Тверская обл., Старицкий р-н, с. Красное. Усадьба Полторацких, первая половина XIX в.

Jan 09, 2020 05:17

Оригинал взят у lidushka_39 в Тверская обл., Старицкий р-н, с. Красное. Усадьба Полторацких, первая половина XIX в.
                          Эпиграф: За каждой руиной надобно видеть не только руину.©
 К сожалению, далеко не всё из драгоценного отечественного историко-архитектурного наследия дореволюционной поры дошло до нашего времени в подобающем его статусу виде. Увы, бесчисленное множество как рядовых, так и  уникальных, из ряда вон выходящих, архитектурных памятников пребывает нынче не просто в печальном, а в совершенно безнадёжном - с точки зрения гипотетической реставрации - состоянии. На след. фото - село Красное, Тверская область, бывший усадебный дом семейства Полторацких, точнее, то, что от сего дома осталось:


 А остались, фактически, одни стены с проёмами -  прогнившие кровля и перекрытия давно рухнули, что нисколько не смутило тверских аистов, соорудивших себе трогательное гнездо на остатках торчащего дымохода над давно угасшим семейным очагом:


  Как говорится, всюду жизнь...
  Так и мы попробуем сейчас вдохнуть символическую жизнь в старые стены, явно знававшие лучшие времена, включив разом воображение, разум, логику и открыв раритетный архитектурный талмуд под названием "Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи, 1809-1812 года":


Нынче несчастная усадьба Полторацких, памятник провинциального классицизма, выглядит весьма уныло:


  Но нет худа без добра - обвалившаяся штукатурка, обнажившая кирпичную кладку, нередко позволяет "с чистого листа" прочитать историю здания, помогая восстановить его первоначальный облик даже в отсутствие архивных фото. В нашем случае, первое, что приходит на ум - изначально здание явно было полутораэтажным (подвал+жилой этаж), об этом говорит сохранившийся над первым этажом карниз с мутулами. На первом этаже - характерные для классицизма семь окон "в два квадрата", когда-то все они были одного размера, но при последующих перестройках с центральным окном явно что-то делали:


  Сейчас разберемся, что именно. Вот нетронутое окно первого этажа, здесь полностью сохранились наличник с сандриком, запоминаем пропорции (боковой наличник представлял собой вертикальный ряд уложенных друг на друга крипичей, узкой стороной - тычками - наружу), и заодно обращаем внимание на кирпичную кладку стены под окном (на взаимное расположение ложков и тычков), нам это пригодится в дальнейшем:


Теперь рассматриваем крупным планом центральное окно:


  Заметили? Напрочь отсутствуют правый и левый наличники, их попросту "вынули" во всю длину, увеличив таким образом ширину проёма. Ответ на закономерный вопрос "зачем?" ищем с помощью чужеродной кирпичной кладки под скорректированным центральным окном:


  Явно напрашивается версия балкона. Этот фасад дома обращен к бывшему усадебному парку, спускающемуся по берегу Волги к самой воде, и посему обустройство позднейшего балкона, не предусмотренного первоначальным проектом, кажется вполне закономерным. Центральное окно было превращено в дверь, плюс два оставшихся окна по бокам - вот вам и длина балкона. От перил остался след на стене, небольшое, но вполне заметное отверстие в кладке внизу, справа от окна:


 Следов от поддерживающих снизу кронштейнов не заметила, как ни старалась - посему делаю вывод, что опорами для балконной площадки служили столбы, установленные на земле. Возможно, над балконом существовал и навес, ибо на след. фото в левом нижнем углу видна некая торчащая арматурина, вполне уместная для воображаемого козырька:


  Мда, опять мы вернулись к нашему аисту, ни шагу нам без него не ступить.
  Вполне допускаю, что обустройство балкона - незапланированное вмешательство, повлекшее за собой нарушение целостности первоначальной кладки - стало первым звеном, отправной точкой, запустившей процесс разрушения здания. Надстройка второго этажа процесс, увы, усугубила.
  Не будем таки о грустном, лучше примемся теперь за самое интересное. За первоначальный проект. Ведь всегда любопытно посмотреть, как это выглядело ДО. Переворошив "Собрание фасадов...", заказчик явно остановился на проекте номер 23: дом в полтора этажа, семь окон, подоконный карниз, вот он на след. фото:


Но очень уж постный фасад решили оживить дополнительными деталями. Перевернули страницу, взглянули на проект под номером 24, из которого позаимствовали наличники:


...и руст цокольного этажа, который творчески переосмыслили, используя в облицовке местный старицкий белый известняк:


Цокольный этаж с сохранившейся белокаменной облицовкой:


В том же 24 проекте заказчику приглянулся треугольный фронтон - но три страницы спустя обнаружился проект номер 27, куда более живописный:


Отсюда срисовали мутулы, а заодно и сандрики:


И, разумеется, фронтон:


  Да, первоначально дом выглядел совершенно иначе.
  Над карнизом первого этажа был высокий треугольный фронтон - след от него очень чётко виден на стене второго этажа, он служит границей старой кладки (внизу, это первая половина XIX в) и поздней (над фронтоном сверху, после 1860-х гг) - тут как раз видны различия в характере взаимного расположения тех самых тычков-ложков, о которых упоминалось выше:


При надстройке второго этажа здание "потеряло лицо", очень упростилось внешне, превратившись в заурядный двухэтажный, ничем не выделяющийся особняк. Смотрим - след от фронтона заметен на втором этаже:


Возможно, в центре фронтона располагалось полуциркульное окно, наподобие такого, из проекта номер 37:


И нынешнее центральное окно второго этажа, возможно, ведет свою историю от момента постройки здания:


Правда, каким был его изначальный оконный переплет, наверное, сейчас уже точно определить не сможет никто, эта тайна канула в Лету. Как и ответ на самый главный вопрос: как же выглядел парадный вход в здание?


По идее, к нему должна была подходить проезжая дорога - которая в Красном лежит параллельно берегу Волги, делая перпендикулярное ответвление в сторону усадебного дома. Можно однозначно лишь утверждать, что парадный вход был с левого (относительно главного фасада) торца дома - собственно, к нему и ведёт дорога. К загадочному входному проёму позднее было пристроено громоздкое фойе, нынче совершенно потерявшее какой-либо исторический облик:


Сохранившаяся кирпичная перемычка над нынешней, с позволения сказать, дверью - даёт пищу для размышлений и простор для фантазии зрителя, дабы тот смог представить хотя бы габариты парадного входа:


Внутри - хаос и гибель...


  Здание усадьбы было жилым вплоть до 1918 года. В 1920-х гг в его стенах разместилась Красновская средняя общеобразовательная школа. Судя по всему, не обошлось без перепланировок. По крайней мере, арочные межкомнатные проёмы были превращены в прямоугольные - следы арок видны на след фото, снимок сделан через наружное окно:


У здания сохранились роскошные подвалы.


Окна цокольного этажа парадного фасада мы уже видели. Роскошные перемычки подвальных окон на торцах здания:


На сайте Красновской школы обнаружились фото исторических подвалов:




И фото самого здания годов эдак начала 2000-х, тут оно еще даже с крышей:


К 1985 г для школы построили новое просторное здание, в которое и перевели учреждение. Помещичья усадьба опустела...34 года спустя тот же фасад, что и на предыдущем фото, выглядит так, ноябрь 2019 г:


Попадалась непроверенная информация, якобы еще в начале 1990-х гг к зданию присматривались представители РПЦ с целью открыть в нём некое душеспасительное заведение (рядом с усадебным домом в Красном расположена широко известная в узких кругах Преображенская церковь, приблизительная копия петербургской Чесменской церкви Фельтена).


Но судя по нынешнему состоянию - что-то не срослось, ветхий дом так и стоит бесхозным.
Хотя нет, отчего же бесхозным: я совсем забыла про аистов - только очень не хочется думать, что они и окажутся последними жильцами старой усадьбы...

Исторические исследования, Тверская область, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up