Усадьба Хмелита неподалёку от Вязьмы. Это родовое имение Грибоедовых. Хмелита - это первый и пока единственный в России музей Грибоедова. Здесь проводятся и Грибоедовские чтения, которые собирают литературоведов со всего мира, и грибоедовские праздники в июле, которые собирают не только население окрестных деревень, но и множество гостей из Москвы.
Короткая жизнь Грибоедова настолько необычна, интересна, полна событий и тайн, что невозможно удержаться и не повторить многочисленные рассказы о самых волнующих страницах его судьбы.
В детские и юношеские годы А.С.Грибоедов проводил здесь лето, семья приезжала сюда на 4-5 месяцев. В "Горе от ума" легко опознаваемы и обитатели усадьбы, и сама усадьба. Предполагают, что Чацкий это сам Александр Грибоедов, Фамусов - дядя Александра, Софья - его сестра.
Владельцем усадьбы был Алексей Грибоедов, родной дядя Александра Грибоедова. В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр, прекрасные учителя и гувернёры. В Хмелиту с началом "летних сезонов" съезжались семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Лыкошиных, Озеровых, Уваровых, Радищевых, Станкевичей, Разумовских, Хомяковых, Татищевых - какие имена!
Усадьба считалась весьма скромной и была рассчитана на шесть человек.
Настоящий персидский ковёр:
А.С.Грибоедов больше воспринимается, как автор одной пьесы. Но какой! Она вся разобрана на цитаты, которые активно используются и по сей день. Декабристы воспринимали "Горе от ума" как художественный манифест их движения.
Грибоедов - талантливейший и образованнейший человек. Учёный лингвист, великолепный экономист, блестящий дипломат, поэт и писатель, он владел десятью языками, он был музыкант и композитор. Грибоедов - пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. К сожалению, большая часть написанных Грибоедовым музыкальных произведений не были записаны на бумагу, поэтому навсегда утрачены. Сохранились лишь два вальса. Но каких! Они стали классикой.
В жизни Александра Сергеевича Грибоедова остаётся немало тайн и белых пятен. Даже дата его рождения точно не известна. В послужных списках он указывал то 1795 год, то 1793-й, но в итоге остановился на 1790-м году. Факт в том, что его мать, Анастасия Фёдоровна Грибоедова вышла замуж в 1792 году. Таким образом, есть предположение, что Грибоедов был бастардом, то есть незаконорожденным ребёнком. Кто был отцом русского поэта и дипломата доподлинно не известно по сей день. Грибоедов серьёзно переживал своё "незаконное рождение", долгое время эта тема оставалась закрытой. 1790 год рождения Грибоедов стал писать после дуэли, которая перевернула его жизнь. Это была нравственная акция: он сам себе доказал свою твёрдость в неукоснительном следовании истине.
В 6 лет он уже говорил на трёх языках. В 11 (предположительно) он поступает в Московский университет, через 2 года он произведён в кандидаты словесных наук, а ещё через 2 года - в кандидаты прав.
В 1812 году, Грибоедов, охваченный патриотическим подъёмом, добровольно вступает в ополчение и вскоре переводится корнетом в Иркутский гусарский полк. Однако Грибоедову не суждено было принять участие в боевых действиях - помешала болезнь. Дальше Брест-Литовска его полк не пошёл, и в 1815 году корнет Грибоедов вышел в отставку, поселился в Петербурге и посвятил себя театру.
Итак, дуэлянт, гусар, бесшабашный гуляка. Грибоедов был близко знаком со многими декабристами, Якушкин его ближайший друг. Не чуждался Грибоедов и светских знакомств. Одно из них во многом определило его дальнейшую жизнь. В ноябре 1817 года Грибоедов в качестве секунданта принял участие в дуэли графа А. П. Завадовского с В. В. Шереметевым, закончившейся смертью последнего. Это трагическое событие глубоко потрясло Грибоедова и побудило его бросить рассеянную светскую жизнь. Дуэль при Александре I квалифицировалась как уголовное преступление, хотя до суда обычно и не доходило, но лица, замешанные в поединке, подвергались различным наказаниям.
Четвертная дуэль - событие редкое даже для того времени. Суть её заключалась в том, что сразу после оппонентов должны были стреляться и секунданты. Противниками были Шереметев и Завадовский, секундантами - Якубович и Грибоедов. Стрелялись из-за конфликта на почве ревности к балерине Истоминой, которая два года жила с Шереметевым, но незадолго до дуэли приняла приглашение Грибоедова и нанесла визит Завадовскому. Интрига дуэли была ещё и в том, что изначально планировался поединок Грибоедова и Якубовича, но ненавязчивая провокация Шереметева (бросил мороженым в Завадовского) решила порядок дуэли.
Грибоедов, который незадолго до злополучного поединка вступил в дипломатическую службу, был сослан на Кавказ секретарём Персидской миссии при главнокомандующем Отдельным Кавказским корпусом генерале А. П. Ермолове. В беспрерывных странствиях по "немирному" краю и Персии нередко рискуя жизнью, провёл Грибоедов почти пять лет, ревностно исполняя свои служебные обязанности и работая над комедией, обессмертившей его имя.
После восстания декабристов Грибоедов был обвинён в участии в заговоре. В январе 1826 г. был арестован в крепости Грозной и отправлен на гауптвахту Главного штаба в Петербурге. И вот представьте себе картину: Грибоедов едет с конвоирами по Петербургу, проезжают дом, где живут его знакомые, заходит с конвоирами в гости. Затем говорит сопровождавшим его: "Вы идите, я проведу здесь ночь, а утром вернётесь сюда и заберёте меня". - Конвоиры послушно выполняют приказ, поворачиваются и уходят.
Отношение к арестованным, по крайней мере, к той их части, что содержались не в подвалах Петропавловской крепости, а на гауптвахте Главного Штаба, нельзя было назвать чрезмерно строгим. "Невозможно описать впечатления той неожиданности, которою я был поражён, - вспоминал позже полковник И. П. Липранди. - Открывается дверь, в передней два молодые солдата учебного карабинерного полка, без боевой амуниции; из прихожей стеклянная дверь, через неё я вижу несколько человек около стола за самоваром; всё это во втором ночи пополуночи меня поражало. "Вот, господа, ещё вам товарищ!" - сказал Жуковский; все глаза обратились на меня.
Здесь сидели за чайным столом: бригадный генерал 18-й дивизии, Кольм; известный Грибоедов; адъютант Ермолова Воейков (оба привезённые с Кавказа), отставной подпоручик Генерального Штаба А. А. Тучков (старший брат бывшего в Москве генерал-губернатора) и предводитель дворянства Екатеринославской губернии Алексеев, человек около шестидесяти лет и, как оказалось, привезённый по ошибке вместо своего сына, гусара. Поздний чай произошёл от того, что Воейков и Грибоедов были на допросе в комиссии, находящейся в крепости.
Через час мы все были как старые знакомые. Предмет разговора понимается: вопросам, расспросам и взаимно сообщавшимся сведениям не было конца. Содержались мы за свой счет, обед брали из ресторации; позволено было выходить вечером с унтер-офицером для прогулки. Немногие, однако же, желали пользоваться сим; книг, набранных Грибоедовым от Булгарина, было много..."
Все декабристы, дававшие ранее показания против Грибоедова, впоследствии отказались от них. Видимо, сыграло свою роль и заступничество генерала Паскевича, входившего в состав следственной комиссии. В итоге Грибоедов был отпущен с полным "очистительным аттестатом", т.е. полностью оправдан.
Александр Грибоедов считался холодным и расчётливым человеком, он пользовался успехом у женщин, но серьёзных отношений не заводил. Однако в 1828 году, встретившись в Тифлисе с грузинской княжной Ниной Чавчавадзе, Грибоедов влюбился страстно.
Молодые прожили вместе только несколько месяцев. 9 декабря того же года Грибоедов оставил жену в Тавризе, а сам отправился в Персию, где вскоре был убит разъяренной толпой, напавшей на русское посольство, 30 января следующего года.
10 февраля 1828 г. в селении Туркманчай (близ Тебриза) Паскевичем и Аббас-Мирзой при деятельном участии Александра Грибоедова, занимавшего пост дипломатического чиновника при канцелярии кавказского наместника, был подписан мирный договор. Он знаменовал усиление влияния России и укрепление её позиций в Иране и сопредельных странах.
Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном стал итогом второй русско-иранской войны 1826-1828 гг., начатой иранским шахом с целью отторжения Закавказья от России. Вспомним, что Иран, ослабленный вследствие упадка "персидского караванного пути" и внутренних распрей между шахской династией Каджаров и местными племенами, потерпел поражение в войне с Россией 1804-1813 гг., что стоило ему Дербента, Баку и права держать флот в Каспийском море. Шах жаждал взять у России реванш, но был разгромлен. Туркманчайский договор упрочил положение России в Закавказье, ослабив позиции англичан в Иране, который они стремились превратить в плацдарм борьбы против России.
Иран был объектом соперничества между Россией и Великобританией, которая подталкивала униженного русскими шаха Фетх-Али к новому выступлению против России. Уже в 1814 г. был заключён англо-иранский договор об оказании материальной помощи Ирану в случае войны с "одним из государств". Англия обязывалась давать Ирану ежегодную субсидию, снабжать иранскую армию пушками и сукном для обмундирования, послать английских офицеров для обучения иранских войск и военных инженеров для руководства строительством военных укреплений.
Великобритания не могла открыто начать войну с Россией, так как была связана с ней договором от 4 апреля 1826 г. Поэтому британское правительство, не желая укрепления России на Балканах, стремилось отвлечь внимание российского правительства от освободительной борьбы греков, втянув его в другой конфликт. Одновременно решалась задача ослабления Ирана в его стремлении господства в регионе Персидского залива.
Если после взятия русскими войсками Меренда и Тебриза Иран пошёл на переговоры, то после взятия Урмии и Ардебиля (январь 1828 г.) - на серьёзные уступки. На мирных переговорах настаивали и англичане, опасавшиеся, что продолжение войны приведёт к ещё большему усилению России на Востоке. Британский премьер-министр Джордж Каннинг предложил своё посредничество, однако Николай I ответил через своего посла в Лондоне князя Х.А. Ливена, что "дела персидские касаются исключительно интересов России". Тем не менее, назревавшая война с Турцией потребовала срочного завершения войны с Ираном.
Новый - Туркманчайский - договор подтверждал условия Гюлистанского мира. Кроме того, к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства. Однако при заключении договора русская сторона не вняла уговорам армян присоединить к России также ханство Маку, которое занимало важное военно-стратегическое положение на стыке османской Турции и Ирана.
Правительство Ирана обязалось не препятствовать переселению армян в Армянскую область, созданную в 1828 г. на территории этих ханств под русским управлением. Также в договоре имелась статья о возвращении в занятые Россией территории угнанных ранее в Иран армянских пленников. Присоединение к России избавило Восточную Армению от разорения иранским и турецким владычеством.
На Иран налагалась контрибуция в 20 млн. рублей серебром (впоследствии была сокращена до 10 млн. руб.). Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. Тогда как Ирану было запрещено держать там военный флот. К России отошла крепость Аббас-Абад с прилегающей к ней территорией. Россия признала принца Аббас-Мирзу, подписавшего мирный договор, наследником персидского престола.
При подготовке договора Грибоедов самовольно исправил сумму 20 млн. руб. на 60 млн. За что получил отповедь Паскевича: "Вы что, с ума сошли? Как Вы посмели?" На что Грибоедов ответил: "Это восток. Там принято торговаться. Когда Вы им "уступите", они будут счастливы, что так легко отделались".
Грибоедов просчитал доходы и расходы государства, сумма в 20 млн. руб. была для Персии возможной. Но уплата этой контрибуции приводила к тому, что Персия в течении последующих десятилетий уже не могла содержать армию, способную противостоять армии России.
Одновременно был подписан торговый трактат, по которому русские купцы получали право свободной торговли на всей территории Ирана. Вводилась единая пятипроцентная пошлина на ввоз российских и иранских товаров.
Итак, летом 1828 года Грибоедов покинул столицу, отправившись навстречу своей гибели. Грибоедов говорил, что он может видеть будущее, и уезжал он с тяжёлыми предчувствиями.
Грибоедов своим вызывающим поведением в Тегеране, казалось, нарочно притягивает к себе беду. Однако он говорил, что более мягкая позиция будет воспринята как слабость.
Тегеранская катастрофа, инспирированная европейскими державами, не желавшими терять своё влияние на Востоке, произошла 30 января 1829 года. Вскоре персидский шах отправил в Россию искупительную миссию, которую возглавлял внук шаха Хосров-Мирза. Помимо официальных извинений и заверений в том, что смерть русского посла является следствием трагических случайностей, Хосров-Мирза вручил Николаю I один из самых знаменитых драгоценных камней мира, трехгранный алмаз "Шах" - "цену крови" Грибоедова.
Click to view
Использованы материалы:
http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/klim87/jt_k_87.htmhttp://russian7.ru/2014/01/7-tajn-aleksandra-gribodova/http://fb.ru/article/173787/interesnyie-faktyi-iz-jizni-griboedova-a-shttp://www.kalitva.ru/147845-arest-griboedova.htmlhttp://doc.histrf.ru/19/turkmanchayskiy-mirnyy-dogovor/