сосуда Исцеления, вошедший во многие культы и мифы. Исходно это было существо по имени Лёка (Лекиф), любимое дитя Сибилы, способное производить из себя питающее-исцеляющее вещество - и поначалу вроде всё шло неплохо, но через какое-то время Лёку плотно окружили посредники, заинтересованные больше в своей выгоде и славе, чем в помощи страждущим. Кончилось тем что Сосуд заболел, перестал давать целебную субстанцию и умер. Образ разбитого сосуда в глубине святилища, означающий мерзость запустения вместо святыни, много значит для разных этносов, с этой историей так или иначе связанных.
Астер: сосуды и луны, полёты и миноры
Другая сфера образов, связанных с сосудами, тяготеет к теме странствий и опять-таки стыкуется с темой Луны, однако нус, чья это область исходно - не Сибила, а Астер. Астер существенно моложе Сибилы, большой учёный, развивал разные сферы, в тч много сотрудничал с юной людской цивилизацией. Его интересовали и вопросы размножения (отсюда оргиастические культы Астарты, образ Астарты как рогатой луны страсти в отличие от Селены, безрогой округлой луны покоя и лактации - это весьма значимая танцующая пара), и вопросы поиска потерявшихся на заокраинных путях (для Астера было важным участие в движении
Сходящих-во-Тьму), и вопросы слияния психики с материальным сосудом для ментальных/ виртуальных и физических странствий. Астер был покровителем
Горшечников, много занимавшихся темой помещения существ в сосуды (после его отбытия дела у них приняли плохой оборот, к чему в общем-то уже и шло), а также покровителем движения
миноров, от которого происходят многие ветки, часть коих можно прямо отнести к религиям-культам. Виртуальные странствия миноров имеют отсылки к образу Луны (Луны и Земли, Луны и Солнца) в ракурсе встречи миров лицом к лицу, сюда же тема Луны как чаши Таш - "чаша сомкнутых ладоней" как образ обретения полноты при воссоединении разлучённых - разлучённых близких, разлучённых частей танцующей пары и пр.
На этом, пожалуй, панораму базовых образов и подходов прервём, хотя можно говорить ещё долго. Повторим, что упомянутые образы, идущие с до-человеческих времён, во многих вариациях отображались в людских религиях.
(Не даю здесь отдельной главки про Тартара и его линию - Вензелей, Бениту, Макра и пр - т.к. с одной стороны их образы отразились слишком много где разными сторонами, а с другой - про всё это надо говорить отдельно, и это делается. Напр., недавно был важный пост
"Венок песен и я")
Как уже было сказано, одни виды общего делания богов и людей постепенно перетекали в дела людей, для которых они призывали богов, а другие возникали с отрывом от предшествующей традиции. К религиям могут относиться и те и другие, порой картина выглядит весьма причудливо.
Теперь о конкретных системах (и
суперсистемах)
Служение Великой Семёрки: Игра шаманов и духов
Религиозная система /суперсистема Вел.Семёрки возникла в связи с прибытием на ЗА неарийцев. Неарийские племена имеют множественное происхождение из системы миров, связанных с нашими же Старшими - и когда эта система миров стала гибнуть, Старшие сумели перебросить своих подопечных на ЗА вместе со значимыми частями их вселенной. Главным лицом этого проекта, художником-поэтом-переводчиком на язык нового мира, был Охра-Огнезверь.
"...результатом Охриной работы явилось дивное древо шаманского служения, раскинувшее ветви на все стороны света. Сия умопомрачительная структура, не похожая ни на что принятое в ойкумене доселе, смогла взять на себя двойную нагрузку. С одной стороны, она оказалась способна осуществлять атлантическое служение внутри самой Земли Алестры: космические врата затворились, но ведь и по земным дорогам странствовало немалое число путников, нуждающихся в обретении себя, обретении мира с утраченными близкими. С другой стороны, шаманское служение сделало для пришедших в наш мир неарийцев подлинно невозможное: из бесприютных странников, навек лишившихся родины и корней, они превратились в любимейших детей возродившей их земли...
...Полноцветная радуга Великой Семёрки, Девять Духов-Братьев, вдохновенно изображённые Охрой в людских сердцах - это не портреты тех Старших, кто привёл неарийцев сюда, точнее, не просто портреты: это - основы мира, покровы мира, пламенеющее цветение мира. Ни один из Великих Духов не срисован с конкретного исторического лица, но все вместе они знаменуют любовный союз изначальных сил мироздания...
...сила шаманской суперсистемы не только в том, что она задействует изначальные структуры, по-прежнему курируемые нашими Старшими, но и в том, что нарисованные Охрой фигуры Великих Духов подлинно обрели в этой - самой поэтической на Земле Алестры! - суперсистеме жизнь.
Великие Духи абсолютно не совпадают со своими "прототипами", да и вообще о прототипах можно говорить весьма отчасти - "всё" срисовано со "всех" - однако поскольку в ней с самого начала задействованы общие силы и общие каналы, то на призывы к Великим Духам отзываются многие ЭИС, как Старшие, так и их нынешние потомки" (можно уподобить всё это огромной сетевой игре, где божества и существа, относящеся к разным реальностям, ощущают и действуют друг через друга)
О фигурах пантеона Великой Семёрки, а также отчасти о "прототипах" -
вот здесь. Особое значение имеет
шаманское служение на Великой Чёрной Реке - служение погребения, служение проводов и встреч, служение убежищ - атлантическое служение, своего рода "рифма" к создаваемой в ту же давнюю эпоху Вольдемор (даже
образы созвучны - тема Реки, тема глубины и тока крови, тема любовного полёта - домой, к себе, к своим).
Немало о Чёрной, о Бессонных Огнях, о Высоких Грифонах, о связанной с шаманами династии Таголинов, о расположенной в тех же краях Лунной Роще - там и сям разбросано в венках:
"Светоносные струи невидимых рек" (начало
тут)
"Научиться играть с медведицей" (начало
тут)
"На ветреный свет Орифламмы" (начало
тут)
Пирамида
Религия Пирамиды, Служение Покоя - также из древнейших, истоки его кроются в глубинах внутренних вселенных вышеупомянутого семейства Питателей. На данном этапе мы не уверены, что история мира, как её видят верные Пирамиды ("верные" в ЗА-шной традиции означает исповедующие ту или иную религию) - что эта история относится к первой реальности. Мы склонны думать, что ко второй - что эпоху оледенения человечество проживало в чьих-то божественных недрах.
"...мысленному взору древних поэтов предстал "мир чёрного света" - ночной, подземный, потусторонний. Это "тот свет", где "черви словно птицы" парят вокруг чёрного солнца, среди чёрных звёзд. Там недвижна "мёртвая вода", соединяющая части в целое, целительная для тела, но оставляющая сознание в ночи непробудного сна. (...) Эта образная система отсылает нас к религии более древней, чем Завет, к легендам окутанным тьмой, в которых изображено существование рода людского под землёй, выживание в эпоху обледенения в нестынущем лоне планеты, в общении с ваби, летающими в тверди. Людей кормила и исцеляла, принимая в себя взамен изношенные и безнадёжно повреждённые тела, неиссякающая субстанция в особом сосуде. Эту каменную чашу-бассейн с "вечным хлебом-панацеей" не кто иной как ваби помогали создать и поддерживать. И по выходе из недр на поверхность Земли люди, верные традиции, сохранили доступ к чудесному сосуду. Это (алтарь, к-рый наз. Предложение) и есть оно, чёрное светило благоговейного притяжения, главная святыня религии Пирамиды. Это вокруг него роятся вабитры в причудливых обликах обитателей почвы, это над ним совершают службу Наги (изображаемые в виде змей, свитых в спираль как бараний рог, или исполинских улиток, ибо спираль - знак Начала Начал)."
(
отсюда, и ещё про ваби и немножко про Нагов -
вот здесь)
Над Пирамидой держат руку ОГ семейства "микробиологов", потомки Старших Питателей. Они помогают поддерживать в Предложении такую микрофлору, чтоб процессы тления и обновления шли как надо. Вместе с тем, верные Пирамиды почитают и других нусов, напр. того же Астера - отдельно под им. Шура (Страж Луны), отдельно под им. Астарта (божество страсти и плодородия).
Следует отметить, что верные Пирамиды воспринимают мир устроенным ступенчато, им милы образы иерархий нусов, передающих друг через друга моления и силы (от людей к богам, от богов к людям - вся цепочка нусов задействована в этом обмене энергий, это воспринимается как идеал), также у них существуют ступени восхождений в дарованиях - некоторые избранные на время обретают дары, к-рые воспринимаются как расположенные лестницей, сперва происходит одно, только затем - другое.
Чаще всего можно встретить т.наз. "смену кожи" ("линьку"), после которой человек становится способен видеть незримые следы, напр. послойно читать затёртые тексты и вообще обнаруживать скрытое, реже всего - т.наз. "космический голод", завершающийся "корифейством". В фазе голода человек перестаёт есть (не может и не хочет) и уже здесь проявляет чудесные свойства, а по завершении фазы голода начинает есть всё подряд, подобно сказочному чудищу проглатывая всё более огромные предметы - и становится способен обновлять, исцелять и даже воскрешать путём заглатывания целиком и изблёвывания живым и целым. Корифей может водить за собой "хоры" ваби - они плывут следом за ним в недрах, издавая пение, от которого пляшут горы и долы, даже может меняться рельеф.
Отметим, что эти дары могут обретать не только Наги и даже не только верные Пирамиды - а ещё и оторванные от корней их потомки, иной раз даже не знающие о своём происхождении.
Друзья Богов. Нумероны. Серинги
Перечисленные в заголовке категории суть не одно и то же, но взаимосвязи имеются. В строгом смысле всё это не религиозные явления, хотя несоменнно суперсистемные, связывающие людей и эис.
Друзья Богов - совокупность этносов, в древние времена призванных Старшими в помощь по благоустройству жизни людей. Наследники Др.Богов подчёркивают, что они не поклоняются Нусам, а с ними сослужат. История Друзей Богов сложная и там (как и всюду:)) не всё хорошо.
Нумероны - полиэтничная совокупность культур, для которых много значит философия Числа / Огня / Танца. Под именем Великого Числа, чьими чадами по духу Нумероны себя считают, могут подразумеваться разные эис, в своё время призывавшие в сослужение тех или иных существ. Можно было бы отнести Нумеронов в разряд Друзей Богов, но исторически эти самоназвания для потомков тех и других всё же не совпадают.
(Немного о Нумеронах, в частн. о кочевниках-игнах, было
вот тут.)
Серинги - совокупность этносов, по всей вид. изначально связанная с Др.Богов, исторически впитавшая ряд иных веток, занимавшихся общественными служениями - просветительством, целительством, администрированием. Легенды Серинг рисуют предков простыми пастушками, столь прекрасно певшими перед лицом Старших, что те призвали их в служение и дали им дар при помощи пения овладевать сердцами, направляя на лучшее, а также дар различения этносов /суперсистем (сделав их, ткскть, умудрёнными пастушками-экспертами:)) Серинг нанимают на службу в упомянутых качествах самые разные социумы, обладающие весьма разными, нередко противоречивыми, этическими принципами, и как правило Серинг такие противоречия не смущают - они декларируют, что пребывают вне религий и вне узких моралей.
Язычники. Вавилон. Волхвы
Перечисленные в заголовке категории - совершенно не одно и то же, но связи опять-таки есть.
Изначально под "язычниками" подразумевались малые этносы, чтящие каждый своего личного гога-прародителя, однако позже это название было перенесено и на широкие культовые системы.
Вавилон - древний культовый центр, созданный для обслуживания язычников, оторванных от родного гнезда, а также для желающих принять участие в богослужениях по самым разным образцам. "Вавилон: Как На Твоём Родном Острове, Только Лучше!" Вавилон был весьма популярен в пред-имперскую эпоху, когда по ойкумене странствовало множество мигрантов - а потом его постепенно задавили волхвы. Волхвитская Империя не имела сил покончить с шаманами Вел.Семёрки, тем более что верные шаманам Таголины царили севернее, волхвы севера не любят - зато с малыми этносами юга и их религиями волхвы расправлялись весьма лихо.
История происхождения волхвов до крайности темна, есть основания полагать что волхвы изначально не местные, однако сперва оказались рассеяны среди других народов, а потом собрались в единое целое - и уже после этого воздвигли свою державу, основанную на философии отрицания самоценности тварного мира, на отрыве от каких бы то ни было местных суперсистем.
Волхвитская Империя была жёсткой теократией-бюрократией, существовала достаточно долго чтоб на неё было можно указывать как на "образец процветания и порядка", оказала влияние на формирование Приморской Державы Избранного Народа, особенно в административном аспекте, да и в философском тоже, тем более что волхвы претендовали на то, что настоящий Избранный Народ - это именно они, волхвы, дети Авеля, а вовсе не бестолковые потомки игна-Авраама! - ну и на часть веток христианства волхвы тоже влияние оказали.
Волхвитская философия дефолтно подразумевает отрицание тварного мира, который в урочный час будет подвергнут уничтожению, спасутся лишь истинные авеляне, любимые чада Божьи - однако при этом столь же дефолтно подразумевает, что плотская жизнь вынуждает сотрудничать с противными Богу силами (каковыми считаются все силы тварного мира - уйди, противный:)) и что истинный авелянин должен успеть как можно больше и как можно виртуозней нагрешить, чтоб в конце жизни жарко раскаяться - именно такие-де особенно Богу милы. Всяческое испытание на прочность себя и других, детей и родителей, существ и богов, включая Бога - характерная волхвитская черта.
(О волхвах уже было много где россыпью, сделать подборку руки не дошли, вот ряд ссылок на фрагменты в постах и в комментах:
в посте,
в посте в комментах,
в комментах)
Избранный Народ. Христианство. Селекты
Для начала - супер-кратко (из письма к другу):
"Избранный Народ ЗА выделился из тех, среди кого жил, и отправился в Землю Обетованную - она находилась в Приморье, где тогда было пусто. Они могли попасть туда через Пролив, если бы прошли овердрайвом - но испугались, повернули и им пришлось чапать через весь материк, с самого Востока на самый Запад. В итоге пришли в пустынные земли Приморья и устроили Державу Верных. Жили там две с лишним тыщи лет, после чего был кризис и раскол - поводом к расколу было явление и гибель Иисуса. Дальше была социальная смута, власти переменились, новая власть была атеистической - и выгнала из Приморья всех верующих, и верных, и почитателей Иисуса - христиан. Все изгнанники ушли за границы Приморья в восточном направлении - на те земли, которые теперь именуются Арийским Западом. И верные, и христиане перебрачевались с ю/а, образовав новый этнос, к-рый стал зваться арийцами. На Арийском Юге много верных Системы (братства последователей старой религии Завета), на Севере больше христиан".
ЗА-шная история Избранного Народа сильно отличается от ЗЗ-шной, хотя моменты сходства имеются. ЗА-шная Библия является менее строго выверенным сборником текстов, чем ЗЗ-шная - и ветхозаветная, и новозаветная традиции ЗА подразумевают многообразие, тексты подбирались в священные книги неоднократно, по вдохновению того или иного составителя.
Праотец Авраам ЗА-шной истории происходит из пастухов-игнов, тут есть сходство с ЗЗ - но далее важное отличие: на момент начала Пути из Земли Блаженства в Землю Обетованную Избранный Народ является коммуной, т.е. полиэтничным образованием, связанным общей деятельностью, которое само выбирает и призывает себе в гоги того или иного нуса. Избранный Народ сознательно выбрал себе в гоги Творца Всяческих - того Бога, с кем когда-то заключил завет праотец Авраам.
Религиозно-философские традиции Избранного Народа формировались во время Пути, включая в себя традиции тех, кто присоединялся к коммуне, исповедовал её Бога своим гогом. Много важного связано с Пирамидой - хотя чаще по принципу "наоборот /вопреки" (напр отношение к огню /к тлению у тех и других диаметрально противоположно). Служение Вел.Семёрки тоже в культовых традициях Системы отразилось. Волхвы тоже не остались в стороне, даже пристроились с нескольких сторон сразу - одни вошли в коммуну, отделившись от своих, другие заявили что коммуна несомненно авеляне, но всё понимают неверно и надо их учить, третьи объявили коммуну с её новой религией чем-то заведомо вредным и опасным.
Атлантический пафос Избранного Народа (сотворим из себя новое небо и новую землю, будем разговаривать с Богом Богов без посредников, лицом к лицу, будем принимать друг друга полностью, в схватке и любви) оказался мил многим эис, и коммуну в пути поддерживали нусы из разных семейств (которых люди то считали за ангелов, посланников Бога, то за демонов, выдающих себя за Бога). Когда Избранный Народ добрался до Земли Обетованной, окормляющие его нусы однозначно высказались за многообразие обычаев и нравов, и в дальнейшем в Системе это сохранялось.
(подробнее о Избр.Народе, Приморье, религиозной панораме Ар.Запада:
От легконогого Ария до неспокойного Амая О неписаных и писаных законах Ар.Запада Переплетенье мистики и быта в комментах - тема Совершенного Человека, христианство и пра первичное о Приморье, АрТер, христианах -
тут и
тут)
Христианство ЗА возникло в недрах ветхозаветной религии, поэтому изначально содержало дефолты многообразия - и растеклось по миру, разделившись на много веток с разными обычаями. Общины Востока по преим-ву относятся к Фоминитской церкви, идущей от Ап.Фомы. Богослужебная практика фоминитов впитала в себя многое от волхвитской традиции, в тч пышность и длинноту. На Ар.Западе, напротив, богослужебная практика постепенно истощилась, всё что осталось - молитва, чтение писаний и пр - было подобно ЗЗ-шной практике протестантов (впрочем, и на Востоке к эпохе ЧМ культовая жизнь почти угасла). Когда во 2 по ЧМ началось восстановление христианского культа, ориентация была сделана на Систему, поэтому вновь заиграли креатив и пестрота.
В заголовке упомянуты селекты, ниже пара слов о них.
Селекты - явление настолько древнее и настолько расточившееся, что во множестве социумов и суперсистем можно найти их следы. Здесь они упомянуты потому, что многие христианские общины, и восточные и западные, имеют происхождение от селектов, заметно селектовское влияние. До недавнего времени, когда стало выясняться забытое, в том числе вышла на поверхность тема селектов - подобные влияния списывались на волхвов (мироотрицание, стремление разбирать-конструировать этносы, наводить на всех высший порядок-гармонию и пр).
Изначально селекты были связаны с целым рядом Старших, занимались целительством и просветительством, бывало и хорошее и плохое (напр, гибель Сосуда Исцеления, о к-рой выше: Лёку допекла именно селектовская община). В целом селекты склонны были считать что попали из мира горнего в мир тварный чтоб исполнить некое дело, а затем их возьмут назад - и в этом смысле у них была своя вера, но они охотно присоединились к христианам, сочтя, что те судят о вещах, конечно, с ошибками, но в целом с ними можно ладить и мб даже переучить (подобно отношению части волхвов к Избр.Народу). Селекты задействованы в очень многих исторических событиях, интригах и пр.
Иллюстрации сделаны не к каким-то конкретным темам - а так, фцелом:) возможны вольные (и невольные:)) толкования.
Обзор сделан пунктиром, многое упущено, есличё - спрашивайте, перетрём:)