В поисках духовных скреп современное российское государство неотступно следует за своими предшественниками, черпая державно-патриотические идеи из имперского или советского багажа. Так, вслед за Петром I и Сталиным нынешние идеологи обращались к образу Александра Невского. В 2000-е он был официально признан "Именем России" и стал героем нового блокбастера "Александр. Невская битва", который в лице князя эксплуатирует уже традиционный образ "православного бога войны". В 2015 году настала очередь другого видного деятеля - Владимира Святого.
Источник -
The New York TimesВ Российской империи образ крестителя Руси использовался для борьбы с национализмом и католицизмом западных окраин. Теперь же, согласно президенту Путину, Владимир стоит у истоков "многоликой, но монолитной русской нации и централизованного российского государства". Тем самым обосновывается важность приобретения Крыма, где якобы крестился святой Владимир: "...Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь
имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм".
Только стремлением современных идеологов использовать проверенные исторические мифы и образы можно объяснить такие натянутые параллели. К тому же, в этом году вовремя случилась 1000-летняя годовщина смерти князя. Теперь к ней приурочена масса мероприятий, в том числе строительство памятника в Москве, аналогичного поставленному в Киеве во времена Николая I. Съёмки фильма про Владимира
тоже уже начались.
Таким предстал Александр Невский в современном кинематографе. Скоро нас ожидает встреча с экранным князем Владимиром
Владимир и Владимир
Между тем, свой памятник Святому Владимиру по-над рекой в России уже есть. Он был открыт в 2007 году в городе Владимире на высоком берегу Клязьмы, когда отмечалось 850-летие переноса туда столицы из Киева (оно, кстати, произошло спустя полтора века после смерти князя). Это типичный для России начала XXI века монумент, который знаменует союз церкви и государства.
Похожая по смыслу скульптурная группа есть в нижегородском кремле: памятник основателю города князю Юрию Всеволодовичу и "наставнику его" епископу Симону Суздальскому. Во Владимире рядом с князем-крестителем стоит святитель Феодор, христианский миссионер Владимирской земли. Святой Владимир несет знамя Христа, а его конь давит угодившего под копыта змея. Какое явление символизирует змей - не совсем понятно, может быть, язычество, а может, что-то еще.
Но есть и более важный вопрос: зачем Владимиру памятник святому Владимиру (это даже звучит ужасно!)? По легенде, закрепленной в никоновской летописи XVI века, князь не только лично крестил всех на Суздальской земле, но и "заложил там град в свое имя Владимир на реке на Клязьме". Правда, свидетельства эти не вызывают доверия историков. В них, например, упомянуты священнослужители, жившие раньше или намного позже описываемых событий: киевские митрополиты Михаил и Леон, патриарх Фотий, епископы Никита Белгородский и Неофит Черниговский. Зато цель искажений можно объяснить вопросами политической легитимности молодого Московского государства: нужно было "удревнить" его христианскую историю и показать преемственность северо-восточной Руси от Руси Киевской. Так что прославление Владимира I как основателя одноименного города и шире - как основоположника российской политической традиции, кажется, лишено исторических оснований. Тем более, на эту роль есть "более лучший" кандидат.
Забытый князь
Будь творцы современной идеологии поинтереснее, они бы наверняка вспомнили Андрея Боголюбского и поместили его в пантеон национального мифотворчества. Пока же князь Андрей как всегда находится на периферии культурной памяти, хотя его право встать "у истоков русской государственности"
некоторыми историками всё же признается и защищается. Но Боголюбского все знают по учебникам истории (ни памятников, ни фильмов в его честь нет) обычно просто как сына Юрия Долгорукого, которого как-то особенно жестоко убили. Чем же может быть важным для современного российского государства князь Андрей?
Современный вид Боголюбского монастыря. В центре - Храм Рождества Богородицы с остатками замка князя Андрея
Во-первых, именно правление сына Долгорукого (и внука Мономаха), Боголюбского считается прототипом традиционного российского самодержавия. Василий Ключевский кратко объяснял это так: "Князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение". Уйдя великим князем из Киева во Владимир, Андрей предопределил развитие русского государства с центром на северо-востоке, сначала во Владимире, а потом, начиная с XIV века, в Москве.
Во-вторых, как и его коллеги, Владимир Святославич и Александр Ярославич, Андрей Юревич - тоже святой (канонизирован в 1702 году). Вообще мало кого из древнерусских князей отличает такая явная связь с церковью, как Андрея Боголюбского. Связь, память о которой не только легендарна, но и материальна. Самая известная (и самая красивая) церковь в России - храм Покрова на Нерли - построена при нем. При нем же «обретена» (а точнее, была вывезена из Вышгорода) одна из самых старых и почитаемых российских икон - Богоматерь Владимирская. Грандиозный Успенский собор, построенный князем во Владимире, стал образцом для целого ряда более поздних храмов. Постепенно превращая Владимир в новую столицу, Боголюбский старался наделить город собственной историей и мифологией. Поэтому и для города он куда более важная фигура, чем Владимир Красное Солнышко.
Для самой известной русской иконы Андрей Боголюбский построил собор, задавший архитектурную моду на несколько веков
Первый в России Покровский храм - несомненно, один из символов страны
Стремление Андрея Боголюбского обособиться от родовой знати, сильной в Ростове и Суздале, привело его в провинциальный Владимир. В городе, не имевшем влиятельной боярской прослойки, было где развернуться амбициозному князю. И он с большим размахом принялся за обустройство и города, и своей резиденции в Боголюбове. Известно, что к строительству храмов князь Андрей привлекал западноевропейских мастеров, чтобы все было по последней моде. Василий Татищев писал даже, что работники были от императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы: "Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был". Так это или нет, но в Лувре, например, хранятся
расписные наплечники Андрея Боголюбского, которые также называются армиллами Барбароссы. То есть налицо культурные (а то и политические) связи с Европой.
В итоге в лице Боголюбского получаем идеального героя мифа для современной России: авторитарен, православен, следует в русле европейской традиции, погиб героически, что ещё нужно?
Российская "Игра престолов"?
Пиарщики, ау! Проспали в 2011-м 900-летие князя. Надо исправляться: кино хотя бы снять какое. Коль скоро четкой идеологии у современной
монументальной пропаганды нет, а есть большие государственные (илиокологосударственные) заказы, то фильмы всяко лучше памятников: и финансирования требуют (со всеми вытекающими типа распилов), и города не уродуются. Так что можно только поддержать The Insider,
указавшего на возможность русского национального эпоса на манер "Игры престолов". Давайте действительно утрем нос каналу HBO и сделаем нечто подобное про Мономашичей. Кажется, есть работа для Никиты Сергеевича.