Садовое кольцо, Новинский бульвар, 25, корпус «А»
1934 архит. С. П. Леонтович
Один из "гвоздей программы" в рамках экскурсии "Совтеская архитектура 1930-х гг." - жилой дом работников СНК РСФСР на Новинском бульваре.
Сейчас он лищён оригинальной окраски и почти не заметен с Садового кольца, однако частые посетители Дома Наркомфина или американского посольства должны хорошо знать это здание.
изображения сохранияются в большем разрешении
Этот дом в 1935 г., сразу после его постройки, несмотря на ряд крупных переделок во время строительства, выделяли как «один из положительных примеров решения внешней архитектуры жилого дома».
Во-первых, импонировало отсутствие «графичности» архитектурной композиции, т.е. здание несравненно выразительнее при восприятии в трехмерном реальном пространстве нежели в графическом изображении или в печати.
Во-вторых, отсутствие схематизма и в решении объемной композиции, и в обработке поверхности. При этом достигался развернутый характер композиции: 1) три П-образно расположенных объёма; 2) членение по вертикали на 3 художественно-конструктивных звена: несущее (1 и 2 эт.), несомое (2-5 эт.) и венчающее (развитой карниз); 3) применение двух фронтонов для усиления венчающего звена. Взаимоотношение этих трёх частей строго логично и дает четкую легко читаемую структуру семи рядам окон. При том, что сами окна архитектурно никак не оформлялись, за исключением последнего этажа.
Ещё один плюс - тщательно выполненные строительные работы: например, искусственные русты первых двух этажей, выполненные в виде лепнины из цемента и каменно-угольной крошки, дают иллюзию намеренно грубо обработанного, для выражения большей монументальности, камня.
Неслучайно здание даже было помещено на обложку журнала "Строительство Москвы" в № 1 за 1935 г.
Однако неудачным считалось расположение: дом стоит перпендикулярно улице, больше 50 % жилых комнат оказались сориентированными на север, что считается неудачей с санитарно-гигиенической точки зрения. Расположение дома объясняется тем, что он проектировался как гораздо меньший - односекционный и четырехэтажный. А стал 3-хсекционным и 7-этажным.
Этот дом ярко свидетельствует о возвращении классической традиции в архитектурную практику. Классические элементы - руст, карнизы и, конечно, фронтоны. Вообще в архитектуре 1930-х гг. вслед за А.Д. Бархиным (
a_barhin) можно выделить два главных направления: ассоциативная и безассоциативная архитектура. Ассоциативная архитектура - это та, которая использует и творчески перерабатывает прототипы из предыдущих эпох.
И это здание как раз таки имеет собственные прототипы. По композиции оно напоминает более монументальный дом Фокиных в Померанцевом переулке, построенный архитектором Челищевым в стилистике неоклассицизма начала ХХ в. (1914 г.).
Там тоже использован П-образный объём, богатый руст и, главное, - поставленные одна на другую лоджии, оформляющие выступ. Впрочем, такой приём с лоджиями применялся ещё раньше - в 1910 г. при строительстве доходного дома Маркова с Петербурге Владимиром Щуко.
Щуко же впоследствии стал крупнейшим советским архитектором, автором библиотеки им. Ленина. Вот так замыкается круг.
Ещё о здании:
Аранович Д. Архитектура жилого дома // Строительство Москвы. 1935. № 1. С. 11-12