Глава 4:
Наши нравы в зеркале фольклора. Песни и стихи
…Я трижды заплачу за боль -
Но только ты запой!..
1. "Покуда мы дышим…" Гимны, марши, духовная поэзия Арийского Запада
Надо сказать, что стихи и песни в нашей стране существуют довольно-таки независимо друг от друга. Стихи на Арийском Западе ценятся отдельно от песен - конечно, некоторые стихи прямо так и просятся, чтобы их превратили в песни, и если этого почему-либо не сотворил автор, то за него довершат дело другие. Однако так происходит далеко не со всеми полюбившимися стихами. Многие стихи популярны именно в качестве стихов - они кочуют по стране, будучи передаваемы из уст в уста и на бумажных носителях, разными способами перепечатываются и переписываются от руки. Скажем, в домах старинных фамилий, где традиционно имеются библиотеки, существует культура записывать понравившиеся стихи в специальные тетрадки и по мере сил украшать иллюстрациями. Интересно, что это отнюдь не "чисто женская" культура, не сводимая к "виньеткам, рюшечкам и бантикам" - традиция сия идёт скорее от храмов, где принято создавать рукописи, в том числе стихотворные сборники. Книгопечатание, впрочем, у нас тоже распространено, хотя с ним имеются свои сложности. Ненадёжность военного быта препятствует стабильному функционированию типографий, поэтому с гарантией книгопечатный промысел существует лишь в столицах и более-менее крупных городах. Все остальные довольствуются тиражированием посредством печатных машинок и того же самого переписывания вручную.
Это я, пожалуй что, малость отвлёкся - но коли уж рассказал о способах фиксации и передачи текстов, то всё-таки добавлю пару слов и о средствах звукозаписи, а также о музыкальных инструментах.
Звукозаписывающая аппаратура у нас на Западе бытовала спокон веков - точнее говоря, спокон веков бывала: из-за границы время от времени поступала новая, современная аппаратура (восточная и приморская), а уж на её основе наши умельцы изготавливали всяческую самопальную, ну и промышленным образом производили тоже - особенно в крупных городах. Встречались у нас и древние, "магические" звукозаписывающие устройства, в том числе так называемые "живые приборы" (иногда и правда ожившие механизмы, иногда - приспособления, сделанные из частей тел существ, обладающих соответствующими свойствами).
Что касается музыкальных инструментов, то их у нас, конечно, и было, и бывало в достатке всегда. На Севере безоговорочно лидировала гитара, на Юге с ней успешно соперничали флейты, бубны и барабаны - притом и на Севере, и на Юге можно было встретить всякое другое, иной раз совсем экзотическое.
Теперь о тематике. Разделить стихи и песни по тематическим группам не так-то просто, потому что интимно-лирическое, высоко-духовное и шуточно-пародийное легко и свободно перемежаются, плавно перетекая из одного в другое. Конечно же, всё это тема любви и смерти; конечно же, тема испытания, тема овердрайва, прохождения-через-смерть - "остаться собой" и вместе с тем "подняться над собой / превозмочь себя" (в иных контекстах эти вещи совпадают, в иных противоречат друг другу). Тема преодоления смерти, прорастания жизни сквозь смерть - да, конечно же, это вообще одна из исконных атлантических тем; несколько ниже мы поговорим про это чуть подробнее.
Тексты, которые я здесь привожу - по преимуществу не "авторские", а "народные", в странствиях по западным просторам утратившие имена своих создателей. Стихи и песни конкретных авторов, известных мне лично, я приведу когда-нибудь потом, когда это будет в большей степени кстати.
К оглавлению написанной части "Черты Мира"