Я уже неоднократно сетовала на страницах этого журнала, что побывав в Архангельске во второй раз, опять не увидела сам город. Не могу сказать, что в столице Поморья много достопримечательностей, тем не менее, они есть - причем, некоторые из них вполне себе уникальные. Очень надеюсь, что в следующий раз у меня будет такая возможность. А в этом году все мое время в Архангельске ушло на музеи - причем, и жаловаться вроде бы грех: музеи-то роскошные. Но обо всем по порядку.
Художественных музеев в Архангельске обнаружилось целых два - вернее, у местного музея два основных здания. Одно - это красивый старинный особняк, другое - невзрачный кирпичный дом советского времени. Я, немного подумав, отправилась во второе, поскольку ориентировалась на ценность экспозиции, а не на красоту места. И не пожалела: этот музей стал для меня одним из самых сильных впечатлений не только от Архангельска, но и от всей поездки.
Весь второй этаж художественного музея занимает великолепная коллекция икон «северных писем» (и не только - просто икон, свезенных сюда из северных храмов). Старейший из образов датирован XIV (!) веком. Много икон XV-XVI веков, что, например, и для музеев Центральной России большая редкость. Удивительно, что на Севере их сохранилось так много, учитывая климат и то, что большинство церквей здесь деревянные - т.е. очень уязвимые перед всяческими стихиями. Я вполне допускаю, что это одна из лучших региональных коллекций иконописи в России, уступающая разве что крупнейшим профильным столичным музеям.
Наиболее ранние иконы в музее, в основном, привозные - из Центральной России или из Новгорода, а чуть позже - из Москвы. Со временем на Севере появляется своя школа иконописи, отличающаяся более сдержанным колоритом (краски, в основном, были натуральные из местного сырья), смешением традиций разных русских школ и несколько наивной манерой письма (поскольку большинство северных художников все-таки были самоучками).
1. Старейшая икона музея происходит из Ростова Великого - "Спас Нерукотворный и Не рыдай мене, мати" (I пол. XIV в, из дер. Кузьмино на Княжострове). 2. "Чудо Георгия и змии" (нач. XVI в) из дер. Березник Пинежского р-на.
3. Деисусный чин (кон. XV - нач. XVI вв) из дер. Луда Приморского р-на. 4. Богоматерь с младенцем и Пророк Илия, происходящая из Новгорода (II пол. XV в, из дер. Бухалово Плесецкого р-на).
5. Успение Богородицы (I пол. XVI в) и 6. Воскресение и Сошествие во ад (нач. XVI в) - обе из деревни Сырья Онежского р-на.
7. Деисусный чин (кон. XV - нач. XVI вв) из села Астафьево Каргопольского р-на. 8. Происходит из Ростова Великого.
9. Царские врата с сенью (II пол. XVI в). 10. Святитель Николай Чудотворец (XVI в) из с. Нижмозеро Онежского р-на.
11. Священномученик Климент, Папа Римский (сер. XVI в) и 12. Богоматерь Одигитрия (сер. XVI в) - обе из поморского села Нёнокса.
13. Иоанн Предтеча с житием (I пол. XVI в) - тоже их Нёноксы. 14. Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский (II пол. XVI в) из дер. Якимовская Красноборского района.
15. Великомученик Федор Стратилат (1581 г) из дер. Покшеньга Пинежского района. 16. Святитель Николай (фрагмент) рубежа XV-XVI вв из дер. Березник Пинежского района.
17. Спас Вседержитель (сер. XVI в) из дер. Максимовская Каргопольского р-на. 18. Воскресение и Сошествие во ад (I пол. XVI в).
19-20. Огненное восхождение пророка Илии (I пол. XVII в) и ее фрагменты - из дер. Задняя Дуброва Плесецкого района.
21. Фрагмент из Восхождения пророка Илии.
22-23. Рождество Христово (II XVI в) и его фрагмент - из Благовещенского собора г. Сольвычегодск.
24. Фрагмент Рождества Христова
25. Фрагмент Рождества Христова - Избиение младенцев.
26. Воскресение и Сошествие во ад (II пол. XVI в) из г. Сольвычегодск. 27. Богоматерь Неопалимая купина с праздниками (XVII в) из дер. Якимовская Красноборского района.
28. Богоматерь Одигитория с Василием Великим (1527 г) из дер. Бережная Дуброва Плесецкого района. 29. Усекновение главы Иоанна Предтечи (II пол. XVII в) из с. Турчасово Онежского района.
30-31. Святитель Николай Чудотворец с житием (фрагмент) (сер. XVII в) из дер. Сырьино Онежского района.
32. Фрагмент иконы Святитель Николай.
33-34. Великомученица Параскева Пятница с житием (фрагмент рядом) (II пол. XVI в) из Холмогорского района.
35. Распятие Господне и 36. Уверение Фомы (кон. XVI в) - обе из с. Быстрокурье Холмогорского района.
37. Крещение Господне (II пол. XVII в) из с. Ошевенское Каргопольского района. 38. Великомученик Мина с житием (рубеж XVI-XVII вв) из с. Малая Шалга Каргопольского района.
39. Фрагмент иконы Житие св. Мины.
40. Святая Троица (I пол. XVI в) из дер. Астафьево Каргопольского района. 41. Чудо Архангела Михаила и Флоре и Лавре (кон. XVII в) из с. Малая Шалга Каргопольского района.
В обширной коллекции икон Архангельского художественного музея выделяется небольшая, но очень заметная группа резных деревянных образов и фрагментов иконостаса. Впрочем, почему небольшая: таких икон нигде много не было, большего их количества, чем в Архангельске, мне нигде видеть не приходилось.
Деревянная скульптура в Архангельске тоже представлена. Ее собрание здесь не такое впечатляющее, как, например, в
Перми, но тоже довольно любопытное.
42. Царские врата II пол.. XVII в из с. Кушерека Онежского района. 43. Царские врата (кон. XVI в, Коростров Холмогорского района)
44. Веикомученица Параскева Пятница (XVII в, Кяндский приход Онежского уезда). 45. Великомученица Екатерина (XVII в, Княжостров Приморского района).
46. Святитель Николай Можайский (XVII в) из с. Прилуки Онежского района. 47. Святой Николай Можайский с князьями Борисом и Глебом (кон. XVI в) из с. Волосово Каргопольского района.
48. Николай Можайский из с. Волосово поближе.
49. Тощая свеча XVII в. 50. Резная икона Господь Саваоф (XVI в).
51. Чудо Георгия о змии (XV в) из дер. Немнюга Пинежского района. 52. Створка киота (Дмитрий Солунский) для скульптуры (II пол. XVI в) из с. Едома Пинежского района.
53-54. Фрагменты чудесной резной иконы Чудо Георгия о змии (нач. XVII в) из г. Мезень. Горожане наблюдают за битвой Георгия с чудовищем.
11
55. Чудо Георгия о змии (нач. XVII в) из г. Мезень - великолепный пример резной деревянной иконы. 56. Резная икона Распятие с предстоящими (XVII в) из Шенкурского уезда.
Из-за отдаленности северных земель от Центра, в них долго сохранялись древние традиции иконописи. Новые веяния проникали сюда медленно и с большим запозданием. Тем не менее, с XVIII века местная иконопись трансформируется под влиянием стилей барокко и классицизм.
57. Праведный Прокопий ЦУстьянский (нач. XVIII в) из с. Ростовское Вельского района. 58. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (1711 г) из Соловецкого монастыря.
59. Фрагмент иконы Зосима и Савватий.
60. Великомученица Параскева Пятница (нач. XVIII в) из дер. Максимовская Каргопольского района - яркий пример сохранения древних традиций иконописи. 61. Праведный Артемий Веркольский (II пол. XVIII в) - уже появились элементы новой живописи
62-63. И еще раз: праведный Артемий Веркольский в житии (нач. XVIII в) с фрагментами. Происходит из дер. Едома Пинежского района.
64. Фрагмент иконы Артемий Веркольский.
65. Есть в музее небольшое собрание резных изделий из кости. Икона Бичевание Христа (XIX в). 66. Каргопольская глиняная игрушка (нач. ХХ в)
67. И снова резная кость, но уже современная работа.
68. На первом этаже музея есть небольшая экспозиция русской живописи нач. ХХ в: П. Кончаловский. Натюрморт с кувшином (1919 г).
69. И. Грабарь. Грядка дельфинниумов (1950 г).
Помимо основной экспозиции в художественном музее Архангельска работают и временные выставки. Мое посещение совпало с двумя из них: старообрядческой книги и народного костюма Пинежья. И здесь музей не подвел: уровень этих экспозиций оказался очень высоким.
Старообрядческий книг было представлено не так много, но почти каждую из них можно назвать уникальной. Здесь и нравоучительные работы, и сборники псалмов на крюковых нотах, и подборки иллюстраций на темы Страшного суда и посмертных странствий души - любимые темы такого рода литературы.
По возвращении из Пинежья выставку, посвященную народному костюму этого самобытного региона Севера, мне посмотреть было особенно интересно. Много картинок с этих выставок, впрочем, не будет (хотя костюмы все подлинные и очень красивые), поскольку пост этот и так уже слишком объемный, чтобы впихнуть в него еще пару-тройку десятков фотографий.
70. Андрей Денисов. Поморские ответы (1723 г). 71. Религиозные гимны на крюковых нотах (кон. XVIII в).
72. Иллюстрации из сборника нравоучительных повестей на тему Страшного суда (нач. XIX в).
73. Еще одна картинка оттуда же.
74. В сборнике 94 иллюстрации одного автора.
75. Сборник старообрядческий нравоучительного содержания (II пол. XIX в). Такие книги часто включали в себя тексты из сборника "Великое зерцало", который появился еще в Нидерландах и был переведен на русский язык еще при Алексее Михайловиче.
76-77. И еще рисунки из этого сборника.
78. Страсти Христовы (кон. XVIII в). 79. Изразцы XVIII в.
80. А вот выставка пинежского народного костюма. Костюм "молодухи" с парчовой повязкой (кон. XIX в). 81. Пинежские женские костюмы с сарафаном-"пестрядником" (рубжд XIX-XX вв).
82. Еще один чудесного силуэта костюм "молодухи" кон. XIX в (хотела бы я научиться так завязывать шаль). 83. Свадебный наряд невесты до венчания (кон. XIX в) с парчовой повязкой и роскошной "рипсовой" шалью.
84. Женский обрядово-ритуальный костюм для лова рыбы (рубеж XIX - XX вв). 85. Наименее состоятельные девушки назывались "кокушницами" - они могли себе позволить только платок, повязываемый как косынка под подбородком. Справа костюм "кокушницы" кон. XIX в.