Просто одни спасали Церковь на Кремлевских банкетах, а другие молились, погибали в лагерях.
Перечитал биографический очерк митрополита Мануила (Лемешевского).
И... делай уважаемый читатель сам с кем ты...
К концу его деятельности в Петрограде из 115 обновленческих церквей перешло в Православие 83 прихода, а остальные 32, в силу сложившихся обстоятельств, вынужденно остались в обновленчестве,
В декабре 1923 года им был обращен в Православие видный деятель обновленчества митрополит Петроградский и Лужский Артемий (Ильинский). Поскольку митрополит Артемий являлся обновленческим архиереем Лужской и Петроградской епархии, то к нему Епископом МАНУИЛОМ была применена более строга форма покаяния. Он должен был приносить покаяние к нескольких храмах, что им и было исполнено.
Первое свое покаяние он приносил за всенощным бдением в храме Воскресения, что у Варшавского вокзала. Сколько слез пролил он тогда за свое заблуждение и отступление от Православия! Это были искренние, неподдельные слезы. Плакал вместе с ним и народ.
Такое же всенародное покаяние он принес в день памяти св. великомученицы Варвары, после ранней обедни во Владимирском храме, что на ул. Владимирской, и после поздней в Леушинском подворье, что на ул. Бассейной.
Завершающее свое покаяние он принес в кафедральном соборе г. Луги пред всем духовенством и верующими. Принятый в лоно Православной Церкви в сане епископа, он остался на покое в г. Луге.
В январе 1924 года принес покаяние и Новодевичий женский монастырь…
Старец-епископ по-прежнему был на страже чистоты Православия и внимательно следил за раскрытием событий, происходивших в церковной жизни, и особенно за деятельностью митрополита СЕРГИЯ (Страгородского), бывшего тогда Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Не все нравилось святителю в поступках митрополита. А некоторые поступки его просто печалили и приводили в какой-то страх.
Еще в Серпухове 2 8 июня 1928 года он получил письмо из Ленинграда, в котором сообщалось, что епископа Григория (Лебедева) переводят в Феодосию, а на его место намечают прот. Николая Либина. Святитель был весьма огорчен последним известием и в дневнике своем под тем же самым числом со скорбью написал: «Если это правда, то за такое беззаконие М. С. (Митр. Сергий - автор) ответит перед Богом и людьми и остатки уважения к себе потеряет в среде верующих» .
Но тогда это все переживалось только лично, наедине. И такие поступки Заместителя можно было еще терпеть. Но наступил момент, когда сердце Епископа МАНУИЛА не вытерпело.
Однажды он взял газету и стал читать. Его заинтересовала одна статья, или, вернее, интервью митрополита Сергия какому-то иностранному корреспонденту, где Заместитель на вопрос корреспондента: «Почему у вас многие храмы закрыты?» -- отвечал, что они потому закрыты, что верующие сами закрыли их, некому стало молиться и сами замки повесили.
Сердце Епископа вскипело. Из уст митрополита он услышал ложь. Ложь непростительную для иерарха, стоящего во главе высшего церковного управления. Гнев на Заместителя настолько был велик, что он прекратил возношение его имени за богослужением и не поминал митр. Сергия около года. А когда в мае 1931 года отпевали архиепископа Мелхиседека (Паевского), он сознательно уклонился от участия в погребении сего святителя, не желая входить в молитвенное общение с первоиерархом…
Высказывание митр. Серафима о Епископе МАНУИЛЕ вполне откровенное и определенное - ему не нравилось его окружение, потому, оказывается, и можно было поступать с ним не только холодно, но и «по-свински».
Это чувствовал и сам Еп. МАНУИЛ и его Ленинградская паства. Но если сам он прощал митр. Серафиму такое к нему отношение, то паства нет. Народ называл последнего просто «стариком» и «жандармом», а некоторые даже «старым хрычом».
При проводах митр. Серафима было очень много народа, но все почти пришли поблагодарить Бога за то, что он уходит. Были слышны отдельные голоса в толпе:
«Ну, вот в течение пяти лет это было пустое пространство, ему нужно было уже давным-давно уйти на покой самому, а не ждать, что его попросят удалиться»…….
Не совсем теплое отношение сложилось у епископа МАНУИЛА к тогдашнему архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому). Надо сказать, что последнего епископ МАНУИЛ просто недолюбливал за его официальность и, конечно, опасался его назначения в Ленинград.
Весной 1933 года святитель был у митрополита СЕРГИЯ. Последний заявил ему, что Симанский никогда не будет назначен в Ленинград. И он был успокоен таким ответом. Но спустя некоторое время все вдруг изменилось. Митрополит Серафим был уволен на покой, а вместо него назначен Алексий (Симанский) в сане митрополита. Значит, что-то произошло непредвиденное …
-- Этот человек,- говорил святитель, -- официальный, он и в прежнее время был официален... Он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов.
Народ ожидал назначения в Ленинград епископа МАНУИЛА, и, когда узнали, что митрополитом будет АЛЕКСИЙ, многие председатели приходских Советов были настолько встревожены за участь своих церквей, боясь обновленчества, что ушли от встречи. Встреча была очень сухая. Схимонах же Варнава сказал о нем: «Он сам чувствует, что не на месте»…
……..В Канских лагерях Епископ МАНУИЛ пробыл 4 года. Осенью 1944 года он был освобожден. 4 октября святитель прибыл в Москву и 6 октября явился в Патриархию к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому Алексию. Надеялся епископ МАНУИЛ получить после многих страданий утешение от Первосвятителя, но -- увы! -- вместо утешения получил тяжелую моральную травму. Местоблюститель сразу обрушил на него свой гнев и в течение 2-х часов пробирал его за неправильный якобы прием обновленцев и многое другое
-- Подумать только надо,- в пылу негодования кричал Местоблюститель, -- заставлять «кувыркаться» маститых протоиереев пред всем народом, разве это дело? Откуда Вы взяли подобный прием?
Святитель оправдывался тем, что чин присоединения был одобрен Патриархом Тихоном, но Местоблюститель и слушать не хотел.
-- Назначения пока не получите,- закончил «проборку» Первосвятитель. -- Идите!
…В Москве святитель снова получил моральный удар от Первосвятителя Русской Церкви. В какой обстановке все это произошло, об этом вот что поведал автору сам Преосвященный:
Это было в феврале 1945 года. Я,- рассказывал Владыка, -- недавно возвратившийся из Иркутско-Канской местности, почти три месяца обивал пороги Чистого переулка, 5. И всякий раз, когда яприходил туда, не мог добиться ничего определенного. Однажды я пришел на Чистый и, к моему удивлению, неожиданно встретил Его Святейшество, Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ. Тот удивился моему приходу и, обращаясь ко мне, с презрением сказал:«Вы все еще здесь болтаетесь?»
--А что же мне делать? -- ответил я.- Три месяца как я обиваю ваши пороги и не могу получить назначения ни на одну из свободных кафедр в то время как «свои люди» свободно посещают и ютятся около Вас и получают назначения на епархии.
-- Кто это свои люди? -- вспылил Патриарх.
-- Фотий (Топиро), -- ответил я,- шесть раз бывший обновленцем и трижды григорианцем и теперь получивший Орловскую кафедру. Таким можно обивать пороги Патриархии беспрепятственно, а мне, как видите, с большими препятствиями. Вы, Ваше Святейшество, -- продолжал я, -- даже не поинтересовались моим материальным положением, на что я живу и в каком положении нахожусь: ведь я сейчас на правах самого последнего нищего. А Вы еще смеете говорить мне, что я болтаюсь здесь.
--Завтра же получите назначение! -- отрывисто ответил Патриарх и быстро удалился в свои покои…
…..В то время, как я беседовал с протопресвитером, вышел Святейший, одетый в черную рясу греческого покроя, и, проходя мимо меня, слегка обернувшись в сторону вышедших в это время из зала заседания архиереев, с неподдельной иронией сказал: «Конечно, лучше быть митрополитом Ленинградским, чем епископом Чкаловским».
Это была полная и недостойная в устах Первосвятителя насмешка над бедным и исстрадавшимся во многих ссылках епископом, который своею кровью защищал Православие от разбушевавшегося обновленчества.
«Как горько было мне, -- говорил Владыка. -- Я готов был расплакаться как дитя, но я удержался и, получив указ, с полной надеждой на помощь Божию выехал к месту своего назначения».
Таков был моральный удар от Первосвятителя Русской Церкви…
Но и во время пути покаяния не избежал святитель ряда испытаний, едва не выбивших его из душевного равновесия. Они исходили от самых близких его сердцу лиц: от его духовного сына, допустившего ряд ослушаний, и от других. Страдания от всего этого были так велики, что он уподобил их «урагану», навалившемуся на его бедную душу. Они убили в нем всякую радость от возможной встречи и породили желание совершенно отойти от всего окружающего и от верных и неверных людей, и, в частности, от духовного сына .
Но это были минуты душевных испытаний. Они быстро развеялись и свет радости снова коснулся его сердца.
День освобождения приближался. 20 ноября ему уже сказали, что их освобождение должно быть закончено к Новому году
4 декабря святитель еще не знал, когда наступит для него радостный день. А он уже близ, при дверях.
7 декабря 1955 года наконец наступил и его черед. Владыку вызвали и вручили ему справку об освобождении.
Сердце затрепетало, а глаза не верили всему написанному в справке. СВОБОДА! СВОБОДА!... Святитель оделся потеплее в свой бушлат, взвалил на плечи котомку с вещами и продуктами и зашагал на станцию Потьма, откуда поездом он добрался до города Куйбышева.
Из Куйбышева его самолетом доставили в Москву. 12 декабря он был уже на приеме у Святейшего…
-- Я имею сведения,- неожиданно заявил Святейший,-- что Вы вновь играете в оппозицию.
Святитель был страшно поражен новым обвинением его со V стороны Патриарха, и ему стало невыразимо горько. Это была неправда, клевета на него. Пред его взором быстро воскресли Потемские леса. Сколько он выслушивал там оскорблений от верующих за то, что он подчиняется «коммунистическому советскому Патриарху» и остается ему верен, а не ушел в оппозицию. А теперь вот из уст Первосвятителя слышит он обидное слово «оппозиционер».
Ничего не ответил на это Владыка, а только спросил, когда ему ехать в Чебоксары.
--Можете ехать хотя бы и сегодня, -- резко ответил Святейший, торопя святителя из своего кабинета .
Повинуясь воле Патриарха, Владыка смиренно принял указ, поблагодарил Святейшего за заботу о только что вернувшемся из ссылки архиерее и 23 декабря с миром отбыл к месту своего назначения.
….Простите за бесконечно длинное письмо. Но, учитывая, что в течение 28 лет нашего знакомства мы не переписывались, я позволил себе эту роскошь в конце текущего года, пользуясь Вашей последней теплой благодарственной телеграммой.
В прежние годы я часто задумывался о том, как это некоторые архиереи легко проникали в кулуары патриархии и делались у первосвятителей «своими людьми». И сейчас эта мысль так же иногда заостряет мое сознание - «почему я не мог быть своим человеком в самом лучшем смысле этого слова. Вот, например, митрополит Нестор по своем освобождении и приезде в Москву был окружен заботами, врачами и т. д., а когда я посетил Патриарха, он даже не спросил меня, как я себя чувствую, не нуждаюсь ли я в лечении, санаторном отдыхе и т. д.
Нечего греха таить, встреча Святейшего со мной была суровая. Но он был прав, так как имел дело с б. «государственным преступником», хотя и освобожденным, но в то же время «злостным рецидивистом» (только за мной стоят Соловки, Сиблаг, Краслаг и Темлаг). И так я жаждал ласки, участливого слова, но не получил,-- значит заслужил этот прием...
-- Ну вот видите? - продолжал Патриарх.- 7 ноября был я на приеме в Кремле и, когда кончился обед, то Н. С. Хрущев, увидев меня, подошел ко мне, крепко пожал мне руку и спросил: «Сколько Вам лет?»
Получали ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ (внизу крайние слева)
а другие гнили в лагерях
Последний настоятель Седмиезерской пустыни - архимандрид Александр (Орудов).
Предположительно конец 1940-х годов.
Умер ок.1959-60 гг.
Архимандрид Александр не признавал митрополита Сергия.
В начале двадцатых годов его арестовали и после лагеря сослали в Вятскую область.
Его могила почиталась людьми из Катакомбной Церкви.
И в наше время, там каждый день можно увидеть наших православных.