Архимандрит Амровсий (в миру Виктор Андреевич Коновалов) родился в 1890 г. в г. Санкт-Петербург. С 1918 г. принимал участие в военных действиях Белой армии во время Гражданской войны. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь. С 1921 по 1923 гг. принимал активное участие в жизни русской православной церкви в Константинополе. Позднее переехал в Канаду. Принял монашество в Свято-Покровском монастыре в г. Блуфтон (пров. Альберта, Канада), впоследствии стал настоятелем монастыря. В 1950-х - 1960-х гг. упомянут как священнослужитель на покое, приписанный к Свято-Владимирскому собору в г. Эдмонтон (пров. Альберта, Канада) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (в 1955 г. - в сане игумена, в 1964 г. - в сане архимандрита). Скончался в 1971 г. в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвиль (шт. Нью-Йорк, США).
* * *
Глава из книги:
Игумен Амвросий (Коновалов)
ИСТИНА И АПОСТАСИЯ
Сан-Пауло, 1963 г.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН?
(Помещено в газете "Православная Русь" № 8-9, 1935 г.)
(Помещено в журнале "Голос Пастыря" № 4 за 1935 г.)
Вопрос 1. Как следует понимать слова св. ап. Павла: "несть бо власти, аще не от Бога?" (Римл. 13, 1).
Ответ. "Власть от Бога, а не начальник", говорит преподобный Исидор Пелусиот (пам. 4 февр.), т.е. власть или идеал власти есть тот Божественный порядок, по которому одни начальствуют, а другие им подчиняются ради Бога и по чувству долга, как дети родителям.
Таковой порядок мы видим среди девяти чинов ангельских, из которых одни начальствуют, а другие им подчиняются. Таковой порядок существует и среди духов злобы, о чем нам открыло Слово Божие причем духи злобы, хотя и отпали от Бога, но, однако, сохранили у себя тот Божественный порядок, т.е. чиноначалие, каковой имели, будучи ангелами.
В. 2. Когда начальник бывает от Бога?
О. а) Тогда, когда он законно поставлен и творит дело Божие, т.е. служит благу народа и содействует ему в служении Истинному Богу, б) Когда сам начальник признает Бога и поклоняется Ему.
В. 3. Когда начальник бывает не от Бога?
О. Когда он не хочет знать Истинного Бога и когда беззаконно захватит сию власть, то не утверждаем, говорит преподобный Исидор, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь Вавилонский уцеломудрил иудеев. (Пр. Исидор Пелусиот, на слова "несть бо власти, аще не от Бога", Рим. 13, 1 к Дионисию, т. 2, Москва, 1860 г., стр. 8. МДАК).
В. 4. Как следует православному христианину смотреть на современную большевицкую гражданскую власть, которая борется с Богом и гонит св. Церковь?
О. Как на попущение Божие, для нашего наказания и вразумления, во исполнение слов св. Писания: "бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?" "Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я Господь и делаю все это" (Исаия, 45, 7).
В. 5. Как следует православным христианам относиться к гражданской власти?
О. Подчиняться во всем, что не противно заповедям Божиим и не вредит нашему спасению: "будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа" (1Петр.2:13-14), т.е. платить все налоги и содействовать благосостоянию и безопасности своего народа; но если от нас требуют чего-либо противного закону Божию и нашему христианскому званию, то отвечать словами апостолов: "должно повиноваться более Богу, нежели человекам" (Деян.5:29), ничего не боясь, ибо без воли Божией и влас с главы нашей не спадет. Эти слова Христовы мы должны знать не только в теории, но главным образом на практике, и тогда мы будем всегда счастливы и радоваться во страданиях своих за Христа и Его св. Церковь.
Как был счастлив и радовался св. ап. Павел: "радуюсь во страданиях за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Колос.1:24).
В. 6. Как быть христианину, если его обвиняют в контрреволюции?
О. Этим не следует смущаться. Это обвинение ложное и выдумано врагами Христа и есть удел всех исповедников веры.
В. 7. Откуда это видно?
О. Из св. Евангелия и житий святых. Начало сему положил иудейский Синедрион, который перед лицом Пилата обвинял Христа Господа в политическом преступлении, говоря: "Он развращает народ наш и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем" (Лк.23:2), тогда как Христос Господь сказал: "воздадите кесарево Кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21). По примеру обвинений на Христа, в политическом или уголовных преступлениях, так же обвинялись все борцы за св. веру и Церковь Православную, как напр. св. Афанасий Вел. (пам. 2 мая), св. Мартин Исповедник, папа Римский (пам. 14 апр.), преп. Максим Исповедник (пам. 21 янв.), преп. Иоанн Дамаскин (пам. 4 дек.), преп. Феодор Студит (пам. 11 нояб.) и мн. др.
В. 8. Какая же цель таких обвинений со стороны врагов Христа и Его Св. Церкви?
О. Цель та, чтобы, во-первых, ослабить силу духа у исповедников и привести их в смущение: правда ли, что они страдают за Христа, о вере в Которого их даже не спрашивают, но обвиняют их в таких преступлениях, которых они не совершали, и угоден ли Богу их подвиг. Во-вторых, выставить их в глазах народа не как исповедников веры, святому примеру которых христиане должны следовать, но как преступников достойных наказания.
Только в таких случаях милость Божия, чистота совести и веры сохраняет исповедников Христовых от падения и привлекает к ним православный народ.
В. 9. Как же Церковь, и всякий христианин в частности, должны относиться к революции и контрреволюции?
О. Необходимо прежде всего выяснить, что означает слово "революция" и на основании этого определения определить свое отношение к ней.
В. 10. Что означает слово "революция?"
О. Слово "революция", по словарю иностранных слов, есть всякое насильственное действие: будет ли это государственный переворот или общественный, или даже семейный. Другими словами, революция есть насилие.
В. П. Может ли Церковь сочувствовать этому насилию?
О. Нет, не может.
В. 12. Почему?
О. Да потому, что Церковь отвергает всякое насилие и сочувствовать ему не может. Тем более, что это насилие почти всегда сопровождается пролитием человеческой крови и есть зло в очах Божиих и Его Церкви.
В. 13. Как же Церковь относилась к государственным переворотам?
О. Она признавала их только, как совершившийся факт, Богом попущенный для наказания людей, не более.
В. 14. Всегда ли Церковь так поступала?
О. Всегда, да иначе и быть не могло. Так она поступала при частых династических переворотах христианской Греко-Римской империи, признавая их, как совершившийся факт, для избежания большего зла. Так Церковь поступала и у нас в России во время княжеских междоусобий, когда русские удельные князья отнимали власть друг у друга или сам народ изгонял своих князей. Церковь об этом скорбела и только старалась примирить враждующих. Так же Русская Церковь поступала и во время частых дворцовых переворотах 18-го века, вовсе не сочувствуя им и не канонизируя их. Так Церковь поступала и в настоящее время, когда в корне изменился весь государственный строй, когда прежняя идея государственности, установленная Самим Богом и вытекающая из идеи семьи, изменилась. Церковь это признавала, только как совершившийся факт, допущенный Богом, не более.
В. 15. Что такое идея государственности, вытекающая из идеи семьи, установленная Самим Богом?
О. Идея семьи есть взаимная любовь родителей к своим детям и обратно с обязательной для каждого члена семьи заботой о благосостоянии и безопасности своего семейства. Из совокупности семей разных родоначальников образовались государства с той же обязанностью каждого гражданина заботиться о благосостоянии и безопасности своего народа. Это есть Божественное установление, о чем повествует книга Бытия и особенно история Израильского народа.
В. 16. Идея семьи, установленная Самим Богом, принадлежит ли одному христианству или принадлежит и прочим иноверным народам, не знающим истинного Бога?
О. Да, принадлежит и всем иноверным народам, что мы видим из книги Бытия, а именно: из благословения Ноя, Исаака и Иакова своим сынам.
В. 17. Чем же отличается современная нам идея государственности от идеи, установленной Самим Богом?
О. Тем, что в прежней идее государственности власть передавалась сверху вниз, от Бога через верхнюю власть преемственно до последнего самого малого начальника (1Петр.2: 13-14).
А у современной нам идеи государственности власть, взятая снизу, передается вверх, т.е. извратился Божественный порядок, а потому эту власть нельзя признать законной, т.е. нельзя признать властью от Бога, но только Богом попущенной, как выше было сказано. (Ответ 4).
В. 18. Какие же причины и последствия такого нарушения Божественного установления?
О. Причины есть: недовольство своим положением и неверие в Промысл Божий. Последствие - восстание на Бога и злостное богоборчество, чему начало положил Нимврод, потомок Адама, окончившееся Вавилонским столпотворением и смешением языков (Быт.10:8; 11:4-7).
В. 19. Когда окончится богоборчество?
О. В последние дни мира, когда нечистивец (антихрист) задумает воспротивиться Самому Богу: "и увидел я зверя и царей земных и воинство их, собранное, чтобы сразиться с сидящим на коне и с воинством Его" (Апок. 19:19).
В. 20. Какая же причина гонений на Церковь со стороны неверующей власти?
О. Стремление подчинить Церковь своему влиянию и через Церковь приготовить народ к будущему принятию антихриста, как политического и духовного главы падшего человечества.
В. 21. Каким образом совершается соединение в одном лице верховной власти, политической и духовной, и нет ли тому примеров в древней истории мира?
О. Есть. Первый пример мы видим в истории ветхозаветных патриархов. Второй пример мы видим в истории языческой Римской империи.
В. 22. Как же это объяснить, чтобы было понятно всякому?
О. Объясняется это двойственностью природы человека. Господь создал человека из души и тела и дал законы для его земного бытия, подчинив детей власти родительской. С размножением рода человеческого Господь поставил над каждым народом особых правителей, которые заботились о земном благополучии врученных их попечению и власти людей. Для духовной природы человека, т.е. для души Господь также даровал Свои законы - заповеди, за исполнение которых обещал вечную блаженную жизнь и соединение с Богом в Его небесном царстве. Вначале родоначальники были, как физическими, так и духовными главными руководителями своего потомства. Они заботились не только о земном благополучии своих домочадцев, но и представительствовали о них перед Богом, т.е. были священниками своего потомства и народа. Так, Мельхиседек, царь Салима, был священником Бога Всевышнего (Евр.7:1).
В. 23. Всегда ли это было в ветхозаветной Церкви?
О. Нет, не всегда. С размножением потомства патриарха Иакова Господь, для представительства перед Ним за народ, избрал одно из колен сынов Израилевых - колено Левиино, которое и стало священниками всего народа Израильского (Исх.28:1; Евр.7:5). С этого момента произошло разделение власти гражданской и власти церковной в ветхозаветной Церкви, но среди народов языческих совмещение обязанностей гражданских и духовных в одном лице продолжалось до самого падения язычества, так что Римский император считался верховным первосвященником (Понтифекс Максимус). И сам Юлиан Отступник, как верховный первосвященник, приносил жертвы идолам.
В. 24. Возможно ли в христианстве совмещение в одном лице власти гражданской и власти духовной?
О. Нет, невозможно.
В. 25. Почему?
О. Да потому, что христианство не от мира сего и есть служение единому Богу и ясно различается от служения миру: "воздадите кесарево Кесарю, а Божие - Богу" (Мф.22:21). Только Сам Христос Господь в Своем Лице соединяет обе эти власти.
Он, как Царь мира, создал государства, поставил над каждым народом правителей, т.е. епископов внешних дел, каким именем называл себя Константин Великий перед отцами 1-го вселенского собора, сказал: "Я - епископ внешних дел, поставленный Богом на сие служение". (Как бы ученые ни толковали слова Константина Великого, но они выражают действительно истинное положение вещей, какое наблюдается в мироздании). Все правители, именно, суть епископы внешних дел физических, тогда как св. Апостолы и их преемники суть епископы дел духовных, поставленные на служение Христом Господом при основании Его св. Церкви (Мф.16:19-20). Те и другие, повторяем, соединены под единою Главою - Христом. Таким образом, вследствие разделения Богом между правителями и епископами дел гражданских и дел церковных, смешение между ними или подчинение одних другим невозможно.
В. 26. Бывали ли попытки подчинить Церковь власти гражданской?
О. Да, бывали многократно. Это случалось, когда гражданское правительство состояло из еретиков, которые, путем насилия, старались привить Церкви свое пагубное заблуждение. Пример тому: Арианин Констанций, сын равноапостольного Константина Великого, Константин Копроним и другие.
В. 27. Чем же Церковь отвечала на такие попытки?
О. Церковь, ценою мученичества и исповедничества, отстаивала свою свободу и независимость, дарованную ей Христом: "Если Сын освободит вас, то истинно освобождении будите" (Иоанн.8:36). И все попытки еретиков остались безплодны.
В. 28. Какая же причина стремлений современной гражданской власти подчинить Церковь своему влиянию и власти, когда антихриста еще нет и власть гражданская - не еретическая, но только неверующая?
О. Власть гражданская борется с Богом путем проведения в жизнь коммунистических идей и есть переходная ступень к полному антихристианству и власти богоборца антихриста. И ей необходимо одобрение ее действий со стороны духовенства, которое, кстати сказать, необходимо и самому богоборцу антихристу и которое, в лице лжепророка (Апок.13:11-15), укажет народу антихриста, как наилучшего правителя. Чтобы этого достигнуть, необходимо изменить понятия духовенства, приучив его, волей или неволей, зло называть добром, а добро - злом, а этого без гонения на духовенство сделать нельзя.
В. 29. Каким образом антихристианство проникнет в среду христиан?
О. Антихристианство в среду христиан проникнет для многих незаметно, оставляя внешнюю форму христианства, а самый дух и сущность христианства заменяя антихристианством.
В. 30. Как это узнать?
О. Христианство требует подвига исповедания и страдания за Христа. Антихристианство или ложное христианство бежит от подвига и путем компромиссов и сделок со своей совестью, стремится сохранить свое внешнее благополучие, т.е. думает следовать за Христом, не неся креста своего, но Христос говорит таким людям грозное слово: "кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником" (Лк.14:27). При этом несение креста есть не только путь скорбей и страданий, но главным образом есть преданность воле Божией: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк.22?42). Страдание же или благополучие не от нас зависят, но от Бога, по слову св. Писания: "без воли Божией и влас с главы вашей не упадет". От нас требуется только преданность воле Божией и готовность на страдания за свое исповедание Христа, как Сына Божия и Спасителя мира.