Старейшим по хиротонии среди священников лагеря был протоиерей о. Владимир Востоков
[1].
Он родился 11/24 июля 1868 г. в погосте Голочеловский Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Игнатия Матвеевича Востокова. Известно, что о. Владимир окончил Московскую Духовную Академию. 30 мая старого стиля 1891 г. он был рукоположен в сан иерея. Активно публиковался в православной печати. В 1911-1917 гг. о. Владимир редактировал и издавал Московский духовно-литературный журнал «Отклики на жизнь». Издавал до революции 1917 г. московскую газету «Рассвет» (последнее название «Славянофил»). Очевидно, батюшка вел активную общественную деятельность. В его биографии укажем на такой факт. За свое выступление против Распутина он был выслан из Москвы и до 1917 г. служил в Уфимской епархии. От этой епархии о. Владимир стал делегатом на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. По своим убеждениям ревностный монархист, он не ждал милости от власти большевиков и уехал в Екатериноград, где открыто призывал Белую армию бороться с богоборческой властью. Эвакуировался из Крыма с армией генерала П.Н.Врангеля в Галлиполи. Затем служил на различных приходах в Сербии: Эрдут, Сибница, Великий Бечкерек (Петровград-Зренянин), Панчево. Был членом Высшего Зарубежного Церковного Управления. Сотрудничал с эмигрантской прессой. О югославском периоде жизни о. Владимира сообщает русский историк из Нови Сада Алексей Борисович Арсеньев.
В 1944 г. о. Владимир эвакуировался с другими русскими беженцами в Австрию, затем в Германию. Он уходил от приближавшейся Красной Армии. Служил в лагерях перемещенных лиц Кемптен, Фюссен, Шляйсгайм. Вместе с отцами Василием Бощановским и Евгением Лызловым и мирянами пережил выдачу американскими военными властями 12 августа 1945 г. советским репатриационным органам жителей лагеря Кемптен. В 1951 г. эмигрировал в США, в Калифорнию, где служил, несмотря на глубокую старость, настоятелем церкви Святителя Тихона Задонского при одноименном детском приюте в г. Сан-Франциско. 6 сентября 1950 г. протоиерей Владимир был награжден правом ношения митры.
За многолетнее служение Матери-Церкви 17/30 декабря 1954 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил присвоить о. Владимиру звание протопресвитера. В 1955 г. батюшка ушел на покой. Скончался 5 августа 1957 г на день Почаевской иконы Божией Матери и был похоронен на Сербском кладбище в Сан-Франциско.
В одной из книг, посвященных русскому зарубежному духовенству, мы увидели ссылку на второй том книги о. Владимира «Розы и шипы». Этот том или часть были посвящены как раз «дипийскому», то есть лагерному периоду жизни. Однако наши попытки найти эту часть книги не увенчались успехом. Хорошо информированный протоиерей из Сагн-Франциско о. Петр Перекрестов сообщил, что эта часть книги так и не вышла в свет. Знакомые автору миряне Русской Зарубежной Церкви также ничего не смогли прояснить на этот счет. Полагаем, что разыскиваемая часть книги представляет собой воспоминания о. Владимира о лагерях перемещенных лиц и могла бы сообщить новые фактические данные о православной жизни в лагере Шляйсгайм.
Протоиерей Василий Бощановский был вторым по дате хиротонии священником лагеря Шляйсгайм. Он так же, как и о. Владимир Востоков, относился к старому, дореволюционному поколению духовенства, во многом жил представлениями той славной, исторической России. О. Василий родился 1 марта 1872 г. в селе Самбек Таганрогского округа Российской империи. Происходил из семьи духовенства, сын священника. В возрасте 15 лет он окончил Мариупольское духовное училище, а через 6 лет, в 1893 г. - Екатеринославскую духовную семинарию. В 1897 г. он успешно окончил Киевскую Духовную Академию. Таким образом, о. Василий получил прекрасное богословское образование, которое помогло ему впоследствии помогать становлению кадров священнослужителей в эмиграции периода меду двумя мировыми войнами, а еще позже - активно участвовать в развитии духовной школы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.
По окончании академии Василий Бощановский встал на путь священнослужения. 29 августа 1897 г. он был рукоположен в сан диакона, 30 августа 1897 г. - в сан иерея с назначением ключарем кафедрального, Спасо-Преображенского, собора в Житомире. 29 января 1899 г. его назначили быть законоучителем в женскую и мужскую гимназии в Евпатории. В 1903 г. участвовал в торжествах обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского. Воспоминания о. Василия об этом великом событии были опубликованы уже после Второй мировой войны в журнале РПЦЗ «Православная Русь».
Монархист по убеждениям, сторонник легитимной императорской власти, о. Василий не принял советскую власть и присоединился к первой «волне» русской эмиграции. Известно, что в 1920 г. он был законоучителем Донского Кадетского Корпуса имени императора Александра III. 30 октября 1920 г. эвакуировался в Сербию, где состоял законоучителем русских кадетских корпусов и Донского Русского Девичьего Института. Церковные историки В.И. Косик и А. Нивьер называют 1927-1939 годы периодом служения о. Василия в церкви названного института. 12 сентября 1944 г. о. Василий был эвакуирован в Германию. В лагерях перемещенных лиц Кемптен, Фюссен и Шляйсгайм, с июня 1945 г. по август 1949 г. состоял законоучителем лагерной гимназии. Он так же пережил трагические события августа 1945 г. в лагере Кемптен.
22 сентября 1949 г. о. Василий переехал в США. С 1 октября 1949 г. он был назначен настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского в Лейквуде, штат Нью-Джерси. В 1947 г. бывший священник Шляйсгайма был награжден митрой. За многолетнее служение Церкви и выдающиеся труды он был возведен в 1955 году в сан протопресвитера. Протопресвитер о. Василий скончался в Лейквуде 22 апреля 1961 г. и похоронен на местном кладбище
[2]. О. Василий - автор целого ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию. Регулярно публиковал статьи в монастырском журнале «Православная Русь», Джорданвилл, штат Нью-Йорк. В 1999 г. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле издал его «Уроки по христианскому православному нравоучению» и «Уроки по пастырскому богословию, для лиц, желающих принять священство, с приложениями» под общим названием «Жизнь во Христе».
Протоиерей Антоний Юнак также относился к поколению священнослужителей, хиротония которых состоялась еще в Российской империи. О. Антоний родился в 1880 г. на Холмщине. Отец его был военным врачом, защитником Севастополя в Крымской войне. Окончил духовное училище, Холмскую семинарию. В 1903 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Одни источники сообщают, что незадолго до первой мировой войны был рукоположен в иереи. Однако А. Нивьер, автор объемного справочника «Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник» приводит другие данные. Он утверждает, что хиротония о. Антония произошла в 1903 г., а именно 17 августа 1903 года. Священник о. Антоний был духовником Туровецкого женского монастыря Холмской епархии, настоятелем Киевской Троицкой церкви. После революции служил под Советской властью, затем в Польше. В годы немецкой оккупации служил в Киеве, в храме св. Андрея Первозванного. В 1942-1943 гг., при немецкой оккупации, о. Антоний был благочинным Печерского района Киева. Вместе с тысячами беженцами он в 1943 г. эвакуировался на запад. В 1945 г. о. Антоний был принят в клир Русской Зарубежной Церкви. Остается вопросом, служил ли о. Антоний в лагере Шляйсгайм? Профессор А. Нивьер указывает, что о. Антоний был настоятелем Свято-Сергиевской церкви в Бад Киссингене с 1946 г. по 1950 г. В то же время некоторые бывшие шляйсгаймовцы говорят, что были близки с батюшкой со времени ДиПи. Поэтому служение о. Антония именно в Шляйсгайме (Большом или Малом) остается до сих пор под вопросом.
С 1950 г. митрофорный протоиерей о. Антоний - настоятель Свято-Владимирского храма в Филадельфии. В 1964 г. вышел за штат. О. Антоний был пастырем старой, дореволюционной школы. Великий патриот России был выдержанным, спокойным и в то же время скромным священником. 14/27 июля 1968 г., в субботу, в 7.30 утра, прочитав молитву «Отче наш», скончался. О. Антоний был погребен на кладбище Свято-Троицкой обители в Джорданвилле
[3].
Яркой личностью в стане духовенства Большого Шляйсгайма был протоиерей о. Евгений Лызлов. Протоиерей о. Евгений был призван к священническому служению в очень скорбный для Русской Церкви период 1920-х годов. Это был период самых страшных гонений, которые организовала атеистическая власть. О. Евгений родился 14 января 1901 г., на праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и святителя Василия Великого, в семье священника села Козулино Смоленского края о. Фотия Лызлова. Его бабушка по линии матери была родной сестрой Иоанна Касаткина (в монашестве Николая), в будущем архиепископа Японского, просветителя Японии и святителя Русской Церкви, память которого совершается Церковью 16 февраля нового стиля.
В 1917 г. Евгений Фотиевич окончил гимназию в г. Белом, осенью 1918 г. был мобилизован в Красную Армию. По свидетельству его родственников, будущий протоиерей окончил Смоленскую духовную семинарию, однако в светский вуз поступить не мог из-за своего социального происхождения. 27 января 1923 г. Е.Ф. Лызлов венчался с дочерью крестьянина Наталией Михеевной Смирновой. В Смоленске был рукоположен в диаконы, а в день святого Алексия человека Божьего в 1925 г. - в сан иерея. В тяжелые 1920-1930-е годы о. Евгений служил в селах Козулино, Третьяково, Хмелита Смоленской области, затем в г. Осташков Тверской области. Последнее его служение до войны 1941-1945 гг. было в г. Великие Луки, где он настоятельствовал в кладбищенской церкви (1935-1937 гг.). Неоднократно преследовался органами Советской власти, подвергался аресту и несправедливому налогообложению. Последние годы перед войной преподавал в Гжатске математику, работал дирижером городского оркестра и хора льнозавода. В церкви не служил, но от сана не отказался. С 1938 г. работал в разных учреждениях в Ржеве.
С приходом немецкой власти о. Евгений служил, вплоть до отъезда (угона в качестве остарбайтера) в Германию, священником кладбищенской церкви святых Гурия, Саммона и Авива и окормлял военнопленных. Крестьяне отдавали ему за требы онучи и разные вещи, а о. Евгений выменивал их на продукты и на санках вез в лагерь военнопленных. Этот деятельный и милостивый священник, воистину добрый пастырь, родственник святителя Николая Японского вместе с семьей был угнан на работы в Германию.
После Второй мировой войны о. Евгений служил священником в лагерях перемещенных лиц Кемптен, Фюссен, Шляйсгайм. В лагере Кемптен он пережил трагическую «кемптенскую выдачу» в СССР 12 августа 1945 г. Отец Евгений занимался настоящим душепопечением о прихожанах церкви Большого Шляйсгайма. Известен случай, когда по молитвам о. Евгения выздоровела дочь одного лагерника. В Большом Шляйсгайме историю в церковной гимназии преподавал Евгений Игнатьевич Комаревич, человек необычайной эрудиции, активный прихожанин. У него заболела дочь, буквально умирала от туберкулеза. Е.И. Комаревич просил причастить больную и помолиться о ней. После причастия Святых Христовых Таин - полагаем, за молитвы пастыря, родителей - дело пошло на поправку. Дочь Е.И. Комаревича выздоровела и жила затем в Соединенных Штатах.
О. Евгений в Шляйсгайме был также известен тем, что не брал деньги за требы, говоря: «Как мы можем брать деньги за требы у измученных людей? У них самих ничего нет». За это его некоторые лагерные священники не понимали. Дочь батюшки, З.Е. Питерс, позднее вспоминала о лагерной жизни: «Мы жили так бедно, но своей бедности мы как бы не замечали».
Общественные организации лагеря Большой Шляйсгайм тепло благодарили о. Евгения за искреннее отношение к людям. Так, Объединение русских художников в своем благодарственном письме от 30 ноября 1947 г. писало о. Евгению: «Правление приносит свою глубокую благодарность Вам, глубокоуважаемый о. Евгений, за Ваше отношение к объединению. Ваша честность, бескорыстное и поистине христианское отношение к делу характеризуют Вас как редкой души человека, какие в наши времена встречаются нечасто. Да поможет Вам Господь Бог в Ваших путях и начинаниях и даст сил и здравия Вам и Вашей уважаемой семье пережить настоящее лихолетье».
Другая организация - Союз русских военных инвалидов I мировой войны - в декабре 1947 г. писал: «Глубокоуважаемый о. Евгений! Фельдмохингский Отдел Союза русских военных инвалидов I мировой войны приносит Вам искреннюю благодарность за Ваше любезное содействие в устройстве нашего благотворительного вечера».
Приехав в США в апреле 1949 г., о. Евгений добился выписки около 300 русских семей из лагеря Шляйсгайм. Большая часть их приехала в Филадельфию, где о. Евгений основал приход и построил храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Преодолевая различные болезни и недуги, о. Евгений служил в родном храме до августа 1980 г. После тяжелого паралича осенью 1980 г. проболел дома у дочери Зои. 10 августа 1982 г., на праздник Смоленской иконы Божией Матери, скончался. Пастырь Шляйсгайма погребен на русском Свято-Владимирском кладбище в Джексоне, штат Нью-Джерси
[4].
Протоиерей Владимир Григорович также служил в храме Большого Шляйсгайма в честь Святого Архистратига Михаила. О. Владимир родился 3 декабря 1902 г. в Санкт-Петербурге. Вскоре его отец с семьей переехал на родину в Вильно и там скончался в возрасте 35 лет. Так Владимир с братьями остался сиротой. На него обратил внимание сельский, служивший близ Вильны, священник о. Евстафий Недельский. По благословению о. Евстафия Володя поступил в Виленскую духовную семинарию. В последнем классе женился, был посвящен в диаконы, а в 1928 г. - в священники.
О. Владимир вначале служил на сельских приходах в Полесье, там же его застала война и немецкая оккупация. По окончании 2-й мировой войны окормлял беженцев в лагерях Германии и в Бельгии. О том, что о. Владимир служил именно в лагере Шляйсгайм, мы узнаем из журнала «Православная Русь» № 23 1959 г. В указанном номере было опубликовано письмо в редакцию. Письмо призывало русских эмигрантов помочь старикам Соболевым. У них внезапно скончался 28-летний сын Николай. Соболевы жили в Сан-Пауло (Бразилия). Старики оказались в долгах, так как сын был единственной их опорой. Письмо с просьбой о помощи было подписан так: «Бывшее лагерное духовенство (Шляйсгайм): Прот. О. Евгений Лызлов, Прот. О. Владимир Григорович. Бывший преподаватель гимназии в Шляйсгайме - Е. Комаревич, бывший начальник лагеря Шляйсгайм - П. Шишкевич, бывший сотрудник лагерного Управления лагеря Шляйсгайм - П. Арлиевский».
В 1951 г. о. Владимир прибыл в США и был назначен настоятелем церкви в г. Пассеике, а 15 сентября 1962 г. переведен настоятелем церкви св. Александра Невского в г. Лейквуд, штат Нью-Джерси. Состоял благочинным 2-го округа и в 1966 г. был награжден правом ношения митры.
О. Владимир был известен как ревностный пастырь, строго соблюдал церковные правила, усерден был в совершении богослужений. Перед кончиной над о. Владимиром было совершено таинство елеосвящения настоятелем Свято-Владимирского храма-памятника игуменом Василием. О. Владимир скончался 28 октября 1968 г. в госпитале в Лонг Бренче, штат Нью-Джерси, на четвертый день после операции от кровотечения и паралича почек. Отпевание совершили 31 октября архиепископ Никон и епископ Лавр с сонмом духовенства
[5].
Протоиерей Михаил Помазанский первое время после второй мировой войны служил в Менхегофе, а затем, вероятно, с 1947 г. - в Шляйсгайме. Это был заслуженный священник, также прошедший революционные потрясения и узнавший, что такое удел православного беженца, беженца-священника.
Михаил Иванович Помазанский родился 6 (19) ноября 1888 г., накануне дня Святого Архистратига Михаила, в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии в священнической семье многих поколений. Окончил Клеванское духовное училище, Волынскую духовную семинарию, Киевскую Духовную Академию, получив диплом кандидата богословия.
В 1912 г. М.И. Помазанский был назначен противосектантским миссионером в г. Тирасполь. В 1913 г. после женитьбы на дочери священника Вере Федоровне Шумской он стал преподавателем Калужской духовной семинарии. В 1916 г. вернулся на Волынь и стал преподавать русскую словесность при женской гимназии в г. Ровно. С 1920 по 1934 г. был преподавателем Ровенской русской гимназии.
В 1936 г. после аудиенции у митрополита Варшавского Дионисия был рукоположен во священники, назначен редактором еженедельной церковной газеты «Слово» и зачислен в клир Св. Марие-Магдалинского Варшавского собора первым помощником протопресвитера Терентия Теодоровича, где прослужил до июня 1944 г. Таким образом, несмотря на многолетнюю деятельность еще в дореволюционный период М.И. Помазанский довольно поздно, но зато в очень зрелом возрасте принял сан пресвитера.
После эвакуации из Варшавы о. Михаил проездом был в Братиславе, затем 4 года жил в лагерях ДП в Германии, сначала в Менхегофе, затем в Шляйсхайме. В Мюнхене о. Михаил редактировал орган Синода РПЦЗ «Церковная Жизнь» и был секретарем Миссионерского комитета Синода.
В 1949 г. семья Помазанских эмигрировала в США и поселилась в селении Джорданвилль. Архиепископ Виталий (Максименко) назначил о. Михаила преподавателем Свято-Троицкой семинарии. О. Михаил преподавал греческий, церковно-славянский языки и догматическое богословие. Активно участвовал в периодических изданиях РПЦЗ - писал статьи, трактаты, брошюры, книги. Он является автором учебника для семинарий «Православное Догматическое Богословие» (1963 г.). Это учебник был переиздан в современной России в 1990-е годы. 5/18 марта 1982 г. скончалась его супруга Вера Федоровна. А сам о. Михаил скончался 22 октября/ 4 октября 1988 г. на праздник Казанской иконы Божией Матери
[6].
По свидетельствам бывших шляйсгаймовцев, в лагере служил протоиерей о. Константин Каминский. Хотя дата его рождения неизвестна, есть сведения, что в 1931 г. он окончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета, священнический сан принял в лоне Польской Православной Церкви. Во время 2-й мировой войны состоял в клире Белорусской Православной Церкви. Эмигрировал в Германию и был принят в юрисдикцию РПЦЗ. Профессор А. Нивьер пишет, что о. Константин был настоятелем церкви при лагере перемещенных лиц в Фельдмохинге под Мюнхеном, а это значит в лагере Большой Шляйсгайм. Но возникает вопрос, настоятелем какой церкви служил о. Константин - общей лагерной церкви или гимназической церкви?
Сохранились воспоминания бывших лагерников, хорошо знавших батюшку. По их словам, о. Константин после приезда в 1950 г. в США оказался в юрисдикции Американской Митрополии (Американской Православной Церкви). Причина перехода батюшки из РПЦЗ в АПЦ была проста. В тот период состоялся огромный «наплыв» священнослужителей РПЦЗ из Европы в США. «Избыточные» священники получали гроши от тарелочного сбора. Малые приходы были не в состоянии содержать сразу несколько священников, а в большие приходы было попасть уже непросто. Кроме того, о. Константин должен был кормить семью - матушку и трое детей (три сына). В то же время Американская Митрополия остро нуждалась в русских пастырях, и о. Константин поступил туда священником в храм святителя Николая в Филадельфии. Когда автор доклада посетил этот храм, то местный настоятель рассказывал, что основание церкви в честь святителя Николая в свое время благословил сам епископ Тихон, будущий Патриарх Московский.
Знавшие о. Константина шляйсгаймовцы передают, что в США протоиерей Константин был уже митрофорным, однако по смирению никогда не служил в митре. Он надевал митру только на особо праздничные службы. О. Константин глубоко знал историю России и Церкви, наизусть помнил все казачьи станицы на Дону, интересовался политикой и философией. Батюшка очень любил петь русские и украинские народные песни, обладал талантом регента. По характеру своему был вспыльчивый, как «спичка».
О. Константин пострадал от сталинских репрессий. Его папа, о. Симеон Каминский служил протоиереем в восточной Польше и был расстрелян большевиками после прихода туда Красной Армии в сентябре 1939 г., после раздела Польши рейхом и СССР по Пакту Молотова-Риббентропа. О. Симеон был расстрелян только за то, что был священником. О. Константин был священником «старой школы», поклонником императорской России. Он любил старый строй, безумно любил старую Россию. Плакал, когда смотрел в американском кино голливудский фильм «Николай и Александра» по книге Роберта Масси. Батюшка считал, что только в Святой Руси, которую воплощала императорская Россия, русский народ мог жить достойно, по-человечески. О. Константин говорил, что Бог наказал Россию за то, что народ не защитил своего Царя - Помазанника Божьего, а отдал Царя и Его Семью во власть большевикам. О. Константин служил настоятелем церкви Казанской Божией Матери в Си-Клиффе, штат Нью-Йорк, и Покровского кафедрального собора в самом Нью-Йорке. В последнем соборе он прослужил с 1971 г. до своей кончины в 1984 г.
[7] Таков состав белого духовенства, служившего в Большом Шляйсгайме. Однако для историка, изучающего деятельность духовенства в лагерях перемещенных лиц, вопросы остаются. Хроника церковных событий, отраженных на страницах журнала «Православная Русь», свидетельствует, что на больших богослужениях в Большом лагере архиереям сослужило до 14 священников. Кто они были: приезжие или жившие в лагере? Пока мы не можем ответить точно на этот вопрос.
Неясность «окутывает» вопрос о белом духовенстве, служившем в Малом Шляйсгайме. У нас есть сведения только об одном тамошнем священнике. Это протоиерей о. Иосиф Гринкевич
[8]. «Православная Русь» в № 19 за 1949 год сообщает, что 22 июля/4 августа в лагерь Малый Шляйсгайм прибыла великая русская святыня - чудотворная икона Знамения Божьей Матери Курская-Коренная. Ее сопровождали Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий и архимандрит Аверкий (Таушев). «Святыня и Первосвятитель были встречены крестным ходом, - передавал журнал, - который возглавляли проживающие в лагере Архипастыри Белорусской Православной Церкви Высокопреосвященнейшие Митрополит Пантелеимон, маститый старец 83 лет, и архиепископ Венедикт, член нашего Синода». А далее в репортаже упоминается настоятель храма протоиерей о. Иосиф Гринкевич.