Мать Алестра и её "переводчики"

Mar 25, 2013 22:59

В обсуждении предыдущего поста - "Почему Алестра не общается вербально?" - возник интересный вопрос, поставленный следующим образом:

"Все-таки непонятно, откуда такие проблемы с "интерфейсом", как описанные в сабже (имеются в виду проблемы взаимонепонимания между Алестрой и её детьми / Алестрой и людьми вообще). При "вычислительных мощностях" ( Read more... )

Старшие ЭИС, Иллюстрации, Фига, Глобы и локсы, Артигемоны, Зверь, Кат, Общая история, Мать Алестра, Океан

Leave a comment

Re: Тут вам не там! sheol_superkomp March 25 2013, 22:36:56 UTC
Да, у меня есть версия.

Делиться и ощущать себя в "общем круге" хорошо и отрадно либо - по-первости - когда всего в изобилии, либо - "и всё-таки да" - среди скудости и испытаний.

Первая реакция, когда вдруг стало тесно или голодно: "тут кто-то лишний". И при непривычке сразу хвататься за дубьё это недовольство может вылиться в деликатную форму "тут кое-кому вовсе даже и не надо наших ничтожных благ, поскольку он совсем другой чем мы, то лучше пусть он получит что подобает в другой валюте, правильно?"

Если уверить себя, что богам нужны не реальные вещи, нужные и тебе точно так же, а некие символические - то это очень удобно: и не обижаешь никого, не чувствуешь себя скотом - и всё твоё при тебе. Естественно, что символические дары пристали символическим существам))) Вот и начинается вытеснение реальных родителей и соседей в аллегорию, в дух места, в дух семьи. Причём оттого, что этим существам нужна не еда и т.п. а другое - не легче, потому что им и правда нужно то, что всё больше в дефиците. И им предлагают символическое местопребывание, символическое уважение, символическое согласие, символическую верность.

Манипуляторы выигрывали именно потому, что предлагали способы "слева" или "по дешёвке" или "за чужой счёт" поладить с этими почти символическими, но ещё живыми в памяти сущностями.

А здесь у вас всё шло иным путём, не потребовалось долгого отвыкания от ощутимого родительского или соседского присутствия. Наоборот, удобно было вообразить, что можно символическим способом решить реальные затруднения.

Возможно, я не прав, но вот так мне представляется в данный момент.

Reply

Re: Тут вам не там! archiv_alterry March 25 2013, 22:40:44 UTC
Офигительно интересно! Буду это обдумывать, завтра чё-нить напишу. Надо покрутить с нескольких сторон.

Reply

Психологический комфорт и культы archiv_alterry March 26 2013, 17:56:54 UTC
Подумал, вот фиксирую итоги мыследеятельности:)

Продолжаю твою мысль о том, почему на Земле Алестры верить во "всякое такое" было невыгодно, а на Земле-здешней - едва ли не наоборот,
а также о том,
что на Земле Алестры существа иноприродные, прародители-ЭИС были вытесняемы - на Земле-здешней же, напротив, не потребовалось долгого отвыкания от ощутимого родительского или соседского присутствия.

Представляется, что общее для Земли Алестры и для Земли-здешней в том, что людям хотелось прежде всего психологического комфорта: не хочется знать ничего лишнего, травмирующего, вынуждающего искать новых путей - а хочется иметь под рукой ряд правил, выполняя которые можно питать уверенность в том, что при условии соблюдения этих правил всё будет хорошо, с тобой не случится ничего плохого.

Для того, чтобы гарантировать последнее - что при соблюдении ряда правил всё будет хорошо - людям требуется представление о некоторых духовных сущностях, которые своей жизнедеятельностью поддерживают такой порядок вещей. Эти сущности должны быть ровно такими, какими они вписываются в означенную схему - поэтому совсем не нужно знать об этих сущностях ничего лишнего/ личного/ реального.

Иначе говоря, нужно, так сказать, "держать эти сущности на определённом расстоянии" - не больше и не меньше: чтобы и верить в них имело смысл - и ничего сверх необходимой условной схемы рассмотреть было невозможно.

Это - общее для Земли Алестры и для Земли-здешней. А разница вот какая: на Земле Алестры все эти существа находятся близко - поэтому для вышеозначенной цели требуется их отдалить / удалить; на Земле-здешней они и так далеки, в сфере мифов - поэтому требуется их приблизить.

На Земле-здешней вера в такого рода сущности, формирование культов и пр. приносит психологический комфорт: это - гарантия, что выполнение неких правил принесёт свои плоды, всё будет хорошо и ничего плохого не случится. Если не формировать такого рода представлений целевым образом - возникает ощущение простора/ неуюта, неприятная мысль о том, что гарантировать ничего невозможно и что строить жизнь нужно самому, всякий раз заново решая что делать.

На Земле Алестры ситуация несколько иная: реальные ЭИС, предки и соседи, достаточно близки, их присутствие ощущается и беспокоит, требует вникать в их дела, выяснять, что они хотят сказать - и поэтому создание культов зачастую имеет обратный смысл, чем на Земле-здешней: это - попытка выделить сакральное пространство, выхолощенное от чего бы то ни было реального, и загнать в пределы этого пространства живых ЭИС, предков и соседей, чтобы ничего конкретного-живого не ощущалось, чтобы их призывы-жалобы-советы ограды сакрального пространства не пробивали.

И кое-что ещё добавлю ниже из своих предыдущих мыслей на сопряжённую тему.

Reply

Не нарушай правила – и ничего плохого не случится archiv_alterry March 26 2013, 18:03:58 UTC
Продолжаю развивать мыслю:)

Интересно, что на Земле-здешней психология, связанная с поиском комфорта, проявляет себя во всех сферах - это касается не только религии, но и уплаты подоходного налога, взносов в какие-нить общественные организации и пр.: выполнив правило, человек может уверять себя, что теперь с ним всё будет хорошо и ничего не случится.

Интересно также, что на Земле Алестры эта проблема тоже куда шире, чем вопрос об общении с родоначальниками: уже на раннем этапе развития человеческой цивилизации - и даже ещё на этапе эисской цивилизации, заметим! - тема "Не нарушай правила - и ничего плохого не случится" звучала во весь голос.

Это в полной мере демонстрирует ситуация с падением метеорита: когда случилась беда, для маленьких Вензелей стало ясно, что взрослые врут! - сами говорили "Не нарушай правила - и ничего плохого не случится", а у самих такое произошло. Значит, или принцип неверен - или взрослые сами всё тишком нарушают, в любом случае доверять им нельзя!

С этим же принципом связано плохое отношение к Тартару и к тем кто пытался его найти: мол, кто думает, что правила соблюдать не надо, что надо их испытывать-проверять, нужны ли эти правила вообще - всякие такие попадают в Гиблое Место, и это всем урок!

Отсюда же - плохое отношение ко всем, с кем случались неприятности: если с тобой случилась неприятность - значит, ты где-то что-то нарушал / нарушил, что-то делал / сделал не так. Не желая испытывать неприятные эмоции, прежде всего сострадание и страх за себя, что вдруг и с тобой случится такое - очень удобно держаться мысли, что от такового следует держаться подальше, чтобы не "заразиться" от него дурными побуждениями и, стало быть, не навлечь беду и на себя.

Эти воззрения естественным образом перекочевали и к народам, окормляемым сообществом ОГ; поначалу особого вреда от них не было, потому что вообще все жили не так уж плохо, но потом жить стало всё труднее, и эти воззрения стали приносить всё больший раздор и отчуждение. На людей, у которых были разнообразные неприятности, общество смотрело всё более косо, их винили в разнообразных грехах - если не было видимых, упрекали в невидимых. (Ср. с историями Иова и Бикрана!)

Такие воззрения дают огромный простор для манипуляций - ведь человек, верящий в такое, когда беда случается с ним самим, станет лёгкой жертвой манипулятора, который объяснит ему, что или в его несчастьях виноваты вон те злодеи, или он сам виноват, что до сих пор терпит вон тех злодеев. И всякое такое прочее - то, что потом вовсю использовали Вензеля. Естественно, что такого рода манипуляции пышным цветом процветают в сфере культа, идеологии и пр. - это мы возвращаемся к вопросу о том, во что выгодно и во что невыгодно верить, что с этого можно поиметь и так далее.

Вот как-то так:)

Reply

Re: Не нарушай правила – и ничего плохого не случится sheol_superkomp March 26 2013, 21:55:58 UTC
Да, Герман, увы: как водится, не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Применительно к Гиблому Месту - каламбур невесёлый(

Это я про то, что ОГ, избегавшие Сходящих-во-Тьму и прочих "несчастных-неудобных-неустроенных", в итоге научили свои народы избегать самих себя, как "несчастных-неудобных-неустроенных"(

И вот что ещё говорит Экстрим:

мы им говорим "что ж вы врёте, что если не нарушать правил, ничего плохого не будет? - вот оно плохое случилось"

а они на это "почему же плохое? это как посмотреть! раз не нарушали, но случилось - значит, так надо, значит, это соответствует какой-то нашей пользе! мы её сейчас не понимаем, но надо подумать - и мы поймём, в чём она!"

После этого, говорит Экстрим, хочется не просто отойти подальше, а рвануть со всех ног - потому что сидеть и ждать, покуда тебе не понравится (от размышлений или от чего ещё)то, что сейчас категорически не нравится - спасибочки!

Reply

Re: Не нарушай правила – и ничего плохого не случится archiv_alterry March 26 2013, 21:58:29 UTC
""почему же плохое? это как посмотреть! раз не нарушали, но случилось - значит, так надо..." -

Вот просто преблинский, нафиг, блин, чего тут говорить!!!

Именно что рвануть нафиг, так чтоб только пятки засверкали:(((((

Reply


Leave a comment

Up