Наконец-то я созрел для того, чтобы рассказать о своём любимом доме стиля модерн в Москве. Рассказ долгий, поэтому усаживайтесь поудобнее.
Хлебный пер., 18/6
1901-1902, арх. С.У. Словьёв
В конце XIX - начале ХХ в. строительство собственного дома архитектора было одним из способов самоидентефикации творческой личности. Широко известны собственные дома-студии и виллы западных мастеров модерна - Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Франца фон Штука, Йозефа Марии Ольбриха и других. Хрестоматийным примером в истории отечественного зодчества, несомненно, являются целых три московских дома Фёдора Шехтеля (два из них сохранились), знаменующие собой не только различные этапы творческой биографии зодчего, но и смену стилистической моды.
все фотографии
smisl_ylibaccaСлучай с постройкой дома Соловьёва обладает уникальностью. Его архитектор и владелец никогда не был приверженцем модерна: представленный особняк является его единственной работой не только в этом стиле, но и вообще в жанре частного дома. Воспитанный как эклектик, Соловьёв делил свои предпочтения между ордерной архитектурой и формами неорусского стиля, в котором проектировал наибольшее количество своих построек.
Даже проектируя собственный дом в стилистике модерна, он действует в рамках эклектического метода: большинство элементов фасада при детальном рассмотрении оказывается цитатами из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau. Ассиметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше.
В этом доме нашла отражение характерная для модерна идея синтеза искусств. Искусство должно было разными путями проникать в повседневную жизнь и привносить красоту. Поэтому сила всех искусств многократно умножается в действии единого Всеискусства. Таким Всеискусством, в котором находят себе место самые разные виды творчества, понимала себя и архитектура.
В этом доме архитектура сопровождается майоликовой живописью и скульптурой, которые создают на фасадах особняка развёрнутую декоративную программу, иконография которой недвусмысленно отсылает к образному миру символизма.
Дом имеет наугольное положение между Малым Ржевским и Хлебным переулками. Вход - с Малого Ржевского. На этом фасаде видно витражное остекление, кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли и майоликовые тондо ("тарелочки") с датой постройки особняка.
У входа оскалился Лев. Он - царь зверей - традиционно является символом носителя силы и мужского начала, непрерывной борьбы, солнечного света, царского сана и победы. В классицизме он нес ярко выраженный гражданский смысл, был знаком могущества, непобедимости и воли государства. В модерне акцент переносится на личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире - в интерпретации знаменитого скульптора Николая Андреева это гибкий стремительный хищник.
Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика, оформленная в виде стилизованного изображения летучей мыши. Издавна летучая мышь - символ таинственности и тайны. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.
У оснований тонких колонн притаились совы. Совы или филины - хищные птицы, слывшие с давних времён у многих народов символами зла. Столь враждебное отношение к совам отчасти было обусловлено тем, что эти птицы охотятся по ночам и издают крайне неприятные крики. По славянским народным поверьям, если филин ударит крылом в окно, то сгорит дом или умрёт его хозяин.
В эпоху модерна, когда заметно вырос интерес ко всему тайному, мистическому, зловещему, сова стала, пожалуй, одним из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов. Среди русских поэтов образ совы вдохновлял более всего Константина Бальмонта. В одном из стихотворений начала ХХ в. сова предстает как символ мудрости и вечной жизни: «О, мудрая птица, чей взор темноту проницает…» Чудесная способность совы видеть во тьме будила воображение поэта. Он считал, что эта ночная птица способна воспринимать окружающую земную жизнь гораздо глубже и полнее, чем человек: «Сова, кто смотрел в твоё круглое желтое око, Тот знает великую тайну чудес».
Сова появляется и на фасаде по Хлебному переулку, но уже как символ Афины Паллады, которая покровительствует музам четырёх искусств: Ваянию, Живописи, Архитектуре, Музыке - своеобразная апология свободного творчества.
Размещённое выше Афины майоликовое панно (его видно на первом фото) прочитывается как "окно" в мир сумерек - в представлении символистов и романтиков, желанной поры творческих откровений. Картина эта выполнена знаменитой художницей Марией Якунчиковой.
Модерн любил проявлять себя не только в богатом декоре и орнаментике, но и в форме окон. На фасаде по Малому Ржевскому преобладают арочные. В том числе вот такое с непонятной химерой, как будто вылезающей из болота:
Громадное трёхчастное окно по бокам украшено волютами, а снизу - типичным керамическим "ковром" из зелёных изразцов. Зелёный цвет, кстати, по Максимиллиану Волошину, - "цвет растительного царства, надежды, радости бытия".
Окна фасада по Хлебному переулку прямоугольные, но тоже разных форм. В их применении виден талант Соловьёва-эклектика. Напрмер, рустованные окна первого этажа стилизуют французских ренессанс эпохи короля Генриха II.
Сейчас дом стоит пустой, после того, как в 2008 г. оттуда выехало посольство Грузии. Окно-экран первого этажа затянуто жалюзями, флагшток торчит без флага и кое-где видны подтёки, напоминания о вандализме, учинённом всё в том же 2008-м.