Б. Грузинская ул., 36
1937, арх. Ю.Ф. Дидерихс
фото:
smisl_ylibacca
После революции, в декабре 1917 г. первые декларации о равенстве, словно по сценарию Джорджа Оруэлла дополняются актами, намекающими, что некоторые люди всё-таки равнее других. Ленин подписывает постановление правительства, что для наркомов «квартиры допускаются не свыше одной комнаты на каждого члена семьи». Несмотря на ограничивающий характер, получалось, что если семья состоит из 4 человек, то ей полагается 4 комнаты, если из 6 - шесть, причем жилплощадь не лимитирована. Именно тогда высшие чиновники занимают под своё жильё роскошный дом в Романовом переулке.
В нале 1930-х внушительные по размерам дома начинают строить для своих сотрудников советские министерства, наркоматы - дом на Покровском бульваре для НКВД, дом на Космодамианской набережной для Наркомвоенмора, дом на Сухаревской Наркомтяжпрома и др. В этом здании на Большой Грузинской жили руководящие работники Наркомата оборонной промышленности. Первоначально дом планировался как привилегированное жильё для героев челюскинской эпопеи и был построен по индивидуальному проекту автором Рижского вокзала Юлием Дидерихсом.
Элитность подчеркивает курдонёр, выходящий на красную линию улицы. Сохранилась ограда, а ворота во двор представляют из себя миниатюрные пропилеи с пилястрами.
Вся прямоугольная симметричная композиция дома напоминает сталинки 1950-х гг. Однако тут же видны пилястры в несколько этажей, как в Доме Жолтовского на Манежной, присутствует такой же запоминающийся дробный карниз. Следы ар-деко 1930-х гг. видны на капителях, в которые вплетены и звёзды, и колосья, и серп и молот, и шестерёнки. Также в оформлении лоджий второго этажа присутствует интересный рисунок.
К заднему двору ведёт арка, расположенная строго посередине здания.
Интересно, что дом лишён всяческого фасадничества, характерного для парадной застройки 1930-1950-х гг. То есть задний фасад конечно, победнее переднего, но не представляет из себя просто гладь стены с оборванными карнизами, как в домах на Тверской. Рисунок оград лоджий сохранён и даже вход в технический этаж оформлен довольно изысканно.
Во дворе - служебные постройки - гараж, электроподстанция. Квартиры одного из двух подъездов изначально планировались как 12-комнатные, но без кухонь (общими, примерно, как в доме на набережной были столовая, красный уголок и другие помещения, типичные для элитных домов). В 1956-1958 гг. квартиры были перепланированы, их разделили на более скромные, устроив в каждой из них кухню. Впрочем, скромность была относительной.
В 1966 г. в дом въехал самый знаменитый его жилец композитор Георгий Васильевич Свиридов, известный даже людям далёким от классической музыки своими инструментальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель» и сюитой «Время, вперёд!», финальная часть которой послужила заставкой к программе «Время», да и вообще её часто используют в фильмах и передачах посвящённых индустриализации и первым пятилеткам. Музыку, ставшей гимном целой исторической эпохи, Свиридов сочинил очень быстро: тяготясь необходимостью срочно сдать режиссёру Швейцеру партитуру для кинофильма «Время, вперед!» и боясь пропустить вечерний клёв, композитор завёл будильник и едва ли не за час сочинил финальную часть сюиты.
Георгий Васильевич прожил на Большой Грузинской до самой смерти. Он умер в самом начале 1998 года, и гражданская панихида прошла прямо у него в квартире. На том настаивал сам композитор, поэтому после смерти его вдова так и говорила информагентствам, что все желающие проститься с Георгием Свиридовым могут прийти к ним домой 8 января по адресу Большая Грузинская, 36-62. Очевидцы потом отмечали скромное убранство квартиры композитора, известного на весь мир. Центральное место занимал, как нетрудно догадаться, инструмент, который Георгий Васильевич арендовал на протяжении всей жизни тут у Союза композиторов.