Продолжаем гулять по Пскову и знакомиться с его достопримечательностями. Сегодняшнюю публикацию я хочу посвятить часовне Святой Анастасии, которая расположена на левом берегу реки Великой, рядом с Ольгинским мостом. Она была возведена в 1911 году по проекту архитектора А.В.Щусева и расписана фресками по эскизам Н.К.Рериха. Несмотря на столь "молодой" по сравнению с псковскими памятниками древнего зодчества возраст, история ее существования наполнена столь драматическими событиями, что сам факт того, что она дошла до наших дней, что сохранились ее фрески можно назвать чудом. Но обо всем по порядку.
Впервые часовня на этом месте появилась в Пскове в 1710 году. В тот год со стороны Прибалтики в Псков пришло страшное моровое поветрие, унесшее множество жизней. И вот, что бы "запереть" город от этой напасти псковичи в один день ставят часовню и освящают ее во имя Святой Анастасии, которая почиталась на Руси как покровительница всех страдающих - заключенных и гонимых, рожениц и болящих. Сначала часовня была деревянной, а чуть позднее ее перестроили в камне. Часовня эта простояла две сотни лет.
фото из сети
К началу ХХ века в Пскове очень остро встал вопрос о необходимости строительства постоянного моста через реку Великую. Дело в том, что до этого времени район, расположенный за рекой Великой, соединялся с центральной частью города пантонным мостом, который на протяжении многих столетий из года в год весной строили, а зимой разбирали. И если в средние века, когда Псков постоянно воевал, отсутствие постоянного моста через Великую в этом месте было стратегической необходимостью, то к началу ХХ века это уже создавало очень большие неудобства для жителей города и совершенно не отвечало духу времени со все нарастающим техническим прогрессом. И когда наконец-то в 1911 году в Пскове был построен первый постоянный мост через Великую, названный Ольгинским в честь святой равноапостольной княгини Ольги, то он оказался почти над часовней. А поскольку к этому времени часовня уже обветшала, то было принято решение построить новую каменную часовню по проекту известного архитектора Алексея Викторовича Щусева, которую возвели над часовней 1710 года.
фото из сети
Новая часовня была построена в стиле древней псковской архитектуры. Квадратная в плане часовня не имела абсиды. Она была покрыта сомкнутым сводом, который завершался не большим барабаном с круглой главкой. Белые стены почти лишены декора, они были украшены лишь сдвоенными угловыми лопатками и традиционным псковским орнаментом с бегунцом и поребриком. На одну из стен была помещена мемориальная доска, выполненная в стиле древних псковских керамид. Интересной деталью новой часовни было то, что вход в нее был сделан прямо с моста, т.е. с северной стороны, а не с западной, как это было обычно принято. При такой ориентации в открытую дверь часовни был виден город - Троицкий собор, Колокольня, крепостные соружения. В 1913 году часовня была расписана иконописцем-реставратором Григорием Осиповичем Чириковым по эскизам великого художника Николая Константиновича Рериха.
Но после Октябрьской революции 1917 года часовня была закрыта, лишена главы и барабана, а фрески были забелены. Но вот удивительным остается тот факт, что даже после признания ее "не представляющей исторической и художественной ценности", ее не разрушили, а просто стали использовать под разные нужды. В разное время в ней располагались газетный киоск, кассы кинотеатра, киросиновая лавка. А вот то, что она устояла в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, можно без сомнения отнести к разряду чудес, потому что мост Красной Армии (так стал называться Ольгинский мост после революции) подрывался в эти годы несколько раз.
фото из сети
Но самая драматическая ситуация сложилась вокруг Анастасиевской часовни 1969-1971 годах, когда старый металлический мост, который к этому времени уже назывался мостом Советской Армии было решено заменить на новый, более широкий железобетонный. Часовня, расположенная в непосредственной близости с мостом мешала новому строительству и вопрос о ее сносе встал самым серьезным образом.
фото из сети
Прежде всего нужно было доказать, что часовня Святой Анастасии является значимым памятником, как с исторической, так и с художественной точек зрения. Одного имени Щусева было мало. Нужно было предоставить неопроверимые доказательства, что часовню расписывал Рерих - художник с мировым именем. Эта задача очень усложнялась катострофическим отсутствием времени. т.к. строительство моста нельзя было остановить. К нашему большому счастью, в запасниках Русского музея были обнаружены эскизы, выполненные Рерихом для росписи свода и стен неизвестной пока часовни. Что бы подтвердить, что эти эскизы были сделаны именно для Анасиевской часовни в Пскове, необходимо было расчистить ее росписи. Из-за срочности, внутренние стены часовни пришлось расчищать зимой. Эти работы были выполнены реставраторами из Новгорода. После сопоставления изображений было подтверждено, что часовня действительно расписана по эскизам Рериха и памятник получил охранную грамоту.
Но затем встал очередной вопрос: как сохранить часовню, которая в ходе строительных работ оказалась на десятиметровой насыпи? Были предложено несколько вариантов, но в конечном итоге был выбран проект, предлагавший распилить часовню на две части и с помощью крана спустить ее на берег "под мост" в специально изготовленных для этого "металлических корзинах". Что и было сделано. Таким образом часовня получила новое месторасположение, где мы можем видеть ее сегодня.
фото из сети
В 1971 году была выполнена реставрация часовни по проекту архитектора Н.С.Рахманиной. Утраченные ранее глава и барабан получили новые формы. Так что современный облик часовни несколько отличается от исторического. К тому же, после переноса часовня получила традиционную ориентацию запад-восток.
После всех этих мытарств часовня была передана Псковскому музею-заповеднику. Попасть туда в принципе было можно, но только по предварительной договоренности и, как правило, с организованной экскурсией. В некотором смысле это было оправдано состоянием памятника, который к нашему времени уже снова нуждается в реставрации. Но в январе этого года музей сделал для желающих посетить часовню большой подарок - бесплатную экскурсию с возможностью познакомиться с фресковой росписью, основным мотивом которой стала идея заступничества небесных сил за наш город.
"...плафон представляет собой изображение неба с луной, солнцем, звёздами и Святым Духом в виде стилизованного голубя, от которого исходят лучи света и херувимы. На западной стене над входом расположен сюжет "Спас и Ангелы". Два ангела в золотистых одеждах поддерживают убрус с образом Спаса Нерукотворного. По сторонам от входа помещены фигуры псковских князей Всеволода Гавриила (XII век) и Довмонта-Тимофея (XIII век). Они изображены коленопреклоненными, с мечами в руках на фоне архитектурных сооружений. С одной стороны нарисован трёхглавый Троицкий собор, с другой стороны пятиглавый, что отражает два этапа архитектурной истории городского собора. Стены часовни (южная и северная) решены одинаково. Слева и справа от окон расположены ангелы в дьаконском облачении. В одной руке у них знамена с волнистыми складками, развевающиеся над аркой оконного проема. В люнете окон изображены святые...."
Ну а теперь обойдем часовню
Знаменитый псковский орнамент "поребрик - бегунок - поребрик"
Храмозданная мемориальная доска, созданная в стилистике древних псковских керамид, гласит: "В лето от сотворения мира 7419 и от Рождества Христова 1911, в царствование благочестивийшего государя императора Николая Александровича сооружена быть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних дел водных путей и шоссейных дорог. Под наблюдением начальника работ по постройке моста через реку Великую инженера А.П.Блавина, помощника его В.Д.Леонтьева и В.П.Тихомирова, при участии строительно-хозяйственного комитета под председательством инженера В.К.Орловского и членов онаго. Управляющего псковской контрольной палатой И.Г.Арсентьева, М.П.Михайлова, С.И.Зубьянинова, Л.Б.Крейтера, А.К.Альбова, Г.Д.Герца и П.Д.Батова под фактическим контролем Я.П.Оглоблина. По проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева".
Ну и в завершении не могу не добавить, что часовня и сегодня переживает не самые лучшие времена. Она давно уже нуждается в реставрации, как самого здания, так и фресок. На протяжении многих лет сотрудники Псковского музея-заповедника обращаются в Министерство культуры РФ о выделении средств на реставрацию часовни, но денег как не было, так и нет. В добавок ко всему, начавшееся пару лет назад строительство жилого комплекса в непосредственной близости от часовни усугубило ситуациюс состоянием памятника. По фрескам пошли трещины и начались подвижки фундамента.
В этом году Благотворительный Фонд имени Елены Рерих объявил о сборе пожертвований на сохранение Анастасиевской часовни. Необходимые работы будут проходить в три этапа: составление проектной документации, противоаварийное укрепление и реставрация живописи. Планируется. что первый этап работ начнется уже в этом году.
Программа спасения часовни и реквизиты для перечисления пожертвований опубликованы
на сайте фонда. Так же в сети создана
петиция о необходимости спасти часовню, адресованная губернатору Псковской области М.Ю.Ведерникову.
Вот на этом я заканчиваю свой рассказ о прошлом и настоящем Анастасиевской часовни в Пскове.
*******
Старые черно-белые фотографии взяла из интернета. Цветные фотографии - мои
Курсивом выделены цитаты из статьи Н.П.Муравьевой "История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове" (журнал "Псков", №28, 2008)