Mосковские палаццо.

Jan 10, 2011 07:22

Заповедная зона в районе Никитских и Поварской улиц полна памятников ... (далее можно смело подставлять один из архитектурных стилей конца XIX - начала ХХ века: эклектику, модерн или неоклассицизм). Да, полна памятников эпохи эклектики. Эклектика - сочетание различных стилей, это все знают. Господствовала в московской архитектуре с 1830-х до начала 1900-х гг. Изначально подразумевая цитатность, многообразие архитектурных прообразов, эклектика распадалась на несколько течений. Классицистические дворцы и городские усадьбы, ампирные домики с мезонинами и антресолями сменялись особняками в стилистике неогрек, псевдоготики, рококо и неоренессанса.
Последний пришёл в Москву ещё в царствование Николая I и был выражен в немногочисленных постройках типа Петербургского вокзала Тона или дома Секретарева на Пречистенском бульваре. Позднее, с распространением историзма/эклектизма, неоренессанс стал более популярен как среди архитекторов, так и среди их заказчиков.



Отдельным направлением в это время стало увлечение флорентийским ренессансом. Элементы, присутствующие и в палаццо Питти, и в палаццо Строцци, и даже в палаццо Веккио, вошли в московскую архитектуру. К этому направлению принадлежат несколько пресненских особняков - в частности, дом М.П.Арсеньевой в Трубниковском пер. архитектора Никифорова и "Дом Суворова" на Большой Никитской.




"Дом Суворова" (1873, арх. А.С. Каминский)
Их общим признаком является простота композиции, руст стен, последовательное разделение этажей карнизами. По существу, можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение. Над арочными окнами руст образует подчеркнутые архивольты.







Дом Арсеньевой (1876, арх. А.А. Никифоров)
Не будем забывать, что и выступы-ризалиты были введены в гражданскую архитектуру как раз в эпоху Возрождения. В случае с домом Арсеньевой (арх. А.А. Никифоров, 1876 г.) именно ризалиты с балконами акцентируют боковые фасады.



Упомянутые выше характерные черты ренессансного зодчества присутствуют и в особняке банкира Шлосберга на Поварской, хотя построен он был значительно позже и относится, скорее, к периоду неоклассики. Однако проработанность деталей и мотивов Возрождения говорит именно о неоренессансе.



Особняк Я. Шлосберга (1914, арх. А.Н. Зелигсон)
В дополнение к повсеместному русту, симметрии композиции добавляются ещё и парные окна, пришедшие в Ренессанс из средневекового искусства.



Ещё одна запоминающаяся черта флорентийского Возрождения: ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих или фланкирующих окна.



Период неоренессанса конца XIX - начала ХХ в., согласно классификации В. Седова, имел больше синтетический характер, хотя встречались и конкретные стилизации, как это было в третьей четверти XIX в. Так, Н.Г. Зеленин в особняке В.А. Балина на Большой Никитской, 43 (1900 г.) стилизовал формы римского палаццо XVI в. Характерные черты, опять таки, замкнутость, симметричность. Симметрия фасада главного дома подчеркнута высокой сильно выступающей вперед нишей главного входа, верх которой служит открытым балконом второго этажа. Мощный карниз на крыше, рустовка первого этажа, тонкие колонны, красивый декор окон и дверей - среди прототипов вполне может быть палаццо Фарнезе.



Самой точной стилизацией в духе ренессансных форм, является, несомненно, палаццо Г.А. Тарасова на Спиридовке, построенный в 1912 г. самым последовательным апологетом итальянского Возрождения И.В. Жолтовским.



Фактически документальная копия палаццо Тьене в Виченце признана, тем не менее, крупной удачей архитектора, который добился различия, лишь немного изменив пропорции. Огромный дворец Тарасова - настоящий кусочек Италии в Москве. Однако творчество Жолтовского - это уже совсем не эклектика, оно развивалось в русле неоклассицизма ХХ в., а это уже совсем другая история..

Фотографии - smisl_ylibacca и annakora

nikitskie, moscow, zeligson, zelenin, trubniki, zholtovsky, neorenaissance, nikiforov, povarskaya, kaminsky

Previous post Next post
Up