Обельвóк как таковой и в романе

Dec 04, 2015 20:39

Соберу-ка я сюда фрагменты из выложенного, а также из переписки - про обельвоков вообще и про знаменитый роман "Обельвок убивает мгновенно".

(Внимание:
не путать Марка и Макара - имена похожие, но люди это совершенно разные; оба эти имени у нас ваще распространены:))

Герман:

Пещерный житель обельвóк…

… Кусил меня за правый бок, хотел я по привычке добавить - но не буду, потому что это неправда:) Ничего он меня не кусал, и ваще я с этими существами встречаюсь довольно редко. Это у меня просто присказка такая - как услышу про обельвока, так обязательно скажу в задумчивости: "Пещерный житель обельвок кусил меня за правый бок". Привычка такая, ну и фиг с ней - глупо, но смешно:) Так что можете просто считать, что я ничего такого не говорил.

Пещерный житель обельвок - вот он, в общем, ниже тут нарисован. Это - так примерно изображение старинной миниатюры, на которой изображён обельвок в пещере.



Шеол:

"Пещерный житель обельвок - все мы знаем назубок", а также "Обельвок убивает мгновенно", ну и "Обельвок моих очей". Да нет, о нём надо рассказывать отдельно…

Друзья предположили, что рассказ должен начинаться, например, так:

***

"Когда в цветущем саду одного из городков Востока появились незваные гости, хозяин, серьёзный худощавый человек средних лет в очках, сидел под раскидистым деревом, окружённый своими бумагами, и сосредоточенно писАл. Услышав звук шагов, он вскинул голову и сразу же, резко поднявшись на ноги, крикнул вошедшим: "Стоп! Обельвок убивает мгновенно!"

В том направлении, куда он сделал при этом указующий жест, на каменистой горке находилось небольшое существо, напоминающее ящерицу. Оно поспешило к хозяину сада, и он, сделав несколько широких шагов навстречу, на ходу подхватил странное создание и, прижав к груди, повернулся к чужакам в чёрной форме. Они смотрели несколько обескураженно, но не враждебно.

"Не обижайтесь! - человек погладил питомца, всё ещё не решаясь выпустить его из рук, - обельвоки такие хрупкие… Надо было, чтобы вы замерли на месте, и я крикнул первое, что было на языке!"…

***

"Обельвок моих очей" - лирическая песенка, которая была одно время страшно популярна. Её можно совершенно равнозначно понимать как признание в любви настоящему обельвоку, как пародию на любовную лирику и как шутливое объяснение с человеком по прозвищу Пещерный Львёнок.

А что касается знаменитого романа "Обельвок убивает мгновенно" -

то дело в том, что…

...что эта фраза у Марка (описанного выше как "худощавый человек средних лет в саду") оказалась на языке не случайно: на Востоке (в Остатском государстве) очень популярен (и экранизирован) роман "про шпионов"; он создавался для подростков, но на нём выросло несколько поколений восточников, и его нежно любят люди разных возрастов.

Автор, Макар, начал работу над романом ещё в отрочестве, когда был "юннатом" и ухаживал за обельвоками. По первоначальному замыслу (они в это немного играли с друзьями) это был экшн со шпионами (приморскими) вокруг этой самой юннатской станции - дети их ловят, выслеживают, защищают животных и так далее, а милиция подключается по ходу.

Во взрослом состоянии Макар многое переработал, и в итоге в центре оказалась история вылавливания контрразведкой шпионской сети во главе с главным злодеем под кличкой Обельвок. Но контрразведчик, который ведёт борьбу и побеждает, это именно тот самый бывший юннат, только уже взрослый.

Этот роман и многосерийный фильм назывался "Обельвок убивает мгновенно".

Хотя на самом деле реальные обельвоки (омбре-лвоки, то есть "пещерные львята") совершенно беззащитные существа, спасающиеся от опасностей в своих пещерах, где они ловко бегают по стенам и потолку.

Герман:

Хочу ещё добавить немного к тому что рассказал Шеол.

Помнится, нам довольно подробно рассказывали историю написания и создания книги Макара - сейчас, увы, не соображу, в какой момент нам рассказывали, а то бы можно было найти по нашим архивам; скажу вкратце по памяти.

Макар писал эту книгу много лет - и в процессе написания она много раз сильно менялась. Когда он сам был мальчишкой-юннатом, он начинал её писать как книгу про борьбу юннатов со шпионами - про то, во что они играли, но как будто бы всё это так и было. К тому времени как он повзрослел, его книгой заинтересовались издательства и всякие там работники детского просвещения - и их интересовало именно про шпионов и воспитание патриотизма, но зато сам Макар уже начал немного ностальгировать по реальному детству и хотел рассказать о том как они, дети, на самом деле жили, пр зверюшек и пр. - а это выбивалось за рамки сюжета, экшна. Чем дальше, тем больше Макар жаждал рассказывать о детях, о природе... - но мастерство у него росло, а требовали у него приключений.

Короче, сама книга оказалась очень востребованной, популярной - и выдержала массу изданий, в которых имела весьма разное содержание. Сериал "Обельвок убивает мгновенно", как мне помнится, тоже переснимался не один раз - на Востоке принято делать римейки. (Всё это, разумеется, происходило на Востоке, в пост-стелламарский период.)

Когда был юбилейное издание книги - не помню, какое по счёту - Макару разрешили сделать его максимально полным, и в книгу вошли не только все лирические вставки внутри романа (герой-контрразведчик, бывший юннат, по ходу экшна вспоминает детские годы...) - но и огромное предисловие с рассказом о том как они реально жили в детские годы, и про обельвоков, и про других животных...

Помню, как мы общались с парочкой подростков (современных, притом на Западе), которым по случаю попал в руки экземпляр книги - экземпляр далеко не из полных, по преимуществу про шпионов; это были родные брат и сестра, но в девочке сильные дары чёрной крови, так что она умеет, что называется, читать руками - улавливать больше чем написано в тексте. Дети читали книгу чуть ли не через плечо друг у друга, а по прочтении чуть не поссорились, разбираясь, о чём книга - девочка интересовалась в основном бытом юннатов (про которых вычитала не по буквам, а руками, но не понимала этого), а мальчик борьбой со шпионами:)

Шеол:

Макар, автор романа "Обельвок…" жил около четырёхсот лет назад (и сейчас живёт уже некоторое время). Всё рассказанное о его детстве и истории написания романа вполне соответствует действительности, хотя дано в форме обобщённой, примерно как он сам рассказывал заинтересованным слушателям ещё при первой жизни.

Ещё до того, как Макара оживили, о нём рассказывал Герману человек из Клана Воронов по имени Гектор, который сам жил в то время, возился с обельвоками, читал роман в юном возрасте, очень его любил и ездил к автору, чтобы увидеть его. У них была замечательная встреча, это - отдельная история.

В своё время Гектор очень эмоционально рассказал Герману про это свидание, сумел передать ощущение "ожившей книги" от автора, который сам как будто сошёл со страниц своего романа. Прелесть в том, что и сам Гектор существо до некоторой степени, что называется, овеянное легендами. Он из летающих - из Воронов далеко не все (даже способные в принципе к левитации) позволяют себе полёты над цивилизованной частью Востока. Гектор жил в диких местах, где обельвок хоть и реликт, но чаще встречается, чем такие элементы цивилизации, как шпионские романы для подростков. Но он из образованной семьи и, в общем, был причастен к "белой" культуре Востока, так что воспринимал роман адекватно.

Будучи ещё подростком (по меркам Воронов) он дерзнул осуществить свою мечту и отправился в края своего любимого автора любимой книги. Он нашёл Макара и был тепло принят, потому что Макар, действительно, сохранил достоинства отрочества, искреннюю симпатию к детям и способность с ними общаться; главное, наверное, что оба они обожали обельвоков и им было чем поделиться друг с другом. В ходе разговоров Гектор не скрыл, что он может летать (и вообще что он из довольно экзотической семьи…); Макар затрепетал - ему и так было ясно, что мальчик изрядный - но сперва даже не захотел развивать эту тему, боясь погубить ауру чудесного (мальчик так хорошо и достоверно в этом живёт, что непростительно было бы провоцировать столкновение высокой игры с реальной невозможностью продемонстрировать способность летать вот здесь, прямо в саду…). Так и сказал - хорошо, хорошо, ничего не надо, и так слишком хорошо, замечательное знакомство! Но потом Гектор всё же полетал перед ним (немного, низко))) и Макар был просто счастлив - для него это был прорыв в чудесное наяву, его собственная детская мечта сбылась на Гекторе.

Специфика состояния вопроса о полётах в нашем мире такова: есть летающие этносы, есть летающие индивиды, но всё это окружено не только тайной, но и официальным отвержением. В эпоху после Стелламарской войны, после разгрома державы именно подобных этносов, сами мечты о летающих людях носили некоторый оттенок государственной измены.

(см., например, о запрещении Летучих Мышей и Нарвалов:
"Вот, тут нарвал для друга...")

Шеол продолжает:

Марк, описанный выше как "худощавый человек средних лет в саду" обзавёлся обельвоком по случаю, а роман "Обельвок убивает мгновенно" прочитал уже после этого, именно как нечто, имеющее отношение к его любимому обельвоку. Марк - наш современник, восточник, физик, имевший отношение к разным общественным и научным событиям, которые и привели к нему в сад Германа с компанией. Это произошло ещё до моего знакомства с Германом, поэтому сама сцена описана со слов Германа, как ему вспоминается первое знакомство с обельвоком. Но эта сцена действительно имела место, Марк от неожиданности и правда крикнул именно эти слова, и был сам несколько смущён (а для Германа это было очаровательное приключение, которое навсегда связалось для него с темой обельвоков, и это воспоминание всплыло, когда о них зашла речь теперь).

От себя добавлю: ещё бы Марку не смутиться! Ведь могло получиться прямо противоположное желаемому. Для штатского человека предупреждение о неопределённой опасности - сигнал замереть на месте, но для бойца - как раз наоборот, сигнал немедленно реагировать! А Марк успел заметить чёрную форму (арийских спецвойск, в которой ходит Герман и не только он) и действовал из предположения, что эти вошедшие, не будучи восточниками, ничего не понимают в обельвоках - но не принял в расчёт специфической опасности "испугать профессиональных военных".

Вот так всё обстояло; атмосфера шутки касается только интерпретации произошедших событий, но не аннулирует их реальности.

Флора-фауна-народы, Иллюстрации, Дети и мир

Previous post Next post
Up