Синодик РПЦЗ. Архиепископ Антоний (Медведев),

Sep 22, 2013 22:08




Архиепископ Антоний (в миру Артемий Сергеевич Медведев), родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой - своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906-1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.
Екатерина Медведева, мать Артемия, скончалась в возрасте 24 лет в Петербурге после тяжелой и неудачной операции, там же она и была похоронена.

На учение Артемий был отправлен отцом в Голицыно, что под Москвой. Впоследствии Артемий учился в Полтавском кадетском корпусе. Он часто и с теплом вспоминал своего корпусного законоучителя - известного церковного писателя протоиерея Сергия Четверикова.
Артемию было 11 лет, когда Белая армия эвакуировалась из Таганрога в Екатеринодар. На великопостном пастырском совещании духовенства Западно-Американской епархии в 2000 году архиепископ Антоний поделился своими воспоминаниями о первой встрече с великим аввой - митрополитом Антонием (Храповицким). Во время эвакуации Артемий оказался в одном купейном вагоне с митрополитом Киевским и Галицким. Он спросил митрополита, как происходит монашеский постриг. Видно, что у него уже в 11-летнем возрасте была склонность к монашеству. Митрополит Антоний очень подробно рассказал мальчику об этом умилительном чине, а Артемий его угостил конфетами. Впоследствии Артемий бывал на богослужениях в Екатеринодаре и видел там митрополита Антония. Митрополит Антоний узнал мальчика в храме. Однажды Артемий с каким-то комендантом оказался у митрополита Антония в покоях. Владыка предложил Артемию взглянуть на митрополита Питирима (Окнова). Оказалось, что митрополит Питирим лежит мертвым в соседней комнате. При жизни митрополит Антоний много претерпел от митрополита Питирима, но, несмотря на это, митрополит Антоний позже приютил его в Екатеринодаре.

После великого исхода русских из России семья Медведевых попала в приютившую ее Сербию. В Сербии Сергей Иванович Медведев сначала преподавал в кадетском корпусе, а потом - латинский язык в сербской гимназии. Умер он в Югославии в 1934 году.
Артемий Медведев в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус, а затем поступил на лесной факультет Загребского университета. В кадетском корпусе, как вспоминают знавшие его тогда, Артемий был известен своим миролюбием. Он не мог лечь спать непримиренным, и были случаи, когда он делал другим кадетам поклоны до тех пор, пока они его не прощали, хотя они же были виноваты в проступке или неудачном слове. Принимал участие Артемий и в культурной жизни Белграда. Одно время он был статистом в опере. Его любимой оперой была опера Н.А. Римского-Корсакова «Град Китеж», и он впоследствии часто «хвалился», что в Белграде был знаком с автором либретто этой оперы В.И. Бельским. Знал он и И.К. Сурского - автора книг, положивших начало прославлению святого Иоанна Кронштадтского.
В Белграде Артемий познакомился со старшим иподиаконом митрополита Антония Борисом Критским, будущим хранителем Курской-Коренной иконы Божией Матери. Борис прислуживал вместе с будущим архимандритом Спиридоном (Ефимовым; скончался в Калифорнии в 1984 году). Борис рассказал Артемию про Мильковскую обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда Артемий и поступил в возрасте 22 лет. Отец Артемия неодобрительно смотрел на путь, избранный сыном.

Настоятель обители схиархимандрит Амвросий подарил Артемию книгу митрополита Антония «Догмат искупления». Артемий ее с умилением прочитал. Его особенно затронуло то, что митрополит Антоний делал такой упор на слова молитвы перед причащением: «Милостию сострастия тепле кающияся…»

Протоиерей Всеволод Дробот вспоминает, как в 1945 году он в Берлине впервые встретился с иеромонахом Антонием. Через два года отец Всеволод познакомился с двумя пострижениками Мильковской обители, отцами Каллистом и Зосимой. Отец Зосима рассказал о том, как впервые будущий иеромонах Антоний приехал в Мильковскую обитель. Игумен обители поручил отцу Зосиме выяснить, будет ли из Артемия Медведева годный монах. И вот простой мужик отец Зосима отправил молодого интеллигента Артемия на послушание в огород. Через несколько часов игумен попросил отца Зосиму проверить, как там Артемий подвизается. Отец Зосима пошел на огород, и к нему под благословение подошел Артемий. Отец Зосима благословил Артемия, а у того руки все в крови. Отец Зосима возвратился к игумену и на его вопрос: «Как там брат Артемий?», - ответил: «Из него будет монах».

В 1931 году будущий архиепископ Антоний был пострижен в рясофор с именем Алексий (в честь преподобного Алексия, человека Божия), а в 1932 году - в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Римлянина). В 1934 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1938 году - в иеромонаха. В Мильково отец Антоний нес послушание уставщика, но работал и на других послушаниях, в том числе и пас свиней вместе с отцом Саввой (Струве).

Впоследствии владыка Антоний написал труд о своем духовном отце схиархимандрите Амвросии (Курганове) - «Немноголетний старец» (см. «Православный путь» за 1952 г.). Схиархимандрит Амвросий начал свой монашеский путь в Оптиной пустыни и впитал в себя дух этой дивной обители и ее старцев. Архиепископ Антоний так пишет об отце Амвросии: «По рождению - пензенский, по воспитанию - попович, главное: по истокам духовной жизни - Оптинский, по связям духовным - с владыкой Антонием (Храповицким. - прот. П.П.) и иными, по влечению сердца, по душе и по духу - весь русский инок». Труд архиепископа Антония о схиархимандрите Амвросии является ключом к пониманию самого покойного владыки Антония. Нет сомнений, что своим духовным формированием, своим монашеским закалом владыка Антоний обязан полностью схиархимандриту Амвросию. Среди бумаг архиепископа Антония нашлась справка, написанная им о его предшественниках по Западно-Американской кафедре. Когда речь зашла о нем самом, владыка Антоний написал следующее:
«О себе мне не приходится говорить сейчас особо. Прежде всего, потому, что я карлик духовный по сравнению с предшествовавшими мне святителями; во-вторых, по недостатку времени.

Но скажу лишь, что я утешаюсь мыслью о том, что принял монашеское пострижение в той же Мильковской Введенской обители на Мораве, в Сербии, в которой первым пострижеником был владыка Иоанн (Максимович) и которую посещал и владыка Тихон, будучи архимандритом».

В этой же справке владыка Антоний дает краткую характеристику своего духовного отца - схиархимандрита Амвросия:
«В России он по окончании университета, в самый разгар революции, был послушником в знаменитой Оптиной пустыни… А пострижен он был уже в Сербии и потом в Сербии же потрудился над созданием такой обители и такой жизни в ней русских, а частью и сербских, иноков, что и к ней тянулись ”узнававшие” ее, как у себя дома Русь тянулась к чудеснейшей Оптиной пустыни. Был отец Амвросий сердечно любим великим аввой митрополитом Антонием».

Схиархимандрит Амвросий часто рассказывал Мильковской братии об Оптинских старцах, о том, что каждый из них обладал каким-то особым даром: старец Макарий был особенно богат смирением - не было смиреннее его; старец Варсонофий имел особый дар исповеди; старец Нектарий отличался детской простотой и тем, что никогда не смущался слышанным. Но старец Амвросий, говорил схиархимандрит Амвросий, имел самый большой дар - дар любви, и потому был выше всех.

Монашество архиепископа Антония было светлым, радостным. Его старец говорил своим ученикам, что никогда нет благословения Божия и удачи человеку, раз надевшему хотя бы подрясник послушника, а затем пренебрегшему монашеством ради мира сего - так учили в Оптиной; а ему старцы на прощание сказали: «Будешь монахом - будешь самым счастливым человеком; не будешь монахом - будешь самым несчастным».

Разумеется, что многое давалось молодому монаху Антонию с большим трудом, с неимоверным старанием и особенно смирением. В «Отечнике» сказано, что монах есть тот, кто непрестанно себя понуждает. И архиепископ Антоний до последнего своего издыхания оставался монахом, непрестанно себя понуждая. Он не знал слов «я» и «мое» - все у него было Божие.

Схиархимандрит Амвросий скончался в 1933 году. Владыка Антоний рассказывал, как отпевал его митрополит Антоний (Храповицкий). Поскольку храм обители был небольшим, отпевание состоялось под открытым небом, а митрополит Антоний служил, сидя в кресле. Когда перенесли тело отца Амвросия к могиле, то и митрополита Антония на кресле понесли.

У архиепископа Антония сохранилось Евангелие, оставленное ему как благословение «блаженнопочившим и приснопамятным старцем отцом духовным священносхиархимандритом Амвросием, его же молитвами помилуй и спаси мя, Господи. Аминь» (из надписи, сделанной рукой владыки в Евангелии). Это Евангелие положили архиепископу Антонию в гроб, и похоронили его с ним.

Самое проникновенное и памятное отпевание, на котором архиепископ Антоний присутствовал, было отпевание митрополита Антония (Храповицкого) в 1936 году. Архиепископ Антоний вспоминал, что Сербский патриарх Варнава, столь похожий на патриарха Никона, настоял на том, чтобы отпевание митрополита Антония проходило в белградском соборе. На отпевании сильное слово произнес митрополит Анастасий (Грибановский), а патриарх Варнава гремел: «Когда изгнанный сербский митрополит Михаил прибыл в Россию, первый, кто его встретил, - иеромонах Антоний (Храповицкий). Теперь умершего в изгнании митрополита Антония провожаем в кафедральном соборе, где служил митрополит Михаил!» На отпевании были представители всех Поместных Церквей. Митрополита Антония не везли, а по-патриарши несли от собора в русскую Троицкую церковь. Когда его тело оттуда вынесли, от студентов слово говорил будущий епископ Женевский Леонтий (Бартошевич).

По дороге на кладбище вышел сингел Макарий, будущий епископ-мученик. Он говорил о том, как митрополит Антоний относился к сербам-богословам, как они к нему ходили чай пить из самовара. В заключении он воскликнул: «Ты не только русский архиерей, ты и сербский архиерей!» На кладбище готовился говорить заупокойную ектенью и вечную память протодиакон Алексий Годяев, но встречавший тело митрополита Антония архиепископ Гермоген распорядился иначе. Диакон Майстренко, который давно не служил, облачился. У него был хороший голос, и он произнес вечную память.

В Сербии же иеромонах Антоний впервые встретился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем), в то время преподавателем Битольской духовной семинарии. Впоследствии владыка Антоний всегда с теплом и чувством духовной близости отзывался о святителе Иоанне. Он вспоминал, как он вместе с иеромонахом Иоанном пытался проникнуть в царский дворец в Белграде, где лежало тело убиенного в Марселе краля Югословенского Александра, которого святитель Иоанн очень чтил. После кончины схиархимандрита Амвросия иеромонаху Иоанну было поручено собирание материалов к его жизнеописанию. Отец Иоанн опрашивал многих монахов и лиц, знавших отца Амвросия, о жизни его, в том числе и иеромонаха Антония. Когда Иоанн после хиротонии во епископа Шанхайского уезжал в Китай, то он передал все материалы к этому жизнеописанию иеромонаху Антонию для продолжения и завершения этого послушания. Впоследствии епископ Антоний и архиепископ Иоанн встречались уже в Сан-Франциско и в Нью-Йорке на Архиерейском Соборе, на котором в первоиерархи был избран митрополит Филарет (Вознесенский).

Вспоминал архиепископ Антоний и о своих встречах с «сербским златоустом» епископом Николаем Жичским (Велимировичем). Владыка Николай был первый, кто в письменном виде (в журнале «Малый миссионер») засвидетельствовал о святости жизни молодого иеромонаха Иоанна (Максимовича), а также написал блаженному митрополиту Анастасию о том, что следует Русской Церкви поспешить с прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Отцу Антонию и иеромонаху Феофану их старец отец Амвросий еще на смертном одре сказал: «В случае чего, идите к отцу Виталию (Максименко. - прот. П.П.): у него святое дело». Отец Виталий был в России архимандритом типографского братства в Почаеве. Иеромонах Антоний читал об архиепископе Виталии, читал его воззвания. Главная тема воззваний владыки Виталия - единство Русской Церкви, единство русского народа. В своем слове при наречении владыка Виталий так и сказал: «Наш очередной долг - отложив все прочее, отдать все силы на водворение мира в Церкви». Отец Виталий бывал в Мильково и в сане архимандрита, и в сане архиерейском. Владыка Антоний вспоминал, что после его рукоположения в иеродиакона его первая архиерейская служба в Мильково была с владыкой Виталием. Архиепископ Виталий, как и святитель Иоанн, был весьма предан блаженнейшему митрополиту Антонию (Храповицкому). После кончины архиепископа Антония, в его келье, в аналое, была обнаружена книга архиепископа Виталия «Мотивы моей жизни» с дарственной надписью: «Дорогому моему собрату и сомолебнику архимандриту Антонию», - и подписью. В своем слове при наречении владыка Антоний вспомнил, как в его сердце вошло восклицание Деворы, повторенное архиепископом Виталием: «В племенах Рувимовых большое разногласие», - и призыв владыки Виталия к ежедневной молитве об умиротворении Церкви и о спасении русского народа.
После кончины схиархимандрита Амвросия в 1933 году иеромонах Антоний поехал к владыке Виталию в обитель преподобного Иова на Карпатах. С тех пор у него началась крепкая связь с братством преподобного Иова Почаевского, продолжавшаяся до его кончины.



Архимандрит Нектарий (Чернобыль) 1905-2000г.
В 1941 году, при создании Русского корпуса, иеромонах Антоний был назначен военным священником в 1-й полк, где он не только духовно окормлял в трудных условиях постоянной боевой готовности подразделения полка, но и заботился о местном православном населении. В очерке «Четыре встречи на позициях» приведены воспоминания о том, как иеромонах Антоний вместе со своим псаломщиком (впоследствии архимандритом Нектарием в Иерусалиме) неожиданно прибыли к 1-й роте после ее боя с красными партизанами Вука. Иеромонах Антоний с псаломщиком прошли путь от Лозницы до столицы без всякой охраны, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Партизаны не церемонились со своими врагами: был случай, что они надели на вертел священника и зажарили его на костре. Иеромонах Антоний считал своим долгом быть среди окормляемых им солдат, помолиться об убиенных и утешить раненых. Автор воспоминаний также отмечает, что иеромонах Антоний, получая офицерское жалование и паек, щедро раздавал и то и другое.



По окончании войны отец Антоний присоединился в Женеве к братству преподобного Иова и вместе с ним переехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, где снова попал под духовное водительство архиепископа Виталия, который привлек его к миссионерской работе. Игумен, а затем архимандрит Антоний открыл ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев и окормлял существовавшие уже приходы (Владимирская горка, Лейквуд), а также был временным администратором приходов Западной Канады.



На приходе в Австралии.
В 1956 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. Владыка Антоний с умилением вспоминал свою хиротонию: «С благодарностью храню воспоминание и о том, что в то время, когда в Нью-Йорке совершалась в 1956 году моя хиротония пятью архипастырями во главе с митрополитом Анастасием, тогда и в Сан-Франциско владыка Тихон совместно с владыкой Иоанном, как мне написал об этом владыка Иоанн, в тот самый час молитвенно участвовали в этой хиротонии». Письмо святителя Иоанна об этом висело над кроватью архиепископа Антония в его келье.

По пути в Австралию на Мельбурнскую кафедру владыка Антоний имел счастье быть в Сан-Франциско и служить уже как епископ с приснопамятными архиепископами Тихоном (Троицким) и Иоанном, совершенно не предполагая, что он окажется их преемником.



Два архиерея
После кончины святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, на вакантную Западно-Американскую кафедру был назначен епископ Антоний. В 1968 году он прибыл в Сан-Франциско и в том же году возведен в сан архиепископа. Тогда в Западно-Американской епархии было 16 приходов. Приход кафедрального собора еще не оправился от трудного периода строительства нового храма. До этого в 1960-х годах епархию разделили на две - Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую. Было и несколько приходов, подчиняющихся непосредственно первоиерарху Русской Православной Церкви за границей. В епархии было два кадетских объединения и две скаутских организации. С прибытием в Сан-Франциско архиепископа Антония начался период уврачевания, период восстановления мира и единения. Еще блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о главной, самой светлой и всепокоряющей черте архиепископа Антония - о его любви: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны».

Приснопамятный митрополит Анастасий не ошибся. За эти 32 года Западно-Американская епархия стала одной из самых благоустроенных в русском рассеянии. В приходе кафедрального собора настало время мирного и дружного созидания. При архиепископе Антонии была завершена постройка и роспись кафедрального собора, он был освящен. Приходом был выстроен новый зал со школьным помещением. Число церквей в епархии возросло до 35. При епархии был организован «Очаг помощи русскому православному народу», который занимался пересылкой духовной литературы и гуманитарной помощи нуждающимся в России; были также открыты несколько англоязычных миссий, больница для престарелых и первый православный лицей - во имя святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Воссоединилась Южно-Калифорнийская епархия с Западно-Американской, объединились два кадетских объединения, объединились и скаутские организации. Сколько молитв, сколько любви, терпения, тепла, мудрости и кротости потребовалось от архиепископа Антония, чтобы уврачевать раны, объединить, а затем и сохранить мир и единение!

Русский писатель Владимир Солоухин, описывая свою первую встречу с архиепископом Антонием (Медведевым), написал следующее: «Двери открылись (в покои владыки Антония. - прот. П.П.), и я увидел седовласого, седобородого старца, открывающего мне свои объятия, как если бы отец блудному сыну». Вот так владыка Антоний принимал всех к нему приходящих и к нему обращающихся. Он заботился не только о своем соборном приходе, о своей епархии, но обо всей Церкви, обо всех ее членах. Игумении иерусалимских обителей могут засвидетельствовать ту постоянную и немалую помощь, которую оказывал монастырям владыка Антоний. После кончины архиепископа Антония иподиакон синодального Знаменского собора в Нью-Йорке Георгий Владимирович Шатилов, выражая свое сочувствие по случаю кончины владыки Антония, поведал нам о том, как архиепископ Антоний еженедельно в течение двух лет посылал ему во Вьетнам (во время войны) просфору.

По свидетельству всех соприкоснувшихся с архиепископом Антонием, главной его чертой, притягивающей, смягчающей, ободряющей, была его любовь. При встрече с архиепископом Антонием люди ощущали в нем свет Христов, и этот свет вносил в их жизнь тепло, радость и надежду. Владыка своей любовью оставлял частицу себя, свою любовь у тех, с которыми соприкасался. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ, и без нее все прочее не приносит никакой пользы». И все, что бы владыка ни делал, было проникнуто любовью или хотя бы попыткой проявления любви Христовой. По любви владыка всем существом знал, что нельзя покидать душу человека, и поэтому каждому приходящему по силе и возможности оказывал внимание и любовь. Он запоминал встречи с людьми, помнил их скорби и горе, болезни и трудности и молился за них. Владыка Антоний понимал, чувствовал, что окружающим людям нужна ласка - как можно больше ласки. Из древних отцов-пустынников владыка Антоний был более всего похож на авву Пимена Великого. Пришли к авве Пимену некоторые старцы и спросили его: «Если мы увидим братий, дремлющих во время службы, позволишь ли толкать их, чтобы проснулись и бодрствовали?» И что же ответил великий Пимен? «Если я увижу брата дремлющего, то положу голову его на колена мои и успокою его». Вот такого духа был и святитель Антоний!

Регент кафедрального собора в Сан-Франциско Владимир Красовский поведал такой случай. Он участвовал в росписи храма и как-то очень поздно задержался в нем на лесах. Вдруг ночью в храм входит архиепископ Антоний и говорит: «Ты, бедненький, устал, голодный. Спускайся вниз!» Регент спустился вниз и увидел, что у владыки в одной руке чайник с кипящей водой (владыка чайник принес из дому - он жил вблизи храма, за углом), а в другой - его неразлучный спутник - черный портфель. И вот владыка из портфеля вынул вареную картошку и налил молодому иконописцу чаю. Вообще никто из посещающих владыку Антония людей не уходил от него голодным. Можно написать целую книгу о том, как и чем владыка кормил. Когда к нему приезжали гости, он сам бегал на кухню, накрывал на стол, угощал.

В Сан-Франциско владыка Антоний имел нескольких «сотаинников» в монашеском звании. У них же он исповедовался и у них искал духовного совета. Это были архимандриты Спиридон (Ефимов, бывший иподиакон митрополита Антония (Храповицкого) в Белграде) и Митрофан (Мануилов - преданный духовный сын святителя Иоанна).

У архиепископа Антония не было ни келейника, ни личного секретаря, ни повара. Как правило, кроме самого необходимого, владыка себе ничего не покупал. Он не имел автомобиля, а передвигался или же на городском транспорте, или же его подвозило духовенство и некоторые благочестивые прихожане. Владыку до его болезни никто не видел без подрясника, и за все 32 года никто не останавливался ночевать у него в квартире. Обычно его письменный стол был завален книгами и бумагами. Когда пытались ему помочь и навести порядок, он приказывал ничего не трогать, иначе он ничего не найдет. Он очень мало о себе говорил, а больше о встречах с замечательными людьми; любил поговорить и о русской истории, о богослужении и о русской литературе. Память у владыки Антония была изумительная. Он помнил бесконечное число назидательных случаев благодаря встречам с удивительными духовными людьми. Можно сказать, что владыка Антоний был «ходячим патериком русского рассеяния».

Архиепископ Антоний (Медведев), Синодик, РПЦЗ

Previous post Next post
Up