Карта-схема Соловецких островов с указанием достопримечательностей.
Солнце ещё не взошло, а в Стране Дураков уже кипела работа Солнце вынырнуло из Белого моря и, повинуясь мерзкому писку будильника, мы встали, готовые продолжать свой безжалостный и беспощадный отдых.
В этот день была моя очередь кормить наш коллектив завтраком, и я встал к плите: замастырил смесь для омлета, подумал и натёр сыра для нажористости, подумал ещё и изъял остатки сосисок, мелко порубил их и отправил туда же. Электроплита, помнившая ещё Никиту Сергеевича Хрущёва, приняла на один из своих электродов сковородку и деятельно включилась в приготовление блюда под кодовым названием «Еда мужская нажористая».
Весьма плотно подкрепившиеся мы появились возле стоянки экскурсионных автобусов минут за 15 до отправки.
Если при словах «экскурсионный автобус» вы представили двухэтажныйй лайнер с панорамной крышей, то спешу вас разочаровать - на Соловках экскурсии возит Пазик и только Пазик. И, подозреваю, даже когда на островах распостранится асфальт, всё равно будет возить. По крайней мере, изрядную их часть, ибо дороги XVI века, выполненные по передовым технологиям того времени, тоже являются объектом культурного наследия и охраняются государством. И если их показать современному туристическому лайнеру, тот от одного их вида помрёт.
Но вот время настало, мы загрузились в ностальгически пахнущий шкурой молодого дикого дермантина и соляркой Пазик, расселись и стали ждать. Ждали не долго. На подножку поднялись два колоритных персонажа: невысокого роста брюнет лет тридцати и барышня, одетая во всё зелёное и ирландское. «Шесть недель потратил я в Дублине, шесть недель просто так, вашу мать! Шесть недель потратил я в Дублине - джиги и рейлы учился плясать», - подсказала мне услужливая память. Девушка выглядела так, как будто сбежала из ансамбля ирландского народного танца. Вот только не рыжая, а по-поморски светловолосая.
- Здравствуйте! - жизнерадостным тоном заявил брюнет. - Сейчас вы отправитесь на экскурсию на гору Секирная и в Макарьевскую пустынь, она же ботанический сад. Но сначала вы проедетесь по потрясной соловецкой дороге!
Брюнет взял драматическую паузу, явно ожидая вопроса от аудитории. И он воспоследовал:
- А почему потрясной? - спросил кто-то.
- Потому что вас хорошенько потрясёт, - во все 32 зуба улыбнулся брюнет. - Наши дороги - историческая ценность и такими же, какими были в XVI веке!
Любовь Александровна и Анастасия Павловна синхронно начали зеленеть. Хоть они и приняли таблетки от укачивания, но когда вам так красочно живописуют перспективы...
- Вашим экскурсоводом сегодня будет Татьяна, - брюнет слегка поклонился девушке и указал на неё рукой.
Та вскочила с подножки на площадку автобуса и сделала то ли кинкисен, то ли танцевальный пируэт. Захотелось зааплодировать. Потом в голову стукнула мысль, что в автобусе свободных мест нет. Как выяснилось, не мне одному - почти все мужчины группы попытались уступить барышне своё место, а одна тётушка почтенных лет предложила «доченьке» сесть к ней на колени. Девушка вежливо но твёрдо отказалась, встала обратно на подножку, кивнула водителю, двери закрылись, автобус тронулся и экскурсия началась.
Едва мы выбрались из посёлка на историческую дорогу, как в полной мере ощутили её потрясность. Да ещё водители экскурсионных Пазиков имеют обыкновение держать на этих, вымощенных крупным валуном, трактах не меньше 60 км/ч, только на косогорах и поворотах сбрасывая до 40 км/ч - профессионалы...
Я сразу понял, чего остро не хватает на Соловках - вот этого:
То, чего на Соловках явно не хватает.
Но, в конце-концов, нам с Павлом Валерьевичем к тряске не привыкать, а Любовь Александровна и Настя перенесли неудобство достойно во всех смыслах. Как и остальная часть группы. Словом, ехали мы ехали и, наконец, приехали. К подножью горы Секирой. А дальше ножками.
Ножками на Секирную гору. Красиво.
Пейзаж вокруг замечательный, подъём комфортный - иди и радуйся. Да ещё встретили и первую достопримечательность - памятную доску в месте сечения ангелами «рыбацкой жонки».
Вот тут несчастную женщину и высекли. А за что, спрашивается?
Пока наша ирландская барышня рассказывала эту историю, я наблюдал за лицами людей из нашей экскурсионной группы. И поразился мечтательному выражению одних лиц и злобно-ненавиядящему других. Причём, далеко не всегда мечтательные лица были мужскими, а ненавидящие - женскими. Да-с «Знал бы ты, старина, Зигмунд Фрейд» © Тимур Шаов.
Ну а мы пошли дальше и дошли до информационного стенда, доходчиво рассказывавшего о том, что тут где.
Информационный стенд.
Наша экскурсовод провела нам краткий ликбез и мы двинулись дальше - к валунной бане.
Валунная баня. Построена в XIX веке.
Как видите, сооружение весьма капитальное. Оно и верно - о гигиене забывать нельзя. Построили баню в XIX веке, когда обнаружили, что расположение грунтовых вод позволяет вырыть тут колодец. До того монахам из Свято-Вознесенского скита приходилось ходить мыться к озеру по знаменитой Секирной лестнице или таскать по ней воду наверх. Что, согласитесь, утомительно. А т.к. среди православных аскез отказ от мытья никогда не был популярен, организация помывки л/с скита отнимала много времени и сил, которые можно было потратить с большей пользой.
Колодец, которому баня обязана своим появлением. Хороший, добротный.
С другого ракурса.
Отвернувшись от колодца я обратил внимание на окрестную тайгу - весьма живописное Берендеево царство.
Окрестные виды.
Ещё.
Вдосталь налюбовавшись, мы пошли дальше, дорога повернули и мы, наконец, увидели Свято-Вознесенский скит в окружении огородов и зарослей малины со смородиной.
Скит показался.
Малину и смородину, выползшую за забор, я попробовал - весьма и весьма.
Скит приблизился.
Про то, что храм этого скита одновременно и маяк, я
рассказывал раньше и повторяться не буду. Скажу только, что долгое время в России он был такой один, но после присоединения Крыма их стало два. Однако Соловецкий на добрую сотню лет старше. Соловецкий с тыла мы уже видели, а теперь посмотрим на крымский.
Храм-маяк св. Николая Чудотворца в Малореченском республика Крым.
На мой взгляд помпезненько и аляповатенько - в лучших традициях новорусского (Лужковского) ампира - общественный сортир кафелем наружу и позолоты побольше, побольше.
А теперь сравните с Соловками с парадной стороны.
Вознесенская церковь-маяк в Свято-Вознесенском скиту. Барышня в зелёном и соломенной шляпе - наша экскурсовод.
Вот тут получилось удачнее и без народа - повезло!
А вот с непривычного ракурса - проник злодейским образом туда, куда экскурсантам нельзя.
Фото с дрона. Не моё.
А так это выглядит с воды Большого Красного озера. Фото из интернета.
Ну что, есть разница? Вот и мне кажется, что есть... И у кого вкуса было больше: у архангельского губернского архитектора А. П. Шахларева или... А теперь давайте пройдём внутрь. Там тоже интересно.
Иконостас.
Росписи.
Ещё.
И ещё.
И ещё.
И ещё.
Всё!
Настоящий фотограф, конечно, снял бы лучше, но чем богаты - тем и рады. Хотя, учиться фотографическому делу настоящим образом надо, да.
А о храме я имею сказать следующее. Восьмигранный в плане храм имеет три яруса. На первом ярусе располагается отапливаемый придел, на втором ярусе размещена "холодная" церковь, а третий ярус был выполнен в виде барабана-колокольни с четырьмя проемами звона. Венчает здание крытая лемехом глава со стеклянным фонарем маяка. Таким образом мы имеем планировку «восьмерик на восьмерике», если подходить формально, хотя, конечно, это четверик со скошенными углами. Очень хороши своды с малой стрелой подъёма. Но особенно мне понравился декор фасада. Я бы назвал это строгой эклектикой. Такое встречается не часто.
После церкви, где нам рассказывали не столько о ней, сколько о том, каким издевательствам подвергались з/к, расположенного здесь во времена СЛОНа ШИЗО, мы снова вышли на улицу. Оставался ещё один пункт программы - смотровая площадка. Нам всю дорогу расхваливали открывающиеся с неё виды и ничуть не соврали.
Смотровая площадка с экскурсантами.
И без оных.
А тут видно Савватьевский скит и море - Сосновскую губу.
Дух захватывало и уходить не хотелось, но пришлось - график. Но не по Секирной лестнице, как положено, а по своим следам - знаменитая лестница закрыта на ремонт.
По дороге зашли на кладбище заключённых СЛОН.
Поклонный крест у входа на кладбище.
И отправились к автобусу.