Малый Ивановский монастырь и Новый Город.
Топа-топа, товарищи, топа топа! Мы ещё недостаточно окультурились! На ещё предстоит изучить Малый Ивановский монастырь и Новый Город. Там тоже интересно. И, конечно, неизбежная схема.
Всем уже надоевшая схема.
1. Церковь Иоанна Предтечи (№22).
Церковь Иоанна Предтечи
Архитектурные формы церкви Иоанна Предтечи очень близки к формам церкви Архангела Гавриила. Однако церковь Иоанна Предтечи выглядит несколько скромнее, как по общим размерам, так и по более простой трактовке деталей. В интерьере храма столпы имеют не круглое, а квадратное сечение, благодаря чему выглядят массивнее, профилировка капителей и импостов более плоскостна. Богаче декорирован барабан, украшенный ставшим традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Стены храма, как и у Успенского собора, завершались тремя ярусами закомар, из которых верхние, чисто декоративные, правильнее назвать кокошниками. Так же как и церковь Архангела Гавриила, церковь Иоанна Предтечи имела вторую меньшую главку, размещавшуюся над юго-восточным углом - приделом, посвященным преподобному Кириллу.
Опись 1601 года кратко указывает на существование "двух верхов" на церкви и звонницы “на шести столпах” при ней. Опись 1668 г, говорит о характере существовавшего к тому времени покрытия церкви и глав: "Кресты и главы паяны по чешуе белым железом покрыта тесом". Та же опись приводит любопытные данные о примкнувших к западному и южному фасаду папертях - несомненно, деревянных. На иконе 1741 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника церковь показана двухглавой с четырехскатной, покрытой тёсом кровлей. Опись 1773 г. упоминает деревянные крыльца при южных и северных дверях, а "при западных дверях крыльцо каменное без своду с боков в деревянные столбы забрано тесом и сверху покрыто тесом же" (это крыльцо, видимо, показано на плане 1786 года из собрания музея), "быки" - контрофорсы при юго-восточном и юго-западном углах здания кровли, "две главы чешуйчатые и на главах кресты деревянные опаяны жестью". Опись 1773 года рисует картину обветшания памятника "крыши тесовы ветхи”, быки "от стен отшатилися", в стенах "от сводов до фундаменту трещины, а на полденной стене от фундаменту вверх до своду великие трещины” и т.п. По описи в церкви и алтаре - "одиннадцать окошек в них оконницы слюдяные в белом железе ветхи" - следовательно к этому времени оконные проемы в киотах западной и южной стены были уже пробиты.
Оба храма - и Гавриила, и Иоанна Предтечи - построены одним зодчим. Хорошее знакомство с новейшими архитектурными течениями говорит о том, что мастер не был местным и происходил из крупного художественного центра, вероятнее всего из Ростова Великого, тем более что монастырь тогда подчинялся Ростовской Епархии.
Церковь Иоанна Предтечи не избежала общей участи. Покрытие по закомарам позже уничтожили, малый барабан сломали. В южной и западной стенах на месте украшенных живописью киотов пробили новые большие окна. Наружные стены храма, прежде беленые, выкрасили в красный цвет.
2. Церковь Сергия Радонежского (№23).
Церковь Сергия Радонежского.
Церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого и трапезной палатой была построена в 1560 году на южном склоне Ивановской горки между храмом Иоанна Предтечи и котельной башней. Потребность в теплой церкви Сергия Радонежского с трапезной палатой объяснялась тем, что Ивановская половина монастыря обособилась от главной, а храм Иоанна Предтечи, стоящий рядом, был холодным и неудобным в зимнее время. С другой стороны для «убогой» братии, которая населяла Ивановский монастырь, необходимо было иметь отдельную трапезу, которая была пристроена к церкви. В монастырской описи 1601 года отмечено, что «на горе, где чудотворца Кирилла первое прихождение было, живут старцы убогие, а кормят их из большого (Успенского) монастыря».
Из-за небольших размеров холма трапезная разместилась на его крутом склоне так, что подклетный этаж с северной стороны скрыт в земле. Общая композиционная схема памятника в плане следовала композиции церкви Введения с трапезной палатой: так же по одной оси располагались келарская, одностолпная трапезная палата и церковь. Новая трапезная значительно уступала своей вместимостью трапезной большого Успенского монастыря. Под трапезой помещались три погреба для хранения продуктов. Под церковью находились две небольшие палатки с печами, теплом от топящихся печей обогревались церковь и трапезная. Церковь преподобного Сергия Радонежского завершалась одним рядом небольших кокошников и двумя главами, меньшая из которых располагалась над приделом Дионисия Глушицкого (была разобрана в XIX веке). В конце XVI столетия был устроен ярус звона, имеющий с каждой стороны, кроме западной, широкую открытую арку с висящими в ней колоколами. Украшением фасадов является узкий декоративный пояс, проходивший вверху стен.
С южной стороны памятник укрепляют мощные каменные контрфорсы, которые появились спустя 100 лет, в 1652 году, когда фундаменты южной части строения стали неожиданно оседать и в сводах появились многочисленные трещины. Контрфорсы были построены монастырскими каменщиками под руководством подмастерья каменных дел Кирилла Серкова.
Церковь неоднократно подвергалась перестройкам в XVIII - XIX веках, в результате чего появилась та восхитительная помесь негра с мотоциклом, что мы наблюдаем на фото. Может, у меня извращённый вкус, но эта чудовищная эклектика смотрится действительно хорошо. Эдакий броненосец Конфедерации Вирджиния, увенчанный луковичной главкой и типичной новгородско-псковской звонницей. Вот для сравнения изображение Вирджинии.
Похоже, правда?
Неожиданные, иной раз, случаются ассоциации, да.
3. Малые больничные палаты (на схеме рядом с Кузнечной башней №25).
Малые больничные палаты.
Малые больничные палаты были сооружены в 1730-е годы на вклад императрицы Анны Иоанновны. Здание состоит из одностолпной сводчатой палаты и узких сеней, в которые ведут три двери. Палата очень светлая, вдоль её стен протянулся сплошной ряд окон. Очень красива обработка главного фасада, обращённого в сторону озера, где чередуются маленькие и большие арочные окошки. Палаты покрыты высокой кровлей, сохранившей старую конструкцию со стропилами.
В 1957-1960-х годах проведены исследования и реставрация под руководством архитектора-реставратора С. С. Подъяпольского. Укреплены участки фундамента, местами переложены своды, устроена тесовая кровля, позднее покрытая железом.
4. Сень на крестом над местом первой кельи Кирилла Белозерского (рядом с церковью Иоанна Предтечи №22 на схеме).
Сень на крестом над местом первой кельи Кирилла Белозерского
Каменная сень указывает на место, где монахи Кирилл и Ферапонт выкопали землянку и поселились в пустынном месте. В землянке они жили первое время по прибытии на Белоозеро. Позднее над ней, по преданию, был поставлен крест. Время возведения первого креста неизвестно, ныне существующий поставлен в 1994 году. Стоявший до него тоже был довольно поздней копией. Крест датируется второй половиной XIX века. В настоящее время он находится в фондах музея. Существующая сень над крестом на резных деревянных столбах, согласно описи 1718 года, датируется примерно XVII веком и демонстрирует один из типов широко распространенных на Севере России построек, которые возводились над обетными крестами или местом, особо почитаемым. В конце XVIII века над деревянной сенью для защиты от климатических воздействий построили каменную сень в виде беседки, имеющей в основании четыре столба, соединенных арочными перемычками. Первоначально каменная сень завершалась четырехгранным шатром, а позднее на ней было устроено покрытие в виде восьмигранного купола с барабаном и главкой луковичной формы с крестом. За время своего существования памятник подвергался неоднократным ремонтам и переделкам. В 1994 году проведена последняя реставрация сеней с максимальным сохранением подлинника.
И на этом Малый Ивановский монастырь кончился, а мы резвым слоником метнёмся на другой конец схемы - в Тюремный двор, что расположен возле Большой Мережной башни (№30 на схеме).
5. Тюремный двор возле Большой Мережной башни (№30 на схеме).
Большая Мережная башня и примыкающие к ней постройки Тюремного двора. Здесь собрались размещать гостиницу, так что странноватые стеклянные стены в стиле Лужковского ампира появились по этой причине.
Наклонная башня, если что, действительно наклонная, а не горизонт завален.
Двор, как видите, большой.
Кирилло-Белозерский монастырь с конца XV века стал местом ссылки. С тех пор обитель принимала ссыльных во все возрастающем количестве. Кирилловская политическая ссылка сохраняла привилегированный характер и в первой четверти XVII века. В дальнейшем карательные функции монастыря усилились. За его стены по царскому и патриаршему указам все чаще стали ссылать не столько вельмож, сколько простолюдинов из числа низшего духовенства и монахов. По делам веры особенно жестоко преследовали раскольников. Самым ужасным для узника было пребывание в земляной тюрьме, упоминаемой в 1689 и в 1695 годах. В такую тюрьму сажали особо опасных людей.
Часть стены между Косой и Белозерской башнями, построенная между 1663-1667 годами, имеет в нижнем ярусе большие сводчатые палаты, чередующиеся местами с сенями, маленькими тесными кладовками и отхожими местами. Со стороны монастыря окна палат украшены кирпичными наличниками, в проемах сохранились деревянные колоды. Эта часть стен, расположенная на месте прежнего деревянного гостиного двора, повторяет устройство гостиных келий Троице-Сергиева монастыря. Здесь имеются въездные ворота, носящие название Троицких. В них сохранились массивные, окованные металлом створки, подобные тем, что висят в арке Казанской башни. Позднее в этой части стены устроили монастырскую тюрьму.
В деле 1687 года предписано старца Сергия, уже просидевшего четыре года, «держать в каменной городовой стене в кандалах и железах скована за крепким караулом». В данном случае прямо указано, что тюрьма помещалась в городовой стене. В качестве надежного места заключения раскольников в 1720 году Кириллов монастырь был рекомендован церковными властями начальнику Тайной канцелярии П. А. Толстому. Сотни хорошо сберегаемых секретных дел заключенных могли бы раскрыть не одну тайну кирилловских узников, но почти все они, случайно или намеренно, погибли при расхищении рукописей после 1859 года.
Ну и теперь у нас осталось всего несколько объектов Нового Города, не рассмотренных ранее.
6. Соложенное сушило (на схеме нет).
Выглядит Сушило непрезентабельно - кирпичный фундамент, да кирпичный же сарай, рядом с ним. Никакого сравнения с монументальным комплексом на Соловках.
Фундамент - остатки самого сушила, а сарай - кельи для обслуживающего персонала.
Каменное солодеженное сушило было построено в последней четверти XVI века вне монастырских стен. Это хозяйственная постройка монастыря, в которой растили и сушили солод. Солодежня обслуживала нужды монастырской пекарни и квасное производство (вот только не надо мне говорить, что монахи довольствовались только квасом, а пива не варили). Она представляла собой большую палату, разделенную пополам аркадой, опиравшейся на широкие столбы. В середине палаты находилась огромная печь, обращенная устьем к входу. В одном из углов была отгорожена кирпичная цистерна для выращивания солода. Наружные ее стены расчленяли лопатки, и, по всей вероятности здание имело очень простую архитектурную обработку. В 1971 году остатки здания были вскрыты во время археологических раскопок. Для выявления его плана уцелевшие стены надложили новой кладкой над поверхностью земли.
Рядом находилась келья с сенями, служившая помещением для старцев, которые работали в Солодежне.
7. Церковь Ризоположения (№31).
Церковь Ризоположения.
Церковь была построена в селе Бородава в 1485 году по грамоте ростовского епископа Иоасафа Оболенского. Село Бородава было вотчиной Ферапонтова монастыря. При реконструкции Волго-Балтийского водного пути церковь была подтоплена, в целях сохранения древнего памятника, ее перевезли на территорию Ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в 1957 году.
Церковь Ризоположения - это древнейшая точно датированная деревянная церковь, принадлежит к типу клетских храмов, то есть в основе этой постройки лежит простая клеть - четырехугольный бревенчатый сруб. С запада к церкви примыкает большая трапезная палата с двухсторонней галереей.
В 1958 году после перевозки церкви на территорию монастыря, была проведена частичная реставрация храма: заменена кровля и нижний ярус бревен, сделана новая луковичная глава, крытая лемехом.
В 2009-2010 годах была произведена разборка церкви и проведен полный комплекс реставрационных работ. Реставрация церкви велась методом полной переборки. При сборке храма укрепляли и протезировали разрушенные места. Реставрационные бревна 1957-1958 годов заменялись на обработанные по старой технологии новыми из хорошего качества древесины с восстановлением круглых углов в интерьере. При реставрации были использованы топоры, созданные по образцу инструмента XV века, найденного вологодским археологом И.В. Папиным. В настоящее время на церкви отсутствует глава, в проекте реставрации было предусмотрено воссоздание безгвоздевой конструкции кровли, что исключает наличие главы. Проведенные работы являются обоснованными в методическом и технологическом отношении примером реставрации.
8. Ветряная мельница (на схеме нет).
Ветряная мельница. Похожа на ту, что мы видели в Кижах, но всё же относящаяся к другому типу.
Внутри мельницы почти полностью сохранилось мельничное оборудование. В нижнем ярусе мельничного амбара располагается новый горизонтальный вал, на котором закреплено кулаковое колесо (шестерня). Конструкция рамы колеса крестовая, состоящая из двух брусьев, непосредственно закреплена в прорезях вала. Обод колеса состоит из двух слоев, набранных из 8 сегментов каждый и скрепленных между собой металлическими болтами. Кулаки (зубья) изготовлены, скорее всего, из березы, с тыльной стороны кулаки зафиксированы деревянными шпильками. Цевочное колесо (шестерня) состоит из 8 цевок. Оно закреплено на вертикальной металлической оси - «порхлице». Верхняя часть оси входит в зацепление с верхним жерновом, а нижняя часть упирается в металлический башмак поперечной балки. С помощью клиньев осуществляется регулирование толщины помола. В углу стоит ларь для муки из досок, скрепленных шпонками. В верхнем ярусе мельничного амбара над лестницей имеется ворот для подъема мешков. Из состава «постава» сохранились пара каменных жерновов на обвязке и бункер, или «турик», в который засыпалось зерно. Из мельничного оборудования в памятнике отсутствуют кожух, или «обечайка» жерновов, лотки, рама бункера, детали и приспособления для регулировки процесса помола.
После ее перевозки была осуществлена частичная реставрация. Элементы сруба, ряжа и механизмов мельницы частично заменены или вычинены. Лопасти мельницы (крылья) были выполнены не по проекту уже при установке мельницы на территории музея. Частичная замена элементов ряжа выполнялась и позже. Однако надо отметить, что опорные столбы ряжа и центральный столб не заменялись, частично они укреплялись с помощью вставок, объединяющих проволочных скруток и т. д.
Вот, собственно, и всё. Следующий пост будет о наших впечатлениях от монастыря и города Кириллов.