К ловле жемчуга. Проблемы погружения и мы

Nov 01, 2022 19:37

Данный текст являет собою ещё одно приложение к той части "Трёх Парок", где рассматривается канун Первого Кризиса - и в значительной мере развивает темы, поднятые в "Марсианине-1979"Мой стих "К ловле жемчуга" датирован 13 ноября 1980, что соответствует завершению работы, писался же наверно несколько дней - и это дни уже вполне начавшегося кризиса. ( Read more... )

Существо-Божество-Альтерризм, Личное, Три Парки, Стихи и песни, Дети и мир, Хронология, Черта Мира

Leave a comment

Три разумных стиха о Доме yve_chmur_ent December 12 2022, 20:09:05 UTC
МЕ:

Привет!

Во-первых, привет от Белларвы. Я ему закинул твои стихи. Правда он, оказывается, и так вас почитывает - но поблагодарил меня за конкретную наводку.
(приятно сознавать, что дал на водочку самому Белларве)

Во-вторых, мы тут обсуждали и разбирали эти три стиха, конечно, много прикалывались, но может быть, что-то будет тебе интересно.

О бездомности и Доме

Во всех трёх стихах тема Дома вроде как очевидна, но есть нюанс.

В первом и втором дом обрисован однозначно и узнаваемо: в первом изнутри (множество характерных предметов _домашнего_ быта в их рутинном функционировании), во втором снаружи (наблюдатель стоит около хаты и по понятным причинам не заходит внутрь - всё критично обветшало). При этом в обоих стихах звучит слово "бездомный".

В первом стихе оно относится к звукам - представляется, что это наиболее живые элементы этого косного локуса (в стремлении к исходу единодушные с лирическим героем):

"...звуки в угол соберутся сором,
Бездомные в звучании своём;

А мы с тобою встанем и пойдём.

А звуки, как серебряная дрель,
Покатятся по пыльным коридорам,
Как будто занят нудным разговором..."

они неуместны-ненужны (как сор), они пытаются его покинуть катясь по бесконечным коридорам (Спасибо Ивэ, который мне описал гулкие коридоры Университета) и даже стремясь просверлить выход в стене (думаю здесь дырка - это не скука, а наоборот одно из тех отверстий в рутинных стенах, которые протыкали Тартар и Бражник). Но попытки побега, похоже, безуспешны для элементов этого континуума - ибо серебро слов менестреля отливается не в освобождающую песнь, а в плетёные цепочки оков.

Во втором стихе "половинка дождя, как яблока долька бездомного лета", на мой взгляд, говорит о странствиях (неизбежных, не от хорошей жизни, если дом стал нежилым от ветхости, но по-своему сладких), о приближении нерадостного для странника сырого и студёного сезона, о прощальном взгляде назад - на отраду прожитого (вместе, раз яблоко разделено с кем-то) в доме и в странствии.

В первом стихе бездомность - неизбежное следствие того, что герой вытесняем из локуса безжизненным ходом процессов ("мне... осталось понемногу"). Интересно, что вещи явно поддерживают его в стремлении к исходу: фрамуги распахиваются, трепыханье белой боли рисует траектории побега, чайник подмигиает сквозь проём дверей...

Во втором стихе вещи вопиюще обессилены ("умственно или физически") и сами ждут помощи, внушая острейшую, едва переносимую жалость зрителю-читателю (один плачущий репейник чего стоит). При этом лирический герой и сам ощущает себя инвалидом: "У серого чёрта больные копыта. // (Да он и вообще-то похож на меня.)" - это признание, одновременно и родства и уродства, с одной стороны вроде как констатирует поражённость общим бессилием, с другой - возможно, в этой причастности к немощи найдётся ключ к общему исцелению локуса усилиями героя?

Что касается третьего стиха - в нём нет бездомности, но на первый взгляд нет и дома. Однако, нет, братцы! - мы видим тут возрождённые до вселенскости элементы дома, которые можно сказать "обретают снова силу высоты"(с). Те самые фрамуги из первого стиха превратились в ювелирные украшения Мироздания, небо как свежевыстиранная весенняя или летняя занавеска, И сама смерть, воплощённая ветхость, отступает - но представляется, что (по логике вещей внутренней вселенной автора) её капитуляция может означать её исцеление, вхождение в полноту жизни Дома (Дома Жизни).

Reply

Кто есть кто yve_chmur_ent December 12 2022, 20:15:36 UTC
МЕ:

Ну и на поржать. Кто в стихе кто? - опознаём лица.

В первом стихе чайник - это Папа Юра, который изображает почти выжившего из ума, а сам сигналит "беги!"

Во втором стихе "ветер забором трещит, уходя" - ну это точно Герман, сказали мы с Ивэ.

"Глядит безмятежно лопух из корыта" - а вот и МЗ! сказал я.

Ивэ удивился: вот ещё, а почему например не Лана?

А потому, сказал я: "безмятежно", потому что сама сделала дырку в корыте и потом сама же недоумевает "а что не так?"

Reply

Re: Три разумных стиха о Доме archiv_alterry December 12 2022, 20:18:26 UTC
Дааааа! Всё так.

Спасибо, родные! очень тронул этот разбор.

Белларва читает нас, ага, давно уже, но всё равно спасибо за "на водку"! - тут же сразу и обмен чувствами-мыслями, особенно с водкой-то... :)

Reply

Re: Кто есть кто archiv_alterry December 12 2022, 20:38:20 UTC
Замечательно:)))

Про ПЮ ваще блеск! Но про лопух тут можно рассудить и насчёт МЗ, и насчёт Ланки - та любит показывать вид безмятежности при атасе вокруг.

А ветер - это наверно скорее я-в-силах, покидающий себя-в-руинах - смотрю вслед себе-уходящему с печалью...

Reply


Leave a comment

Up