Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XIX. Соловки. История монастыря и немного архитектуры.

Jul 17, 2023 12:56


Теперь стоит рассказать об истории монастыря (если кому интересно, то географии и истории архипелага можно прочесть здесь). Первое монашеское поселение возникло в 1429 г., когда здесь обосновались преподобные Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 г., после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви - Преображения Господня и Николая Чудотворца.



Савватий и Герман высаживаются на Соловки. Крайне популярный сюжет в северной иконописи.





Ещё одна икона. Более академичная, но не менее популярная.Ещё одна. Более академичная, но не менее популярная.

Архиепископ Иона прислал сюда игумена Павла, которого в 1442 году сменил игумен Зосима. В 1485 и 1538 гг. здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 г. было начато каменное строительство церквей, а в 1590-1594 гг. отстроена оборонительная гранитная стена. Словом, строили они строили и, наконец, построили. Вот это.



Конечно, многое на фотографии построено позже, но не привести вид Соловецкого Кремля с бухты Благополучия я не смог.

В 1651 г. вместо игуменства была учреждена архимандрия. До марта 1682 г., когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.



Жалованная грамота великого князя Ивана III, навечно закрепляющая Соловецкий архипелаг за монастырём.

Расцвет обители в XVI в. связан с деятельностью игумена Филиппа Колычёва, избранного в 1548 г. монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия. Благодаря праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы.



Схема архитектурного ансамбля Соловецкого Кремля.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Это было предложение от которого нельзя отказаться. Достаточно долго авторитета Филиппа хватало на то, чтобы обуздывать порывы царя. Но близ царя - близ смерти. Филипп «попал в непонятное»: то ли действительно вляпался в заговор, то ли его подставили, пользуясь тем, что митрополит публично и громогласно обличал и царя и его приближённых - бог весть. Вероятно и то, и другое. Итог печален - митрополит Филипп попал в опалу, был сослан в Тверь, в Отрочь монастырь, где, спустя некоторое время, задушен Малютой Скуратовым. Говорят, лично.

В конце XVI в. в Соловецком монастыре начинается летописание. Летопись велась по 1814 г.



Туристическая схема Соловецкого Кремля и окрестностей. Оцените количество производственных и хозяйственных построек. А ведь были и громадные владения на материке.

5 августа 1621 г. в Соловецкий монастырь пришла царская грамота, в которой говорилось, что, поскольку Соловки «место украинное», монастырь необходимо укрепить, соорудить каменные жилые дома для служилых людей и надлежало «ров около Соловецкого города, который почат выкладывати каменем… докопати, и каменем выстлати и чеснок побити». И докопали, и достроили, и побили. Кое-что уцелело до нашего времени.



Остатки каменного контрэскарпа соловецкого крепостного рва в районе Никольской башни.

Вообще, к началу XVII в. Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война 1656-1658 гг.). Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря (Кемь, Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Словом, наряду с Кемью, Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. К XVII в. в монастыре было около 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян, как правило, умевших обращаться с оружием. Иначе не получалось - в XVI-XVII вв. монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611), а с норвежцами (тогда подданными датского короля) шла непрекращающаяся вялотекущая пограничная война, не мешавшая, в прочем, торговле.

Интересный момент - по канону священнику запрещается убивать. За убийство по неосторожности священник отрешается от служения на срок не менее 3 лет. За умышленное (в бою тоже ) - отрешается от служения навечно. Интересно, а соловецких иеромонахов это касалось? И как они решали эти вопросы во время многочисленных стычек со шведами (случались вполне войсковые операции и соловецкие монахи в них участвовали) и, особенно, во время Соловецкого сидения?

Интересно, что первоисточник Сидения - будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в 1635 г. со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальным старцем скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью, т.е. Никон стал иеромонахом - получил священнический сан. Но в 1639 г., вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь, а дальше пошёл вверх по карьерной лестнице. Высокой социальной плавучестью обладал гражданин.



Патриарх Никон

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 г. Дело было так...

3 мая 1668 г. царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было направлено войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова, высадившееся на острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи некуртуазно, а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили огнём (В монастыре было 425 монахов на 1657 г., послушников и крестьян всяко не меньше, чем в начале века, даже если допустить, что к восстанию присоединилась половина, это даёт гарнизон в 500-700 человек). Сил у Волхова не было, и он вынужден был отступить и заняться в осадой, которая затянулась на несколько лет. Ну как осадой - неизвестно кто кого осаждал - морем владели монахи...

Первые годы, в расчёте на мирное решение вопроса, осада Соловецкого монастыря велась спустя рукава. Летом правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались установить тесную блокаду, а на зиму съезжали на материк, причём стрельцов распускали по домам. Летом 1672 г. Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Так продолжалось вплоть до 1673 г. В сентябре 1673 г. на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с приказом воевать по-взрослому. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем явившимся с повинной мятежникам. Однако, канонада пользы осаждающим не принесла - осадной артиллерии у Мещеринова не было, а полевые - вы те стены видели?

Рано наступивший в октябре 1674 г. холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674-1675 гг. войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя - «ирода».

В конце мая 1675 г. Мещеринов явился под монастырём для разведки. Летом 1675 г. , наконец, были доставлены осадные орудия, и осаждённые начали нести серьёзные потери. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение - 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил продолжать осаду и зимой. Однако, осаждённые отстреливались и наносили осаждающим большие потери - монахи и трудники, как оказалось, неплохо умели в контрбатарейную борьбу. Подкопы были завалены во время вылазки. 2 января 1676 года Мещеринов решился на штурм, но он был отбит.



Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века

8 января 1676 года один из перебежчиков - чернец Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви. Ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно...

После взятия монастыря обнаружилось, что в нём почти не осталось монахов. Большинство иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, ушли из монастыря или были изгнаны восставшими. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Их сразу освободили.

После короткого разбирательства предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других мятежников были казнены с огоньком и выдумкой, а остальные разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.



Пример огонька и выдумки в деле наказания мятежников.

Думаю, тогда монахи точно пожалели, что не прикопали будущего патриарха в укромном месте или не пустили на откорм трески.

Вообще-то, ангелами соловецкие насельники не были. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626), когда Соловецкий монастырь стал крупнейшим феодалом Русского Севера и даже заключал от своего имени международные договоры (с шведским и датским королями о перемирии и торговле).



Солеварница - основа богатства Соловецкого монастыря. Рисунок из записок шведского путешественника.

Разумеется, монастырь боролся за природные ресурсы. В середине XVII в. монастырь получил во владение деревню Удор около Серёговского соляного промысла (в 770 км от Соловков) на реке Выми (ныне Республика Коми). Для основания промысла соли руководство монастыря направило в Серёгово троих полномочных представителей. Вместе с ними прибыли 170 человек, включая 50 стрельцов. Между Соловецким монастырём и купцом Филатьевым (в 1678 году открыл небольшой промысел соли), с одной стороны, и местным солеваром Панкратьевым, с другой стороны, началась «война», описанная в челобитной второй стороны так: «… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли» - смирение и нестяжательство, да. Панкратьев в Москве сумел возбудить судебное дело против конкурентов, добился смены яренского воеводы (покровителя Филатьева), нанял и отправил в Серёгово 20 «своих» устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришёл в упадок, а Соловецкий монастырь отказался от своих притязаний на добычу соли. В честь этой победы в «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Филатьева в 1684 г. был поставлен крест на берегу реки. Умилительно, правда?

Ссылка на цикл статей о хозяйстве Соловецкого монастыря и росте его могущества

Ещё одна ссылка.

И ещё одна.

Словом, в упоминавшемся уже советском сериале «Россия молодая» соловецкие монахи показаны вполне адекватно. Хотя, мазать их одной чёрной краской тоже не стоит - монастырь, как ни крути, был локомотивом экономического развития Беломорья и поставщиком стратегического товара - соли. Да и шведам с норвежцами монахи крепко давали по зубам. И просвещением народа занимались, и лечением, и призрением сирот. Словом, иноки соловецкие во всех смыслах походили на зебр - чёрная полоса, белая полоса...

После Сидения правительство изрядно ощипало монастырь и прекратило делать вклады, от чего он несколько захирел. Но именно несколько - слишком он был экономически крепок и завязан на всю российскую экономику, чтобы загнуться. А в самом конце XVII в. монастырю снова выпал шанс - юный Пётр, одержимый морем, решил увидеть это самое море своими глазами.

Дважды, 7 июля 1694 года и 10 августа 1702 года, он посещал монастырь. Монахи ухватились за юного и необычного царя и пустили на помощь в его начинаниях все свои немаленькие ресурсы. Например, монастырь бесплатно предоставил провиант для корпуса, прошедшего в 1702 году по Государевой дороге от Белого моря до Онежского озера и протащившего посуху 2 корабля. Этот корпус под командованием Петра взял штурмом крепости Орешек и Ниеншанц. Результатом этого похода стал выход к Балтике и основание Петербурга. И Пётр в долгу не остался - он вообще добро помнил. С этого начался новый расцвет монастыря. к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

После Петра августейшая семья своим присутствием Соловки не баловала. Следующим Романовым на Соловках стал в июне 1844 г. великий князь Константин Николаевич.

В 1765 г. монастырь стал ставропигиальным, то есть перешёл под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX в. появилась и собственная гидроэлектростанция.

В 1814 году правительство разоружило монастырь. Монахи, кстати, активно этому сопротивлялись, но, на сей раз, в рамках закона. И два десятка пушек «времён Очаковских и покоренья Крыма» всё же приныкали. Через 40 лет им это пригодилось.

6 (18) июля в 8 часов утра к Большому Соловецкому острову подошли два английских пароходофрегата: 60-пушечный «Миранда» и 44-й пушечный «Бриск».

Руководивший Архангельской губернией вице-адмирал Роман Бойль сосредоточил имеющиеся у него силы и средства для обороны Архангельска. Соловки, по сути, защиты не имели. Из них только вывезли ценности в Архангельск. Оборону монастыря осуществляли 200 монахов и послушников, 370 паломников, оказавшихся в это время на Соловках и 53 солдата инвалидной команды под началом Николая Никоновича. Гарнизон возглавил настоятель, в прошлом полковой священник Александр. Ещё 20 заключённых привлекли. Арсенал был устаревшим: не годные старинные ружья и холодное оружие прошлых войн (копья, бердыши, секиры и пр.) - музей да и только. На берегу поставили батарею из двух 3-фунтовых пушек, а по стенам и башням - 8 полевых 6-фунтовок, которые прислали с двумя офицерами для обучения местных ополченцев из Архангельска.

Англичане считали Соловки сильной крепостью, но всё же решили взять её внезапным ударом. Монастырские сокровища... Англосаксы... Британцы не стали вступать в переговоры и сразу открыли огонь. Русские ответили и смогли повредить «Миранду». Получилось это анекдотично - из единственной, приныканной монахами 18-фунтовки, что не разорвалась при испытаниях, защитники монастыря сумели положить ядро точно в орудийный порт «Миранды», и оно сбило с лафета орудие, перебило его расчёт и сдвинуло мачту из степса (странно, что не перебило саму мачту между пянтерсами). Да ещё две 3-фунтовые пукалки на Батарейном мысу, смогли достать до англичан и слегка повредить такелаж. Охренев от такой меткости «Crazy Russian monks», англичане отошли в море.



Так увидел бомбардировку Соловков корреспондент "The Times"



А так автор русского лубка.

7 (19) июля 1854 г. корабли снова подошли к острову. Англичане требовали безусловной сдачи гарнизона Соловков в течение 6 часов. В случае отказа англичане угрожала бомбардировкой Соловецкого монастыря. Архимандрит Александр англичан вежливо послал.

Британские корабли начали бомбардировку Соловецкого монастыря, которая продолжалась более 9 часов. Однако, англичане стали осторожнее и били с предельной дистанции, опасаясь ответного огня монахов. А на таком расстоянии 36-фунтовки могли только царапать стены, сложенные из гигантских валунов. Их и с близкого расстояния таким калибром надо неделями ковырять.



Заборолы (бруствер) боевого хода Соловецких стен.



А это кладка боевой башни. Павел Валерьевич (рост 1 м 86 см) приведён для масштаба)

Потерь среди гарнизона не было. Англичане, видимо, планировали десант, но решили, что есть более приятные способы самоубийства. 8 (20) июля 1854 г. британские корабли ушли не солоно хлебавши.



Места попаданий английских ядер на стене Братского корпуса. Часть ядер всё ещё там - скрыты штукатуркой.Места попаданий английских ядер на стене Братского корпуса. Часть ядер всё ещё там - скрыты штукатуркой.

16 июня 1865 г., «на следующий год после нападения на Соловецкий монастырь и безуспешной бомбардировки его, английская эскадра вновь появилась у Большого Заяцкого острова, где высадилась и похитила 12 пасущихся баранов. Англосаксы... Эскадра нуждалась в свежем провианте, и от монастыря потребовали выдать скот. Настоятель запросил переговоры.

22 июня переговоры состоялись на побережье в отдалении от монастыря. Место это вскоре было обозначено памятным «Переговорным камнем» с высеченной надписью: «Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архимандрита Александра с английским офицером Антоном Н… по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков.

Вместо быков англичане получили шиш. А Переговорный камень и сейчас лежит на переговорном мысу.



Переговорный камень

В следующий раз император появился на Соловецких островах в 1858 г.. Это был император Александр II, добравшийся на архипелаг из Архангельска на пароходе «Гремящий» и пробывший на острове менее суток. Однако, это не помешало назвать гору, где теперь расположен Соловецкий ботанический сад, Александровской. Правда, на памятном камне выбита дата «1854 год» и инициалы «А. А.». Я хотел спросить у милой студентки, бывшей нашим экскурсоводом, но от чего так, но забыл.



Странный памятный камень на Александровской горе.

Вообще, монахи умели не только деньгу зашибать. С наукой у них тоже всё было хорошо. Про большую библиотеку я уже упоминал. В 1822 г. на Большом Соловецком острове архимандритом Макарием был основан Соловецкий ботанический сад. Первоначально он назывался Макарьевской пустынью (при СССР - хутор Горки). Ботанический сад находится в холмистой местности, между озёрами Нижний Перт и Пустынное. Площадь, составляет 5 га. Место совершенно уникальное.



Архимандритская дача. Она же административное здание Соловецкого Ботсада, она же дача начальника Соловецкого лагеря особого назначения.



Сибирские кедры в Ботсаду.



Розы там же.

А в 1881 г. архимандрит Мелетий (Шергин), отличавшийся интересом к природе и наукам, вместе с профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Вагнером создал при монастыре биологическую станцию с огромной по тем временам аквариальной залой и оснащённой по последнему слову техники гидробиологической лабораторией. Кроме биостанции, Мелетий создал при монастыре метеорологическую станцию и геофизическую обсерваторию. Соловецкая биостанция просуществовала до 1899 года. В советское время эстафету подхватила существующая по сей день Соловецкая биостанция МГУ.



Здание Биостанции на заднем плане - за крестом. Как по мне довольно интересное здание.

А так хозяйство и богатство монастыря росло, предприятия увеличивались и выпускали продукцию, рос флот, паломничество было поставлено на поток. Как и лов трески и сельди, а так же охота на морского зверя и производство ворвани. Словом, монахи успешно выжимали сало из всего, до чего дотягивались. Кстати, во второй половине XIX в. на Соловки потянулись и светские туристы - в основном, молодёжь с образовательными целями и художники на пленэр.



Часть монастырского флота у Монастырского причала. На заднем плане Преображенская гостиница.



То же с другого ракурса. Фотография Прокудина-Горского - пионера мировой цветной фотографии.

Потом случилась Революция и в 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В том же 1920 году на территории монастыря расположился лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. Свято место пусто не бывает - белогвардейцы и интервенты тоже держали лагерь на Соловках. В 1923 г. был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения - СТОН, расформированную в 1939. Значительную, но не главную часть заключённых составляли т.н. «политические» - духовенство, офицеры белого движения, эсеры, и т.п. Истории СЛОН я касаться не стану - это отдельная и больная тема, вокруг которой столько накручено, что ой...



Поминальный крест на входе на кладбище заключённых близ горы Секирной.

Скажу только, что тюремные традиции на Соловках богатые. С XVI и до начала XX в. монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около 3 м, шириной и высотой по два метра, в узком конце - 1 м. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как Пётр Толстой, Василий Долгоруков, Пётр Калнышевский, Фёдор Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Так что Софья Власьевна ничего нового не придумала.

С 1942 г. по октябрь 1945 г. в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, открытая 25 мая 1942 г. по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова.



Копия приказа о создании Соловецкой школы юнг Северного флота.



Расположения подразделений Школы юнг.

Мои впечатления о музее Соловецкой школы юнг можно посмотреть здесь.

В 1967 г. создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монастыря. В этом же году на Соловки отправился первый студенческий реставрационный стройотряд физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, продолжающий работать более полувека.

25 октября 1990 г. Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Вот, собственно, и всё. В следующей части постараюсь рассказать о Кремле и скитах монастыря с архитектурной и исторической точки зрения. Посмотрим, что получится. В этом посте, конечно, архитектуры мало, но без исторической справки, как мне кажется, обойтись было нельзя.

1.8 - Древнерусские крепости, Наше деревянное Наследие, Рядовая Историческая застройка, Соловки

Previous post Next post
Up