Начало 5 главы "Черты Мира" -
вот здесь. **************************
2. От легконогого Ария до неспокойного Амая, минуя Моисея и волхвов
Итак, около трёх тысяч лет назад на земли, называемые ныне Арийской Территорией, выплеснулись одна за другой бурлящие волны изгнанников, переселенцев из Приморья - сперва христиане, за ними приверженцы старой религии, служители и верные Системы. Что за страна приняла их в свои объятия, что встретили они, придя сюда?
Поросший лесами Север Запада исконно и безраздельно принадлежал неарийцам, которые жили племенами и союзами племён, не видя для себя никакой необходимости объединяться в государство. Наличие за хребтом, на Севере Востока, могучей Таголúнской Державы не возбуждало в западных неарийцах зависти или ревности, несмотря на то, что основателем империи Таголинов был их сородич и соотечественник, уроженец Запада - шаман по имени Тагόл Великий Бόрилих, избранник и посланник Повелителя Ветров Бόро. Западные неарийцы безмятежно полагали восточных Таголúнов и их подданных своей роднёй и относились к их империи положительно, но в целом равнодушно - "у них своё, у нас своё".
Прибрежный знойный Юг Запада то более, то менее плотно населяли ю/а - так называемые "южноарийцы", которые почитаются роднёй и самому Избранному Народу, и скотоводам-кочевникам игнам. Кому и кем они приходятся на самом деле, лично мне до сих пор представляется неясным; скорее всего, историческая интуиция не обманывает, и пламенные ю/а взаправду наши родичи - хотя, возможно, на уровне общих предков-ЭИС родство куда ближе, чем то, которое можно усмотреть в пределах чисто человеческой истории. Покамест нам об этом неизвестно ничего, да впрочем, это и не важно: куда важнее тот бесспорный факт, что большинство ю/а всерьёз считают себя верными Системы, и что сей аспект самосознания страшно много для них значит. Есть основания полагать, что многие, если не все, кланы ю/а приняли веру Системы ещё в ту пору, когда Избранный Народ двигался через материк, чтобы достичь Земли Обетованной, то есть Приморья; думать так заставляет многое - в том числе обилие храмов Системы на Арийской Территории, заложенных задолго до времён Изгнания. Самой убедительной представляется историческая реконструкция, побуждающая нас с вами сделать и ещё один шаг в прошлое - внимание, мы делаем и ещё один шаг в прошлое! - образно говоря, от Ария к Моисею, то есть из эпохи Изгнания из Приморья - в эпоху, предшествующую основанию Приморской Державы Верных.
В соответствии с означенной реконструкцией, описанные в Священной Книге события выглядят так. Со скандалом покинув Землю Блаженства, располагавшуюся в едва ли не самой юго-восточной части Востока, Избранный Народ упустил возможность достигнуть Обетованной Земли быстрым путём, то есть форсировать Пролив через Мальстрéм овердрáйвом, вследствие чего вынужден был чапать туда пешим ходом в противоположном направлении, через весь материк - ведь Приморье, как известно, находится в самой западной части Запада. По дороге Избранный Народ имел многочисленные конфликты с волхвами и посему не оставлял своих бастионов в тех областях, где Волхвитская Империя реально доминировала, то есть на Востоке - однако лишь только сыны Авраамовы миновали Хребет и вступили в западные земли, где жили и действовали люто ненавидевшие волхвов ю/а, ситуация радикально изменилась. Обожающие новые формы поклонения, ю/а с восторгом приняли верных Системы и их религию, умоляли Избранный Народ не спешить в Землю Обетованную, а задержаться у них, уговаривали открывать на их территории храмы и всё такое прочее. Фактически весь Юг Запада, от Побережья и до лесостепей, оказался усеян храмами и в дальнейшем считался принадлежащим Приморской Державе Верных - хотя практически местные жители имели к ней отношения весьма мало. Конечно, туда можно было приехать из Приморья в надежде встретить добрый приём у единоверцев-ю/а (хотя обычаи их могли показаться на вкус приморцев весьма странными), конечно, те же самые ю/а охраняли храмы Системы, даже когда там подолгу не бывало служителей - однако и приморцы считали территории вне Обетованной Земли в лучшем случае провинциями, и жители этих территорий считали Обетованную Землю скорее сказкой-мечтой, чем реальной своей метрополией. Приморцы вполне чётко определяли границы своей страны по тем местам, где позже, после евангельских событий, была выстроена Приморская Стена - ну, может, Стена таки охватила несколько меньше земель, чем фактически до того приморцам принадлежало, однако общий принцип не был нарушен: Земля Обетованная, Приморье - это одно, а весь прочий Запад - совсем другое. Однако мы с вами опять забежали вперёд, а ведь на самом деле мы изучаем сейчас картину не времён Изгнания (хотя с самого начала-то собирались изучать именно её), а более раннюю - когда сыны Авраамовы лишь только шли в Обетованную Землю, закрепляясь на будущей Арийской Территории с помощью храмов. Вот, стало быть, таким образом Избранный Народ и прошёл по южным землям всего Запада, обращая в свою веру многочисленных ю/а, обосновался в Приморье и в дальнейшем время от времени отправлял в основанные по дороге храмы к обращённым ю/а своих эмиссаров, чтобы те напоминали духовным чадам о добрых отношениях меж ними и их духовными наставниками; впоследствии всё это в высшей степени пригодилось изгнанникам из Приморья в их недобрый час. Разумеется, вышеизложенное касается только Юга - как уже было сказано, весь Север Запада принадлежал неарийцам.
Теперь пара слов о волхвах - куда же без волхвов, без волхвов никуда. Основная часть Волхвитской Державы, как уже было сказано, располагалась на Юге Востока, однако из этого не следует, что в западных землях, за Хребтом, волхвов не было, или же что они ничего там не значили. Совсем наоборот: похоже, что в истории человеческой цивилизации волхвы имеются всюду и всегда, просто не всюду и не всегда бросаются в глаза. Иной раз волхвы вполне намеренно не подчёркивают своего владычества, сознательно скрывая, что считают те или иные области своими, чтобы не вызывать у местных жителей ненужного раздражения: волхвы гордятся умением манипулировать, умением управлять - и жёстко проводят в жизнь свои интересы где силой, а где одной лишь хитростью. Похоже, что с западными землями с самых древних времён обстояло именно так.
Средний Юг Запада, пояс между территориями Побережья (где обитали ю/а и отчасти морские народы) и лесными территориями (где обитали неарийцы), был до эпохи Изгнания населяем множеством разнообразных народов, белых и чёрных. В степях и рощах, по горам и по равнинам были раскиданы поселения - города и деревни, княжеские усадьбы и пастушеские стойбища. Многие из обитавших здесь этносов слились впоследствии с арийцами до полного неузнавания себя, другие и вовсе погибли; существует, к примеру, присловье: "Народ Быка, живи века!" - и присловье сие очень горькое, ибо кроме него от указанного народа в общем-то ничего и не осталось.
В числе этносов, населявших средний Юг Запада, с давних пор присутствовали волхвы - почитая сию территорию своей, однако по ряду причин не озвучивая этого излишне громко. Волхвы не пытались держать за собой мест в структурах здешней административной власти; могли, конечно, время от времени становиться лекарями, наставниками и советниками князей, но это производилось под соусом не политики, а личных отношений. В центральных регионах Волхвитской Империи, располагавшихся на Востоке, дело обстояло совершенно иначе - там волхвы открыто заправляли всем, маленькими элегантными ручками скручивая прочие этносы в козьи ножки и бараньи рожки. Даже после конца Империи волхвы сохранили за собой много рычагов власти в восточном обществе. Казалось бы, с точки зрения волхва должно быть престижнее жить на Востоке - однако на деле всё куда сложнее: волхвы, неброско обитающие на Западе, спокон веков обладают среди соплеменников гораздо бόльшим авторитетом, чем их властные восточные собратья. Это связано с темой кочевого образа жизни, которая для волхвов является одной из ключевых. Дело в том, что волхвы видят себя чадами небес, брошенными на землю как в некую обитель зла, с которым бы лучше иметь дела как можно меньше - так что идеальный волхв должен бы проводить свою жизнь в странствии, не строя домов и не нарушая покоя земли, питаясь лишь тем что по случаю подаст ему судьба и устремляя свои взоры лишь на созерцание божественного величия. Однако в реальности волхвы вынуждены грешить, предаваясь трудам на благо менее просвещённых народов, коими они мудро и человеколюбиво управляют, невзирая на то, что те по жестоковыйности не понимают своей пользы и как правило отнюдь волхвам не благодарны. В соответствии с вышеозначенной философией, кочевые волхвы имеют среди сородичей куда более высокий статус, чем оседлые, да и оседлые стремятся имитировать кочевую жизнь хотя бы формально. Социальной единицей для волхвов является тáбор - сообщество семей, чаще всего связанных родством, достаточно большое, чтобы иметь возможность брачеваться не только вне, но и внутри себя самого, поскольку у волхвов на сей счёт критерии весьма жёсткие: родство, воспрещающее брак, в идеале отслеживается аж до седьмого колена. На Востоке волхвитский табор обычно имеет ряд надёжных мест обитания и время от времени переселяется из одного в другое, что и считается за пребывание в странствии; на Западе волхвитский табор вполне реально кочует, обитая в лёгких шатрах, которые можно в любую минуту свернуть и смыться с глаз долой. "Люди местные, сами мы не добрые… то есть ой, простите, наоборот!"
Быть может, я рассказываю здесь о волхвах излишне подробно - однако поверьте, что изложенное мною представляет из себя тот минимум, без которого трудно оценить значение волхвов не только для Запада, но и для ойкумены в целом. Ко времени Изгнания волхвы на Западе проводили вот именно этот выше обрисованный образ жизни, считая Запад за свою вотчину и строя политику в соответствии со своими интересами - положение же волхвов на Востоке на том этапе несколько изменилось, поскольку Волхвитская Империя своё существование прекратила. Следует учесть, что ко времени Изгнания закончилась эпоха всех четырёх великих держав древности: почти одновременно, в течение буквально парочки столетий, рухнули и Волхвитская Империя, и Тирская Держава на морях, и Таголинское Царство, и Приморская Держава Верных. На смену Таголинскому Царству пришло Остатское (Восточное) государство под управлением Вожаков и их идейных наследников, в Приморье власть сменилась аналогичным образом, на морях через некоторое время образовалось новое государство, будущая Стелламáра, а волхвы остались без своего собственного государства, однако от идеи пасти прочие народы (если не явно, то хотя бы тайно) отнюдь не отказались. Для очистки совести следует сказать, что идеи реванша разделялись далеко не всеми волхвами, может быть даже не большинством - просто реваншисты всегда бывали наиболее активны. А поскольку от волхвов и впрямь проистекает масса разнообразной пользы - они знатоки и в медицине, и в искусствах, много работают в науке и вдобавок виртуозы насчёт посмешить и насчёт любовных дел - то практически в любом сообществе без них дело не обходится. С чего мы и начали - без волхвов никуда.
Заметим, что вот только сейчас мы наконец добрались до того самого легконогого Ария, начать с которого я обещал аж в заголовке. Зато, кажется, картину жизни Запада, предшествующую Изгнанию, мы рассмотрели вполне - и увидели бескрайние просторы Юга, ограниченные с Севера неарийскими лесами, увидели обитающие вдоль Побережья кланы ю/а, верно охраняющие храмы Избранного Народа, увидели волхвитские таборы, кочующие меж прочими народами, живущими пестро и отнюдь не тесно; увидели всё это - и представили, как на сии многоцветные пространства излились волнующиеся массы изгнанников из Приморья.
Как уже было рассказано, приморские переселенцы не пали духом, а начали уверенно располагаться на новой земле. Исповедующие старую религию распределились по южным территориям вплоть до Хребта, восстанавливая служение в ранее основанных храмах, брачуясь с единоверцами-ю/а и прочими окрестными народами, изъявляющими согласие принять авторитет Системы; адепты новой веры, то есть христиане, тоже брачевались с окрестными народами, которые обращались в их веру, более всего опять-таки с ю/а, но какое-то время не двигались, а пребывали на месте: жили в тех краях, куда прибыли из Приморья. Потом произошла история с Арием, поведанная ранее - Зелёный Человек был приручён, принят в род и совершил подвиг обретения имени не только для себя, но и для нового этноса - после чего воспламенённые Великой Миссией Арийского Народа христиане двинулись осваивать Север. Арийцами - в отличие от оставшихся жить на Родине, приморцев - стали именоваться все потомки изгнанников: имя распространилось не только на христиан, вскоре ставших северянами, но и на верных Системы, южан. Несмотря на конфликт вероисповеданий, новообразованный арийский народ воспринимал себя единым - как народ изгнанников и избранников, как народ боговдохновенных странников, несущих миру свет веры; несомненно, это вполне согласовывалось с тем, как ранее воспринимал себя материнский этнос, Избранный Народ.
Интересно отметить следующий момент. У нас нет сведений о том, чтобы чада Избранного Народа называли себя "арийцами" до эпохи Изгнания - обычно употреблялись имена "сыны Авраама", "сыны Моисея", "сыны Пророка", "сыны Израилевы", "сыны Иудины", чаще же всего собственно "Избранный Народ" - однако с точки зрения корней слово "арийцы" и означает прежде всего "избранники", так что наименования "Избранный Народ" и "арийцы" вообще-то можно было бы считать синонимами. Иначе говоря, от чего отломились - к тому же и вернулись: кем себя считали праотцы - тем же самым и их потомки. Есть все основания полагать, что именно эта парадигма - неистребимая уверенность в собственной избранности, отделённости от прочих народов, чья участь по умолчанию гораздо ниже - воспрепятствовала тому, чтобы арийцы-христиане, пришедшие жить на неарийский шаманский Север, соединились с местными обитателями, образовав подлинно новый этнос, во всей полноте несущий служение Атлантики. Вообще говоря, для образования такого этноса имелись в ту пору все предпосылки; именно этого чаяли, именно для этого трудились кое-какие значимые для Севера ЭИС, любящие и ценящие как шаманское служение, так и христианство. Но вот не срослось.
Итак, что же происходило на этапе меж легконогим Арием и неспокойным Амаем? Чем жил и дышал Арийский Запад в течение двух тысяч лет между Изгнанием и основанием Центра?
Судя по имеющимся на данный момент сведениям, жизнь Запада в тот период сильно напоминала до-имперскую жизнь ойкумены - эпоху, когда четыре вышеупомянутые Великие Державы (Тирская, Волхвитская, Таголинская и Приморская) ещё не сложились. Столь же вольной во времена-после-Изгнания была только жизнь на морях: на всём Востоке уже правили Вожаки, Приморье железной рукой держали новые власти - на Западе же и на океане вопреки всему задавали тон свободные союзы. Надо сказать, что морские обитатели всю дорогу имели добрые и надёжные отношения с Западом, так что общество арийского Юга было щедро "переслоено" старинными аристократическими фамилиями с океана. Социальными единицами арийского Юга были в ту пору независимые города и княжества, которые свободно заключали между собой альянсы и свободно же их разрывали; иногда некоторые города или союзы городов (в до-имперской древности такие союзы именовались "венками") возвышались над прочими - однако до Амая всё это было, в общем-то, не так уж радикально.
Выше, в приведённом мною отрывке из доклада о суперсистемах Арийской Территории, упоминалась "старая столица". Речь идёт о так называемом граде Константина, Константинополе - одном из городов довольно сильного венка, где княжило семейство, носящее имя "Константины". Ко времени строительства Центра, точнее, в течение предшествующего столетия, Константинов венок сильно возвысился и укрепился по сравнению с другими венками и отдельными городами Арийского Юга; пошли разговоры о том, что скоро-де князь Константин объединит под собою страну и наведёт повсюду порядок. Складывается впечатление, что за две тысячи лет южане малость соскучились по империи и жаждали почувствовать единство несколько более напрягающее, чем братское единение бывших изгнанников; быть может, память о реальном изгнании из Приморья (а не из рая или чего-нибудь ещё в этом роде) уже и вовсе подвыветрилась. О родстве с северянами южане, правда, помнили, с Севером общались, хоть и мало; посмеивались, не очень уважали, считали, что северяне там одичали - да впрочем, что взять с христиан!.. Понимание себя как народа, несущего некую Миссию, у южан несомненно было, храмовая культура его перманентно поддерживала - поэтому освоение христианами неарийского Севера воспринималось южанами хоть и критически, но в целом благосклонно. Когда впоследствии Амай, будучи сыном Константинова гнезда, совершил то что совершил, южане оценили это приблизительно так: "Наш князь полез на этот чёртов Север, чтобы присоединить его к нам - затея дикая, но несомненно благородная!.. благородная, но несомненно дикая!.." Ещё позже, когда жизнь в стране была организована по схеме, сохранявшейся вплоть до Черты Мира, недовольство южных городов Центром из-за того что Центр-де кормит Север за счёт Юга, мало где перерастало определённые пределы - всерьёз отложиться от Центра никто не пытался. Надо полагать, Центр брал с южных городов не слишком большую дань и вдобавок отчасти осуществлял военную защиту, но главное было то, что такое устройство государства соответствовало представлениям южан о себе, точнее, о приснопоминаемой Великой Миссии. За желанное представление о себе идти на жертвы готовы и отдельные люди, и народы в целом; хорошо, когда сие представление хотя бы мало-мальски соответствует реальной действительности. К сожалению, в нашем случае всё обстояло иначе.
Следует подчеркнуть, что в рассматриваемую пред-Амайскую эпоху арийский Север нуждался в обновлении Великой Миссии значительно сильнее арийского Юга. Несмотря на то, что освоение Севера началось достаточно рано, лесных фортов и населения в них было не больно-то много и жизнь в них была не больно-то интересной. Отношения с неарийцами устраивались по-разному, где получше, где похуже, но никакого прочного союза не складывалось; в тех местах, где начиналось брачевание и взаимопроникновение культур - там, к сожалению, быстро утрачивалось единство с другими арийцами, так что сделаться межэтническими мостами таким социумам не удавалось. Некоторые из этих сообществ сливались с неарийцами, теряли свои форты и растворялись в неарийских племенах, иные сохранялись в виде весьма своеобразных фортов в глуши, мало контачащих с другими фортами. К примеру, мне известно чудесное местечко, тихий форт в довольно-таки восточной тайге, где население откровенно смешанное, мирное и весёлое, где во всех сказках фигурируют шаманы и прочие реалии неарийской жизни - а социальное устройство при этом в целом свойственное арийцам. Поразительно, как такое сообщество вообще пережило эпоху тотальной войны; в качестве объяснения остаётся лишь предположить наличие в недрах этноса какой-то исключительно живучей чёрной крови, тем более, что жители сего арийско-неарийского форта на потомков чёрных весьма смахивают и чёрные свойства устойчиво проявляют. Правда, у нас на Арийском Западе много кто несёт чёрную кровь и проявляет чёрные свойства - ведь и своих исконных чёрных этносов, и беглецов с Востока и с морей у нас всегда хватало…
Как бы то ни было, следует констатировать факт, что ко времени прибытия Амая на Север Великую Миссию честнее всего было бы считать проваленной. Даже те неарийцы, которые становились христианами, не проявляли никакого желания подклонить свою голову под благое иго арийского владычества; даже наоборот - почему-то в христиане шли по большей части те неарийцы, которые нет-нет да поговаривали, что арийцам тут на Севере делать нечего. К миру и добрососедским отношениям гораздо чаще стремились племена, хранящие верность шаманам и Великим Духам - но зато с ними арийцы дружить вовсе не жаждали, а зря.
В ракурсе обыденной, материальной жизни дело обстояло так. Арийцы обитали в фортах, более-менее надёжно закрепившись на участках, которые считали своими, охотились и местами даже добывали полезные ископаемые, отчасти вели сельское хозяйство, отчасти торговали с окрестными неарийцами, время от времени организовывали транспортные караваны на Юг - везли в ту сторону дары леса, в обратную то, чего не производили сами. Местами жизнь была очень даже ничего, местами похуже; можно говорить о стабильности, можно о стагнации - факт тот, что никакого особого драйва не наблюдалось, и это шло всё более и более вразрез с высокими идеалами Великой Миссии. Означенного противоречия не наблюдалось только в тех местах, обитатели коих вообще вели с окружающим миром войну - не принимали той жизни, которой могла одарить их щедрая суперсистема Севера, считали лесную природу и лесных жителей своими врагами, с пеной у рта утверждали свою отделённость от "коварной косной материи", а в "коварную косную материю" записывали всё, что не соответствовало убогим и жёстким рамкам их понятий. У таких арийцев драйва было хоть куда, однако драйв этот был направлен на борьбу с естеством (по их представлениям - "с грехом"), и на этой почве они не так редко выделывали совершенно ужасные вещи - которые, к счастью, другими арийцами категорически не одобрялись. Обо всём этом я уже рассказывал в подглавке про "наши нравы", повествуя о поселениях, где не приемлют чужаков и обижают женщин, где отрекаются от основного закона нашей земли - закона атлантического служения. Вот, стало быть, у таких безумных людей представление о себе было твёрдым - у прочих же шаталось.
Как уже неоднократно подчёркивалось, вся беда была в том, что арийцы-христиане оказались не готовы соединить свою жизнь, свой мир, своё благо - с миром, благом, жизнью той земли, которую они пришли населить. Наша земля полюбила их, и они полюбили её в ответ, но любовь эта во многом была собственнической, полной ревности: неарийцев, более старших приёмышей той же возлюбленной-матери, арийцы за своих братьев-по-усыновлению признавать не хотели. Даже когда Амай совместил центр новообразующегося государства с центром шаманской суперсистемы и стал строить новую суперсистему на её основе, новая и старая структуры не сращивались вполне, хотя во многих местах представляли из себя единый живой организм; исходы и входы у арийцев и неарийцев всё равно упорно не совпадали. Тема Великой Миссии и собственной исключительности довлела, не позволяя новому народу увидеть себя одними из обитателей Терры Атлантики, имеющими ту же самую великую миссию, что и прочие - жить и любить, принимать друг друга и саму жизнь как драгоценный дар. Такая миссия, такое представление о себе не зашаталось бы и не рухнуло, пусть даже пошатнутся небо и земля; в конечном итоге ведь именно это самое и получилось - арийское мировоззрение эпохи Черты Мира определённо было исповеданием веры Атлантики перед лицом рушащихся неба и земли. Обидно, что этого не состоялось раньше, ни при первоначальном вселении на Север, ни при Амае; подобно Моисею и его сородичам, отвергшим краткий путь овердрайва и вынужденным идти пешком через весь материк, арийцы совершили кружной путь длиною в три тысячелетия - чтобы в конце концов придти в обетованную землю мира и приятия, которая неотлучно была с ними во все дни их скорбей.
Однако вернёмся к Амаю и к тому, что он значил для Севера. Север изнемогал, нуждаясь в обновлении - и Амай дал Северу новый формат Миссии, создав преисполненное драйва государство с двумя северными столицами во главе. Северяне безоговорочно почитают Амая как одного из "своих", из подобных себе - многие даже и не знают, что урождённо он южанин, а если даже и знают, то что с того?! Как известно, великое множество северян - настоящих северян, северян до мозга костей! - рождаются на Юге и попадают на Север только подростками, сбежав из тех мест, где провели детство. Для нашего мировосприятия это абсолютно нормально. Более того, в процессе написания данной книги я поймал на очень показательном моменте самого себя: имея на руках факты Амаевской биографии, свидетельствующие о нём как о южанине, я ничтоже сумняшеся позиционирую Амая как полномочного представителя Севера. Возможно, читатели этого не заметили - я сам обратил на это внимание только сейчас, по ходу составления данной главы! - однако в более ранних подглавках, посвящённых арийской истории, мною собственноручно написано следующее (наиболее вопиющее выделяю):
"Более бедный и куда более воинственный Север с определённого времени стал всё больше доминировать - и силовое объединение Севера и Юга в одно централизованное государство было произведено в итоге именно северянами. На севере же находятся и обе наши современные столицы - Центр и Северный Город…"
"…Амай военной силой скрепил Север с Югом, создав современное арийское государство. Для управления страной Амай построил на Севере два великих города, две столицы - Центр и Северный Город - и утвердил в Центре Школу Следователей…"
"…поскольку на определённом историческом этапе Север насильственным образом подчинил себе Юг, то многие общественно-административные формы Севера вошли в обиход также и на Юге…"
Сказать ли, что всё это неправда вообще?.. Нет, это не неправда. Это - расхождение между тем, какими мы вещи видим, выделяя значимые внутренние конструкции, и тем, чем указанные вещи являются на практике. И недооценивать, и переоценивать сию вилку чревато серьёзным искривлением восприятия; силовая линия и символ, событие и факт - совсем не одно и то же, хотя временами они сближаются ослепительно, почти мистериально: жизнь становится мифом, миф воплощается жизнью. Мы, северяне, воспринимаем Амая как своего ставленника, и по существу дела это справедливо: поскольку Амай реально работал на суперсистему Севера, то в главном отношении он северянин, и все соратники его - северяне; северяне могут происходить с Юга, потому что главное - это не формальная принадлежность, а личный выбор, личная присяга. Подобным образом определяется ведь и вопрос, ариец человек или неариец: произрастая от какой угодно ветви живых существ, он выбирает для себя, кем хочет быть - и далее носит на себе печать той суперсистемы, коей присягнул, и прочие опознают его именно по этой незримой печати, не по формальным признакам - а, так сказать, "на вкус".
Ну вот, теперь мы наконец-то можем перейти и к рассмотрению событий основания Центра и Северного Города - однако начнём опять-таки не с них самих, а чуть пораньше, с истории рождения Амая.
К оглавлению написанной части "Черты Мира"