Бартэл (Барт, Бэл), которого мы то и дело поминаем - наставник Ивэ, странствующий философ и покровитель воинственно настроенных беспризорных подростков. Информация о Бартэле раскидана в наших журналах где попало, так что надо наконец собрать хоть какую-то осмысленную часть в один пост.
Кто из читателей мало-мальски наши материалы отслеживает - тот скорей всего уже представление себе составил, но на всякий случай повторим базовые моменты:
Едва пережив
утрату Меены, Ивэ задержался в родительском доме не слишком надолго - в тринадцать лет бежал, чтобы поступить в Школу Следователей и далее разобраться со всеми беззакониями родного края самостоятельно. Блуждая в степи, Ивэ впервые убил человека, которого счёл опасным агрессором (типа, такие-то злодеи и похищают у детей тех кто им всего дороже!), вследствие чего вновь оказался в поле зрения взрослых, уже не своих родных, а посторонних - и далее о нём сообщили Бартэлу. Некоторое время Ивэ провёл в орбите Бартэла, после чего они расстыковались; Ивэ таки поступил в Школу, а Бартэл вскорости и вовсе погиб.
Бартэл считается одним из идейных вдохновителей движения меланургов (Чёрного Дела), и толика жизненной правды в этом есть - хотя, конечно, философия самого Бартэла рамками Чёрного Дела отнюдь не ограничивается.
Далее - материалы, наспех надёрганные откуда попало:)
***********************
sheol_superkomp: Историческая справка
В конце мая 06 до ЧМ были убиты в разных местах страны трое основателей Чёрного движения (+++). На юного Ивэ гибель его наставника
(Бартэл, тогда было 28 лет, возн. 35 до ЧМ - ум. 24 мая 06 до ЧМ)
произвела удручающее впечатление, несмотря на то, что они тогда были в ссоре. Всё это создавало впечатление изощрённого вероломного замысла, хотя на деле было сложным сочетанием человеческих замыслов, глобовской романтики и случайностей, как оно бывает чаще всего.
Эти смерти привели к расколу Чёрного движения, радикализации его северной ветки и сосредоточению чёрных техников в Северном Городе.
yve_chmur_ent: Мемуарное: про Бартэла и юных ОВ
Так вот, о Бартэле, применительно к теме самостоятельного выбора
Он как я теперь понял, очень чётко отслеживал детишек в острой стадии ОВ (ОВ - Одинокий Волюнтарист - термин, созданный Ивэ в разговоре
вот здесь и уточнённый
вот здесь) и отлавливал - если не буквально, то посылал своих старших ребят, передавал приветы, ободрения и всяческую практическую помощь, в Школу поступление, документы всякие, какие надо, мог выправить на год-два старше - это ребята очень ценили.
Бартэл считал, что именно такие сокрушат к чертям это гнилое общество. Что надо иметь опыт "сбрасывать условности с плеч как старую мешковину и вставать нагишом под голым небом". Он красиво говорил - понятно, образно. Я учился.
К условностям относилось очень многое, и он следил, где кто как нарушает стереотипы. Вплоть до уголовщины - он в отличие от большинства не кривился при фактах воровства и насилок. Принцип был, как я уловил, такой - "навыворот": если парень из бездомных бродяг, сирота в чистом поле, то навыворот - случаи благородных поступков, "подставить себя, оторвать от своей безопасности" - это "запредел". Как в фильме, который мы
как раз обсуждали - подросток отнимает хлеб у малышки, они дерутся, он убегает, а потом возвращается, на другой день - отдаёт хлеб. Потому что она скорей всего умерла бы.
А домашние мальчики, из благородных семей и просто офицерчики - навыворот это побеги из дома, кражи, драки без благородных ухваток, в том числе особо жестокие расправы с неарийцами и фермерами. Запредел у каждого свой, говорил Бартэл.
Его волновал не столько сам факт, сколько причина - способность человека пойти против привитых с рождения понятий из-за непосредственного импульса "а я хочу вот так".
Он говорил - лучше ошибиться, чем перетерпеть. Хотя терпеть физическую боль и всякие лишения нас учили у него ого-го как, при нашем непреходящем энтузиазме. Он учил радоваться преодолению = в этом черпать силы перемогать, ради того что ты хочешь по-настоящему. То есть умение слушать себя-настоящего, это да, другое дело - он в общем навязывал нам своё понимание нас-настоящих, не без того.
Ещё помню, он никогда а не трогал тех, кто отказывался подчиняться ("Опаньки, он не хочет? - отпустить!"(с) - это про него). Но мог запросто порвать отношения надолго, "ничего личного" - ты по своему желанию, я по своему.
И не напрягал поручениями и доверием человека в состоянии кризиса веры - то есть когда происходит обнуление. Спокойно сказал мне как-то: этот парень сейчас предал, в сущности, свою семью с их вековыми традициями - ради своего понимания правды, хотя и думает, что из-за меня; я ему сейчас ничего дороже дохлой клячи не поручу, хоть мысленно стою перед ним на коленях, он несомненно герой. Но он сейчас мои интересы отдаст за своё понимание правды не моргнув, так зачем я буду рисковать - мало ли что ему взбрендит? Он со своими старшими братьями не сошёлся во взглядах и оторвал от себя их богатство - так моё он отдаст первому встречному, если решит что так правильнее, я же ему чужой дядя. Под богатством Бартэл понимал идеи, доверие, привязанность, любовь.
…
Очень я его любил, но в то время ругался с ним постоянно. Понимаю, что он держал такую линию, провоцировать.
А потом совсем поссорился, и видеть не хотел. А потом его убили. Я даже думал тогда, он нарочно дал себя убить, чтобы как бы запечатать наше отношение ко всей затее - типа, чтобы мы продолжали его дело в его память и не увиливали.
Но когда его оживили, он это отрицал - не только мне, потому что у него много кто был с такими же закидонами, он и другим говорил - вы что, не стал бы я давать себя убить, ещё чего, это и нереально: или вы и так продолжаете, кто в лес кто по дрова, или вообще уходите. Ещё вас запечатывать моей кровью не хватало.
Но вообще то он в кризисе по сию пору, по-моему, так что неизвестно. не врёт ли он вообще-то.
archiv_alterry: Re: Мемуарное: про Бартэла и юных ОВ
Я вот всё собираюсь Ивэ про Бартэла порасспрашивать поточнее - всё никак не соберусь:) А то он погиб до меня, оживляли без меня, познакомиться пока не довелось - только слухи-пересуды...
(Из обсуждения
вот здесь)
***********************
Также интересно может оказаться посмотреть пост Ивэ
"Истории про детей света и детей Барта" - этот пост, собственно, не то чтобы прямо про Бартэла, там скорее затевается разговор о том, что понимается под словом "ответственность", по ходу чего рассказывается история про так называемых "детей света". Движение "детей света" началось, когда Чёрное Движение уже закончилось, да и самого Бартэла уже не было в живых - но некое единство причин, породивших и то и другое движение, несомненно просматривается.
***********************
Из разговоров
в нашей прекрасной компании 8 октября 08 по ЧМ, СР,
19-20 ч. по времени Центра
Ивэ: Обязательно, обязательно, ребята - надо больше встречаться! (вздохнул) Если вы не возражаете, я всё-таки притащу сюда… например, Бартэла.
Орс: Бартэла?
Ивэ: Ну да! А чё - Бартэл мой учитель… (ухмыльнулся) Не, ну если Офс не будет возражать:)
Офс (удивился): А я-то почему?:)
Ивэ: Нууу… Про Бартэла ходит слава… как это сказать… чёрного похитителя птенчиков:)
Офс (пожал плечами): Ну, ходит - про кого какой славы щас не ходит:) и раньше не ходило. Потом, это было аж когда!
Герман: Ну похитителя, ну птенчиков - так у них все птенчики…
Дик: Расскажите мне про Бартэла и похитителя птенчиков! чёрных:)
Герман: Офс уже довольно подросший птенчик, его далеко не утащишь!:)
Ивэ: Ну вон - у ребят же дети!
Герман (фыркает): По-моему, слишком мелких детей вряд ли…
Ивэ (ухмыляясь): Нуачё, вон - Бэл положит на них глаз! через, там не знаю, четыре-пять лет заявится…
Герман (машет рукой): Нууу!.. Они его сами украдут через четыре-пять лет:)
Дик (вздыхая): Мы, что ли, чёрные птенчики?
Ивэ: Ну! Просто это… как бы… переосмысленный образ. Если я не ошибаюсь… (подумав) Одна особа, от которой сбежал её сын - в таком духе говорила про Бартэла. Ну, сын сбежал и ушёл к Бартэлу. И эта особа говорила о Бартэле как о "чёрном похитителе птенчиков" - имея в виду ворону:)
Дик (хмыкнув): Себя то есть:)
Герман фыркает, начинает ржать.
Дик: Нет, ну я хочу сказать, что ежели птенчик сбежал от своей мамаши…
Ивэ: Ну, там было накручено и наверчено, ребята! Сын это был её не родной, а типа приёмный, но она об этом деле помалкивала, считая, что никого это не должно волновать. Но в принципе это было известно - поэтому когда он от неё сбежал, она, естественно, прежде всего - первое было обвинение, номер раз - это что Бартэл открыл ему тайну, что он не её ребёнок, и этим его сманил. А на самом деле всем, кто хотел разобраться в ситуации, было ясно, что, конечно, не мог он этого не знать, и знал он это прекрасно, но это его совершенно не волновало, волновало его совсем не это - а то, что она хочет, чтоб он и дальше оставался у неё котёнком на ручках, а не становился взрослым парнем. Что с его точки зрения - лучше бы она себе следующего взяла, а его бы отпустила! - в общем, короче говоря, поэтому он от неё и сбежал. Ну вот. А она, как бы в досаде и печали, говорила о нём как о вороне, который стережёт около чужих гнёзд и похищает птенчиков из гнезда - и, естественно, их съедает. Говорила она об этом красочно, убедительно и со слезами на глазах - естественно, ворОна превратилась в вОрона… - ну неважно, короче говоря, эта тема витала. Потом кто-то довёл это всё до сведения Бартэла - что вот, о нём тут рассказывают как о чёрном похитителе птенчиков и так далее. Ну вот. А дальше уже Бартэл о себе с удовольствием говорил, что он - чёрный похититель птенцов и изображал это дело как человека, который одевает чёрную плащ-палатку, лезет высоко в горы, стережёт около орлиных гнёзд - утаскивает оттуда птенцов-орлят и делает из них охотничьих или бойцовых птиц. Ну, охотничьих! Ну, как бы даёт им совсем другую судьбу. И что да, да! - да, вот он такой похититель. Чёрный похититель орлят. Вот, мол, и орлята его! - и орлята, мы то есть, конечно, лыбились и были на седьмом небе, представляя себе, что это да - вот мы такие! - сидели там в гнезде с этими клушами, потом приходит похититель в чёрном, утаскивает нас - и мы становимся гордыми и воинственными боевыми птицами. Хотя я на самом деле совершенно не уверен, что реально такое бывает.
Герман: Ну, мифологемы всё сплошные…
Ивэ: Вот:) и я так думаю, что мифологемы.
Орс: Не, ну почему мифологемы! - ну то есть, такой вот образ - это мифологема, может быть, да - но в принципе… а откуда, по-вашему, берутся охотничьи птицы? что ли их на птичьем дворе разводят? - конечно, из гнёзд похищают!
Герман (с сомнением): Не знаю… Вот уж не знаю!
Орс: А откуда их берут?
Герман: А мне чё-та кажется, специально разводят…
Орс: Не-а!
Герман (пожав плечами): Я не разбираюсь в этом!
Орс: Я что-то такое в детстве слышал. Что это такой промысел, и что из одного гнезда можно брать только одного птенца. Вот что. Так что точно речь шла, конечно же, о диких гнёздах. И что да - это как бы смертельно опасный промысел, что если птицы находят человека около своего гнезда - они его без разговоров норовят убить, а поскольку это всё происходит не на ровном месте, а именно что на верхушке чего-нибудь - то, конечно, заклевать его насмерть они не могут, тем более что у него есть чем от них защититься, он экипирован - но что они налетают на него, колотят, клюют, стараясь его уронить. И что да - бывает, что люди или бьются, или оказываются с расклёванными лицами. Потому что у человека выбор - или он защищает руками лицо, и тогда его ударами крыльев могут спихнуть, или он держится всеми четырьмя конечностями - и в таком случае рискует остаться без глаза или с расклёванным носом, если у него глаза защищены. Что из одного гнезда можно брать по одному птенцу, что ни в коем случае птицу нельзя убивать, потому что тогда из этого орлёнка ничего путного не вырастет - вырастет и отомстит… И ещё какие-то соответствующие азы воззрений. И - да, что это большие опасные птицы.
Ивэ: Ну хорошо, а на кого охотятся этими большими птицами?
Герман: На буйволов и тигров, ясное дело:) (все начали ржать)
Ивэ: Вот-вот:)
Герман: Да ну, ребята, мифологемы сплошные!
Орс: Честно - не знаю на кого:) На зайцев!
Герман (ржёт): Таких, которые - "этому зайцу лет триста!":) (все ржут) Дайте-ка ещё заварины горячей:)
Шеол: Давайте выпьем:)
Все стали наливать-выпивать.
Герман: У меня упорное ощущение, ребята, что эти смысловые пласты… как сказать вот… архетипические всякие - они наезжают друг на друга, друг сквозь друга просвечивают - то, что имело раньше какой-то реальный смысл… (разводит руками) Теперь уже вообще всё выглядит по-другому, но - что-то где-то остаётся.
Ивэ (вздыхает) Да ладно - выяснится всё это рано или поздно…
Герман: Главное, что Бартэл - реально существующий:)
Офс: Приводи, приводи, конечно! Поглядим на его исцарапанный нос:)
***********************
Далее (вслед последнему процитированному фрагменту) возник разговор о проблемах новооживлённых, которые по виду вроде как благополучны, на самом же деле дезадаптированы и кризисуют - это само по себе интересно, тем более что про Бартэла там тоже говорилось, так что это я тоже постараюсь выложить, но только вот не прямощаз:)
И ещё:
В журнале у Ивэ тоже есть метка
Бартэл, и там имеется то, чего нету у нас здесь:)
************************