Опера «Борис Годунов» - это мой незакрытый гештальт. Пять лет назад мы с коллегой во время командировки в Москву купили билеты в Большой на «Бориса Годунова» (об этом бегущей строкой было
здесь). Идея принадлежала коллеге, я сначала отнеслась к ней скептически и даже хотела соскочить, но в итоге пошла, и это решение тогда перевернуло мое сознание и полностью изменило мое отношение к театру в целом и к опере в частности.
К сожалению, я никак не ожидала, что представление будет длиться четыре с половиной часа, и на тот же вечер уже договорилась с родителями - в те времена командировки в Москву случались нечасто, и я использовала каждую такую возможность, чтобы повидаться с родными. В итоге после третьего акта мне пришлось уйти, и было ужасно жаль, что я не смогла остаться и дослушать до конца.
Покупая этой осенью билеты в оперу, я выбирала между «Пиковой дамой» и «Борисом Годуновым», долго не могла решить, что выбрать - ту оперу, что больше любит муж, или ту, которую не дослушала пять лет назад. Изящное решение нашлось довольно быстро, и я взяла билеты на обе :)
Свои чувства и впечатления от «Бориса Годунова» я уже выразила в заголовке - до мурашек, к этому трудно что-то прибавить. Постановка невероятно зрелищная, красивая и драматичная. Костюмы, декорации, свет - все это создавало неповторимую атмосферу, «Бориса Годунова» нужно не только слушать, но и обязательно смотреть. Блеск и роскошь царских палат, мощь древне-русской архитектуры, изящность Сандомирского сада, все это в совокупности с прекрасной музыкой и сильными голосами дает более цельное восприятие происходящего на сцене. Наши места были довольно близко от сцены, так что я весь вечер с удовольствием разглядывала артистов, подмечая малейшие детали их нарядов, мимики и жестов. Покажу и вам несколько подпольных карточек, чтобы вы тоже могли удивиться и восхититься.
Избрание царя Бориса на Соборной площади. Посмотрите на декорации, насколько реалистично и объемно изображен Успенский собор. Единственное, что несколько смазало впечатления - тот самый возглас дьяка: «Да здравствует царь Борис Феодорович!» должен прозвучать громко и раскатисто не весь зал, но мы едва-едва смогли его расслышать.
Избранный царь. Роль царя исполнял заслуженный артист России Михаил Казаков, на мой взгляд, на редкость подходящий образ. А посмотрите на эти роскошные костюмы, они как будто доставлены прямиком из Исторического музея!
Царские палаты. Трудно поверить, что стены, колонны - это все ненастоящее. Даже окна открываются и закрываются!
Царь с дочерью
Царевич Федор.
Знаменитый монолог царя.
После этого исполнения зрители долго не отпускали артиста, благодаря его несмолкающими аплодисментами. Ну там и правда монолог такой, что пробирает до костей.
Теперь перенесемся на бал в саду польского воеводы. На фото плохо получилось передать, но если присмотреться, то там на заднем плане вы увидите настоящий фонтан!
Самозванец с Мариной Мнишек.
А вот мы уже в лесу под Кромами становимся свидетелями народного бунта.
Вот уж никак не ожидаешь увидеть на исторической сцене живую лошадь!
И заключительная сцена, полная драматизма, особенно эффектно царь в конце упадет с лестницы, я всерьез обеспокоилась, чтобы он не расшибся - очень уж натурально он упал, пересчитав головой все ступеньки, ведущие к трону.
Дирижировал Гергиев. Музыка, конечно, выше всяких похвал, вот создавали же когда-то произведения на века и вне времени. Столько лет прошло, а мы продолжаем ими наслаждаться.
В общем, гештальт закрыт, и оно однозначно того стоило. Кажется, теперь и у меня есть любимая опера, с удовольствием сходила бы еще раз.
Между тем, Театральная площадь уже украшена к новому году. Все елки в этой композиции живые!
Надеюсь, мне удалось хотя бы немного передать вам атмосферу этого вечера :)
Про «Пиковую даму» рассказывала
здесь.