Панорама Невского проспекта
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8142008/8142008_original.jpg)
Дома этого участка Невского проспекта, изображенные на «Панораме», не дошли до нашего времени. Ныне здесь расположены дома № 26 и 28. В начале XX века на углу Невского проспекта и Екатерининского канала архитектором П. Ю. Сюзором было возведено в стиле модерн здание для американской компании швейных машин «Зингер». В настоящее время здесь находится Дом книги (дом № 28).
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8142216/8142216_original.jpg)
В центре этого фрагмента «Панорамы» изображен дом церковнослужителей Казанского собора (ныне Невский пр., 25).
Он был построен в 1813-1816 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Фасады здания отличает сдержанность архитектурной обработки. Благодаря этому сооружение гармонирует с величественным Казанским собором и органично связывает ансамбль площади с рядовой застройкой проспекта.
В первом этаже дома располагался магазин фарфоровых изделий прославленного завода Батениных. Об этом свидетельствует и вывеска, изображенная на «Панораме Садовникова» .
Следующий дом (№ 23) является характерным примером образцовой застройки Невского проспекта в один апартамент на погребах» по указу 1737 года. Этим домом с середины XVIII века до революции 1917 года владела семья графов Строгановых. В 1830-х годах он был полностью перестроен архитектором П. С. Садовниковым. Позднее, уже в начале XX века, он был достроен еще двумя этажами и в таком виде дошел до настоящего времени. На месте дома № 21 в начале XX века было построено здание фирмы «Ф. Л. Мертенс» с тремя остекленными огромными аркадами, сохранившееся до наших дней.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8142367/8142367_original.jpg)
На этом фрагменте «Панорамы» изображена набережная Екатерининского канала.
Справа хорошо виден дом с шестиколонным портиком, поддерживающим треугольный фронтон (ныне дом № 8). Строительство этого трехэтажного здания, впоследствии известного под названием Дома ордена иезуитов, было начато в 1801 году по проекту архитектора Л. Руски. С 1815 года здесь находился Военно-сиротский дом. Невдалеке виден задний фасад здания Михайловского театра (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского), построенного по проекту К. И. Росси в 1831 -1833 годах. Театр был открыт 8 ноября 1833 года.
Перспективу канала со стороны Невского проспекта завершает портик фасада жилого дома, находящегося на углу Марсова поля и набережной реки Мойки (ныне Марсово поле, 7). Он был построен архитектором Д. Адамини в 1823-1827 годах.
Интересна история дома, находящегося на углу Невского и Екатерининского канала (ныне дом № 30), в котором сейчас располагается Малый зал Филармонии. Он был построен в 1760-х годах для генерала Вильбоа и вначале представлял собой барский особняк в характерных формах барокко. Позднее дом перешел к В. В. Энгельгардту. В 1829 году дом Энгельгардта был перестроен архитектором Жако и приобрел черты, присущие господствующему в это время классицизму.
В 1802 году здесь было основано Филармоническое общество, где выступали лучшие певцы и музыканты Европы. Среди них - П. Виардо, Ф. Лист, И. Штраус и другие. Здесь на одном из концертов И. С. Тургенев видел в последний раз Пушкина. Это случилось всего за несколько дней до трагической дуэли.
С домом Энгельгардта связан сюжет лермонтовской драмы «Маскарад».
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8142702/8142702_original.jpg)
В правой части этого фрагмента «Панорамы» изображен дворец, построенный для знатного елизаветинского вель можи графа С. Г. Строганова по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1752-1754 годах (ныне Невский пр., 17). В отличие от распространенных в то время дворцов-усадеб, Строгановский является одним из ранних примеров дворца городского типа, выведенного в одну линию с соседними зданиями. Архитектурное оформление его фасадов до наших дней сохранило характерные черты и приемы, отличающие период расцвета стиля барокко: живописность и декоративность. Наиболее эффектен фасад дворца, выходящий на Невский проспект. Второй этаж его, где расположены парадные залы, зодчий выделил большими окнами и более нарядными наличниками. По сторонам арки, служащей проездом, помещены сдвоенные колонны. Железные решетки причудливого узора под окнами бельэтажа еще больше подчеркивают красоту внешнего облика здания. Фамильный герб во фронтоне, гордые профили и львиные маскароны - все это говорит о знатности и могуществе владельцев дворца. В конце XVIII века по проекту архитектора А. Н. Воронихина был перестроен парадный двор: на месте одноэтажных дворцовых флигелей и декорированной парными колоннами стены были воздвигнуты новые корпуса. Кроме того, переделке подверглись и интерьеры парадных залов дворца, в том числе и хорошо известная по акварели Воронихина картинная галерея. В начале XIX века дворец перешел по наследству к А. С. Строганову - президенту Академии художеств и известному коллекционеру, составившему одно из крупнейших художественных собраний России.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8142921/8142921_original.jpg)
Главная часть архитектурной композиции этого фрагмента «Панорамы» образована ансамблем католической церкви Св. Екатерины. Проект его создания относится к сороковым годам XVIII века и принадлежит архитектору Д. Тре-зини, выдвинувшему идею сооружения костела в глубине участка. По красной линии проспекта были построены два симметричных трехэтажных жилых дома (ныне дома № 32, 34), связанные со зданием костела каменными оградами, прорезанными арками ворот. Само здание церкви было воздвигнуто по проекту архитектора Ж.-Б. Баллен-Деламота, утвержденному 9 марта 1762 года. Его строительством в 1762-1783 годах руководил архитектор А. Ринальди. Особенно интересно художественное решение монументальной арки портала главного фасада костела. Освящение костела состоялось 7 октября 1783 года. В это время фасады его жилых корпусов были обработаны в первом этаже открытыми аркадами, впоследствии за-стекленными. В XVIII веке здесь помещались «Нюрнбергские лавки», торговавшие галантерейными товарами. Справа на этом фрагменте изображена Михайловская улица, проложенная по проекту К. И. Росси в 1834 году. Застроенная «тождественными по архитектуре зданиями», она являлась частью одного из прекраснейших ансамблей, примыкающих к Невскому проспекту,- его Михайловской площади.
Перспективу улицы от Невского проспекта завершает Михайловский дворец, построенный К. И. Росси в 1819- 1825 годах для великого князя Михаила Павловича (ныне Государственный Русский музей). Дворец создан по традиционной схеме городской усадьбы. Главный корпус, доминирующий над всем ансамблем, поставлен в глубине парадного двора, фланкируемого боковыми, более низкими, флигелями и отделенного от вновь проложенной улицы чугунной оградой. Центральный вход подчеркнут торжественным восьмиколонным коринфским портиком, поставленным на аркаду.
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8143148/8143148_original.jpg)
Правую часть этого фрагмента «Панорамы» занимает изображение одного из самых больших и роскошных зданий главной улицы Петербурга (ныне Невский пр., 15). Фасады этого «жилого дома дворцового типа» выходят на три улицы. Он удачно оформляет пересечение проспекта с Большой Морской и угол Невского и Мойки у Полицей ского моста. Эффектной особенностью фасадного решения здания являются его двухъярусные колоннады тосканского и композитного ордеров. В применении этого мотива, вероятно, выразилось влияние только что отстроенного Зимнего дворца Ф.-Б. Растрелли.
Построен этот дом был в 1768 году по проекту неизвестного архитектора для петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. (Отсюда и мост через Мойку в 1777 году получил название Полицейского.) После смерти владельца дом был продан князю Куракину, по распоряжению которого в 1794 году был выстроен трехэтажный флигель, выходящий на Мойку.
Инициалы А. Я., украшающие угловые полукруглые фронтоны здания, принадлежали А. И. Косиковскому, владевшему домом в начале XIX века. В этом доме летом 1825 года, незадолго до восстания декабристов, жил лицейский друг Пушкина поэт-декабрист В. К. Кюхельбекер. В 20-е годы XIX века здесь помещался ресторан «Талон»», который часто посещали А. С. Пушкин и его друзья. В 1830-х годах в первом этаже «Дома с колоннами» - как было принято его называть - размещались типография и книжная лавка издателя первого русского энциклопедического словаря - А. И. Плюшара. Здесь же находилась редакция «Отечественных записок»».
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8143528/8143528_original.jpg)
Фрагмент «Панорамы» открывает изображение дворца Н. А. Строганова (ныне дом № 38), расположенного на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. Благодаря реставрации 1948-1949 годов, это здание обрело свой первоначальный облик, соответствующий замыслу К. И. Росси.
Справа изображен комплекс армянской церкви с двумя жилыми домами, поставленными по сторонам проезда, ведущего к центральному входу. Церковь была построена по проекту Ю. М. Фельтена в 1771 -1780 годах. Она представляет собой небольшое однокупольное здание с четы-рехколонным портиком и треугольным фронтоном. Это один из немногих сохранившихся памятников архитектуры раннего русского классицизма.
Левый жилой флигель церкви был построен неизвестным архитектором в 1794-1798 годах. Он принадлежал князьям Абамелек-Лазаревым (ныне дом № 40). Правый, фланкирующий церковь флигель был возведен Фельтеном в 1771-1775 годах (ныне дом № 42). В 20-е годы XIX века в этом доме находилась квартира декабриста Г. С. Батен-кова. В 1835-1837 годах он был перестроен архитектором А. И. Мельниковым.
Во время создания «Панорамы Садовникова» это здание приобрело известность благодаря располагавшемуся в нем литературному салону Сперанской, гостями которого часто были А. Мицкевич, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев.
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8143649/8143649_original.jpg)
В левой части этого фрагмента «Панорамы» помещен угловой фасад «Дома с колоннами», выходящий на Большую Морскую улицу. В 1820 году к нему был пристроен четырехэтажный корпус, два верхних этажа которого объединяет стройная ионическая колоннада, придающая фасаду большую выразительность.
Здание полностью сохранило свой первоначальный облик. Сегодня на нем установлена мемориальная доска, напоминающая, что здесь находилась последняя квартира А. С. Грибоедова. В 1828 году писатель перед своим отъездом в Тегеран жил в доме Косиковских. В перспективе Большой Морской улицы виднеется здание, так называемая Ротонда («Панорама госпожи Ла-тур»). Здесь в 20-х годах XIX века показывалась «одна из первых панорам» и находился «театр света». Это были новейшие изобретения того времени, явившиеся, по сути, предшественниками кинематографа.
В центре композиции фрагмента изображено обширное четырехэтажное здание, расположенное на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы (ныне Невский пр., 13). Оно было построено в первой четверти XIX века (возможно, по проекту архитектора В. И. Беретти) и принадлежало купцу Чаплину. В архитектурный ансамбль Невского проспекта это сооружение вошло как образец многоэтажного жилого дома эпохи русского классицизма. Фасады здания отличают простота и сдержанность в использовании декоративных элементов. Наряду с широкими треугольными фронтонами их украшают чугунные «кружевные» решетки балконов, а также прямые и треугольные сандрики, сгруппированные над окнами третьего этажа.
Время мало изменило внешний облик этого дома.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8143929/8143929_original.jpg)
Здания, изображенные на этом фрагменте «Панорамы», не дошли до нашего времени. На этом участке располагаются дома № 44, 46, 48. Среди них наибольший интерес представляет здание «Пассажа» (дом № 48), где и сейчас находится один из крупнейших универмагов города. Он был построен по проекту архитектора Р. А. Желязевича в 1846-1848 годах для графа Стенбок-Фермора. Интересно отметить, что в XVIII веке на этом месте был собственный дом архитектора М. Г. Земцова, разработавшего регулярный план застройки Невского проспекта. О двух других зданиях, изображенных на этом фрагменте, имеются очень краткие сведения. Известно лишь, что дом № 44 когда-то принадлежал придворному вельможе Д. Д. Моисееву. Он был возведен в конце XVIII века и представлял собой типичный городской особняк в четыре этажа. В начале XX века он был перестроен архитектором В. Е. Гиршовичем под здание банка.
Дом № 46 принадлежал А. У. Саблукову. Построенный рядом с домом Земцова, он почти полностью повторял его фасад. В доме Саблукова до отъезда из России жил известный архитектор Ф.-Б. Растрелли.
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8144245/8144245_original.jpg)
На этом фрагменте изображены здания, не сохранившиеся до нашего времени. Они были сооружены почти одновременно. Их фасады, представленные на «Панораме Садовникова», чрезвычайно схожи и являют пример «образцовой» застройки начала XIX века. Центральные части этих четырехэтажных зданий завершают пологие фронтоны с полуциркульными окнами тимпанов. Слева изображен каменный четырехэтажный дом, стоящий на углу Невского и Малой Морской улицы. Он построен в 1804 году для Томаса Сиверса. В 1898 году сооружение было перестроено по проекту архитектора Л. Н. Бенуа (ныне Невский пр., 11).
Дома, также оформлявшие пересечение Невского и Малой Морской улицы, представлены в центре композиции этого фрагмента «Панорамы» (ныне Невский пр., 7/9). Они были построены в 1802-1803 годах. Их хозяевами долгое время были братья - художники Семен и Сергей Берниковы. В 1912 году на этом месте архитектором М. М. Пе-ретятковичем было построено здание банковского дома Вавельберга, напоминающее Дворец дожей в Венеции.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8144490/8144490_original.jpg)
На этом фрагменте «Панорамы», справа в перспективе Садовой улицы, пересекающей Невский проспект, изображен фасад здания, известного как «Дом с четырьмя портиками» (ныне Садовая ул., 12). В середине XVIII века большой земельный участок между Садовой, Малой Садовой и Невским проспектом был приобретен известным государственным деятелем графом И. И. Шуваловым, развернувшим здесь грандиозное строительство. «Дом с четырьмя портиками» также принадлежал графу Шувалову. Он был возведен в 1753-1754 годах предположительно по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова. Интересно отметить, что на этом месте находилась знаменитая Тайная канцелярия.
В 1810-х годах фасад здания, выходящий на Садовую улицу, приобрел особенно выразительный вид благодаря трем восьмиколонным портикам, опирающимся на цокольный этаж. Авторы проекта - С. П. Берников и Л. Руска. Четвертый портик выходит на Итальянскую улицу. При позднейших перестройках внутри здания в его подвалах были обнаружены «принадлежности» царской инквизиции первой половины - середины XVIII века. Перспективу Садовой улицы завершает Михайловский, или Инженерный, замок (Садовая ул., 2), являющийся одним из интереснейших памятников русской архитектуры XVIII-XIX столетий. Проект новой резиденции императора Павла I принадлежал русскому зодчему В. Баженову. Его строительством в 1797-1800-х годах руководил архитектор В. Бренна.
В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком.
Дом, находящийся на пересечении Садовой улицы и Невского проспекта (ныне дом № 50), не сохранил первоначального облика до наших дней. Известно, что он был сооружен для некоего купца П. Кокушкина в 1740-х годах.
Правая, теневая сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8144729/8144729_original.jpg)
В левой части этого фрагмента «Панорамы» изображено здание, построенное в 1802 году для купца Леонтия Вебера. В середине XIX века оно принадлежало знаменитому архитектору Г. А. Боссе.
В 1883 году это сооружение было перестроено архитектором А. Гешвендом (ныне Невский пр., 5). В центре композиции фрагмента представлен трехэтажный дом, построенный в 1779 году. Его хозяином был коллежский асессор И. 3. Шпаковский. В начале XIX века дом, так же как и соседний с ним, принадлежал купцу Леонтию Веберу.
В 1839 году здание перестраивалось архитекторами А. М. Горностаевым и А. П. Брюлловым, изменившими облик его фасада (ныне Невский пр., 3). Справа на «Панораме» хорошо виден фасад здания со скругленным углом, отделанным пилястрами. Оно было построено в 1777 году для уроженца Саксонии прапорщика Г. Г. Гейденрейха. В первой половине XIX века здесь находилась одна из лучших гостиниц Петербурга - «Лондон». Об этом свидетельствует и вывеска, украсившая фасад дома на «Панораме Садовников а». В 1910-1912 годах сооружение было перестроено архитектором В. П. Цейдлером (ныне Невский пр., 1).
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8145086/8145086_original.jpg)
Центральную часть композиции этого фрагмента «Панорамы» занимает изображение перспективы Малой Садовой улицы, подходящей к Невскому проспекту. По ее левой стороне, на углу Итальянской улицы (ныне дом № 25), художником представлен боковой фасад дворца одного из известнейших деятелей русской культуры XVIII века, президента Академии художеств И. И. Шувалова. Он был построен в 1753-1755 годах по проекту архитектора С. И. Чевакинского и оценивался современниками как выдающееся сооружение Петербурга. Во дворце находилась прекрасная картинная галерея, собранная его хозяином. Здесь в ту пору часто бывал М. В. Ломоносов. Крупные перестройки здания были осуществлены в 1816- 1819 годах архитектором И. Минчаки и в 1846-1852 годах архитектором Д. Е. Ефимовым.
Но, несмотря на позднейшие переделки, дворец сохранил свое художественное значение как памятник переходного этапа от барокко к классицизму.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8145266/8145266_original.jpg)
Дома, изображенные на этом фрагменте «Панорамы», представляют собой типичный образец жилой застройки конца XVIII - начала XIX века. Это большие трехэтажные особняки с разнообразным декором фасадов, отличающим архитектуру этого периода. До нашего времени они не сохранили свой первоначальный облик (ныне дома № 58, 60, 62). Это было обусловлено серьезной перестройкой некоторых участков Невского проспекта во второй половине XIX века. Поэтому так важна для нас «Панорама Садовникова», воспроизведшая с натуры все здания проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Сегодня в ряду этой застройки следует отметить дом № 56, возведенный на Невском в 1903-1907 годах по проекту архитектора Г. В. Барановского для магазина Торгового товарищества братьев Елисеевых. Огромные зеркальные витрины, обилие скульптуры на фасаде должны были подчеркивать богатство владельцев крупнейшей фирмы. Во втором этаже здания до революции находился театр «Невский фарс». В настоящее время здесь располагается Академический театр комедии имени Н. П. Акимова.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8145489/8145489_original.jpg)
В центральной части композиции этого фрагмента «Панорамы» изображена Караванная улица, выходящая на Невский проспект. Перспектива улицы замыкается зданиями Казарм артиллерийской учебной бригады, располагавшимися на правом берегу Фонтанки.
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8145819/8145819_original.jpg)
На фрагменте «Панорамы», слева,- протяженное трехэтажное здание на углу Невского проспекта и Фонтанки (ныне дом № 66). Его правую часть украшает традиционная вывеска: «Аптека». (Известно, что именно с этой аптекой связан один из эпизодов «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н. С. Лескова.) В центральной части изображены набережная реки Фонтанки и Аничковский мост, построенный в 1782-1787 годах. В 1830-х годах он выглядел так же, как и шесть других однотипных мостов, украсивших Фонтанку в 80-х годах XVIII века при сооружении ее гранитных набережных. Четыре каменные башни, увенчанные куполами, образовывали архитектурную композицию, придававшую сооружению особую выразительность. В башнях находились подъемные механизмы разводной части моста. В 1839- 1841 годах мост был разобран и построен заново во всю ширину проспекта (по проекту инженера А. Д. Готмана). За Аничковским мостом хорошо виден главный фасад здания с восьмиколонным портиком и треугольным фронтоном (ныне наб. реки Фонтанки, 36). Оно было построено в 1804-1807 годах по проекту Дж. Кваренги для Екатерининского института. Это учебное заведение, воссозданное в начале 1800-х годов, предназначалось для воспитания дочерей офицеров и чиновников. С 1950 года здесь находится филиал Российской национальной библиотеки. Далее можно видеть колокольню и купол церкви Св. Си-меония и Анны, построенной в 1731 -1734 годах архитектором М. Г. Земцовым (ныне Моховая ул., 48). Здание церкви с четырехъярусной колокольней, увенчанной шпилем, является одним из наиболее значительных памятников архитектуры первой половины XVIII столетия. Несмотря на многократные перестройки, существеннейшая из которых относится к 1869-1872 годам (архитектор Г. И. Винтергальтер), церковь Св. Симеония и Анны следует отнести к числу немногих хорошо сохранившихся памятников зодчества первых десятилетий строительства Петербурга.
источник
http://ispb.info/media/nevskiy/ https://www.liveinternet.ru/users/vladimirtan/https://mus-col.com/collection/fine-art/graphics/7687/https://humus.livejournal.com/6626457.html