Москва. Ресторан ЦДЛ.

Feb 15, 2011 02:40

Поварская ул., 50
1889, арх. П.С. Бойцов



Архитектор Пётр Самойлович Бойцов не оставил построек в стиле модерн, но во многих его произведениях проступат черты только зарождавшегося тогда последнего "большого стиля". По мнению М.В.Нащокиной, "будучи эклектиком по своим убеждениям и творческому методу, в своих объемно-пространственных, композиционных и декоративных решениях предвосхитил и развил многие формальные приемы модерна".
Бойцову принадлежат такие знаменитые постройки, как особняк Берга (ныне здание итальянского посольства) в Денежном переулке и особняк князя Святополк-Четвертинского (Дом литераторов) на Поварской в Москве, дворец Мейндорфа в Барвихе и замок того же Святополк-Четвертинского в селе Успенское под Москвой, усадебный ансамбль промышленника Храповицкого во Владимирской области, здание Музея древности и искусств в Киеве, а также проект Музея изящных искусств в Москве, позднее скорректированный и воплощённый Р. Клейном.
В столице множество творческих домов: Дом журналистов, Дом художников, Дом работников искусств. В ЦДЖ вкусно кормили, в ЦДХ хорошо поили, в ЦДРИ устраивали капустники. Центральный дом литераторов на Поварской притягивал своим внутренним великолепием, туда тянулся весь московский «бомонд». В таком виде дом стоит уже более ста лет - с тех пор как в 1889 году его построил Петр Бойцов для своего старого заказчика князя Светополк-Четвертинского.







Потом дом был куплен графиней Александрой Андреевной Олсуфьевой, и именно благодаря ее фотографиям из семейного архива можно судить о первозданном виде здания. Впрочем, со времен графини в доме на Поварской мало что изменилось. Интерьеры центрального дубового зала сохранены практически в оригинальном состоянии - реставрация, проведенная здесь в конце 80-х в соответствии с планово-реставрационным заданием ГУОП г. Москвы (ныне - Москомнаследие), не затронула основные конструктивные элементы, а декоративные детали интерьера были успешно восстановлены.






В доме на Поварской Бойцов блеснул ещё одной гранью своего таланта - мастера-краснодеревщика. Все столярные работы были выполнены по его эскизам. Деревянная резьба отличается тончайшей проработкой каждой детали. Орнаменты колонн, поддерживающих лестничные проемы, представляют собой целый мир образов. Мотив виноградной лозы, закручивающиеся листья аканта, маскароны придают диковинный облик деревянной опоре. Дерево в доме - повсюду. Оно используется в обработке стен, потолков всех залов. А камин, главенствующий элемент декоративного убранства зала, выполнен в виде центрального, богато украшенного портала.
Ю. Журавлева. Забытый самородок // Москва и москвичи. 2006. № 1-2



спасибо за фото smisl_ylibacca
После Октябрьской революции в дом заселили городскую бедноту, которая и жила в этих стенах до 1925 г. Затем дом занял отдел детских учреждений при ВЦИК, а в 1932 году здание предали Дому писателей. Сам Центральный Дом литераторов был основан в 1934 году - в год проведения первого съезда советских писателей и образования Союза писателей СССР. Легендарный творческий клуб московских писателей стал настоящим домом для многих известных людей той эпохи.

Вот какие воспоминания оставил о ЦДЛ Андрей Вознесенский: "Партком же, проводя свои заседания, так и не расшифровал в силуэте деревянной балконной решётки изображения двуглавого орла... А на витой колонке бесстрастно отсвечивает скульптурное девичье личико - деревянного ангела ЦДЛ. Эта девочка - Маша Олсуфьева, графинюшка, последняя владелица нашего дома... Я довольно хорошо знал Марию Васильевну... Она жилас дочерьми в своём палаццо во Флоренции, переводила прозу Пастернака и Солженицына... Когда табу на неё ослабло, М.В. Олсуфьева побывала в Москве. Я пригласил её обедать в ЦДЛ. "Это же мой дом," - остолбенело оглядывалась гостья. Мы сели под колонкой с детским личиком. Их профили совпадали. "Я хотела бы взглянуть на свою детскую... Что там сейчас?" - На дверях детской спаленки поблескивала табличка "Партком"..."



А. Вознесенский в ресторане ЦДЛ // National Geographic

moscow, eclectism, povarskaya, boytsov

Previous post Next post
Up