Солигалич, Костромская область. Часть первая. Знакомство.

Aug 23, 2018 02:43

Маленький старинный городок Солигалич расположен в 215 км к северо-востоку от областного центра Костромы.


Это сейчас он входит в состав Костромской области, являясь её окраиной, граничащей с Вологодскими землями, а до 1778 года, вместе с несколькими такими же крошечными и такими же древними населенными пунктами - Галичем, Чухломой, Кологривом - Солигалич административно относился к Галицкой провинции Архангелогородской губернии.


Архангелогородская же губерния, в свою очередь, объединяла громадные северные русские территории, испокон веков тесно связанные торговыми путями-дорогами - а посему нравы и культурные традиции Солигалича более тяготели не к среднерусской Костромке, а к суровому Русскому Северу.


Солигалич не может похвастаться ни обширной территорией, ни избыточным населением. Жителей в нём чуть менее шести тысяч.


В мегаполисе такое количество жильцов может уместиться в небольшом многоэтажном микрорайоне. Здесь же не принято жить в муравейниках - максимальная “высотность” в три этажа, да и ту ещё по городу поискать придётся.
В основном, Солигалич одноэтажный. Более того, в весьма неплохо сохранившемся историческом центре - деревянный. Причем деревянный не просто жилой частный сектор - это в порядке вещей - деревянные в Солигаличе школы (на след фото)...:


детсады, дома детского творчества (на след. фото)...:


магазины, мастерские бытовых услуг, корпуса местного водолечебного пансионата и даже Торговые Ряды, расположившиеся на главной городской площади (на след. фото):


Долго ли еще протянут последние уцелевшие в России деревянные Торговые Ряды XIX века - вопрос без ответа, ибо до сих пор ни до реставрации, ни даже до экспертизы состояния аварийного памятника у специалистов не дошли руки.


Так и стоят, покосившиеся, затянутые зеленой сеткой:


Забегая вперед, стоит отдельно упомянуть о каменной застройке Солигалича.


Помимо казенных и жилых “типовых образцовых строений” XIX века, в городке сохранились старинные церкви, самая ранняя из которых относится к 1669 году.


Безжалостно искалеченные после революции, они достойны отдельного рассказа, и ради одних солигаличских церквей, весьма самобытных и колоритных, стоило вообще двигаться в неблизкое путешествие.


Итак, улицы старинного Солигалича. Летние, залитые солнцем, бьющим в глаза, из-за чего порой невозможно сделать хороший кадр, так и уходишь несолоно хлебавши, зато отменно загоревшиJ С трогательными деревянными тротуарами, перпендикулярные ответвления которых уходят вглубь дворов к входным крылечкам.


Маленькие симпатичные домики разной степени сохранности. Завалившиеся набок:


Погибшие окончательно:


Соревнующиеся друг с другом вычурностью резных наличников и разнокалиберных светёлок:



Даже карнизами стараются отличаться:


А это вообще шедевр:


На фасад словно наброшено  воздушное резное кружево, ахаешь и слепнешь от такой красотыJ


Порой домики прячутся за кронами фруктовых деревьев, растущих повсеместно, а отяжелевшие опавшие яблоки лежат под ногами, и по ним все так и ходят, давя и не замечая.


После чего яблочное пюре с аппетитом наворачивают яркие бабочкиJ


Несмотря на крошечную территорию и удаленность от областного центра, Солигалич не производит впечатления заброшенного Края Вселенной.


На извечный вопрос: ”Чем здесь народ зарабатывает на жизнь?”, имеется вполне внятный ответ.


Мужское население в поте лица трудится на Солигаличском известковом комбинате. Женское - на маслосырзаводе.
Помимо того, рядом с городом расположен консервный комбинат, плодово-ягодно-грибную продукцию которого рассматривать на информационном сайте - сплошное удовольствиеJ


Три живых предприятия для небольшого городка - по нынешним временам совсем не так плохо.
Годом основания Солигалича принято считать 1335 год. Справедливости ради стоит заметить, что в ту пору никакого даже намёка на населенный пункт здесь не было - глухая  местность на берегу тихой реки была покрыта непроходимой лесной чащей, жить в которой могли лишь дикие звери, да редко забиравшиеся в эти края охотники племени меря.


Возникновение Солигалича окутано мистической дымкой, суть которой описывается в не менее загадочном литературном первоисточнике, так называемом “Летописце Воскресенского Солигаличского монастыря”, оригинал которого сгинул в пучине времён, оставив после себя лишь несколько разновременных списков, тексты которых порой противоречат друг другу и содержат массу досадных нестыковок. Но относительно событий, приведших к появлению Солигалича, все версии ”Летописца” вещают в  унисон. Итак, легенда.


Весной 1335 года, в ста километрах к югу от будущего Солигалича, в одном из храмов Галича Мерьского, на Пасхальном богослужении вместе со своими подданными присутствовал удельный князь Галичский Фёдор Семёнович, человек набожный и благочестивый. Прослушав чтение Деяний Святых Апостолов, князь вышел на паперть и был несказанно изумлен появившимся откуда ни возьмись ярким сиянием в северной части ночного неба. В восхищённом недоумении глядя на зарево, князь спросил стоящего рядом с ним игумена местного Спасского монастыря: “Отче мой духовный, что се есть знамение, сияющее от небес?”


Не успел игумен дать ответа, как послышался чей-то таинственный голос: «О, княже, дерзай; Бог, ведый желание твое, на том месте хощет возсиять благодать Свою».
Все бывшие на паперти слышали чудный глас, ужаснулись и были некоторое время в оцепенении, как мертвые. Лишь тогда пришли в себя, когда исчезло сияние. Озадаченный князь ушел размышлять о происшедшем чуде в свои палаты, а игумен возвратился в храм.


На последующей за знаменательным событием Пасхальной неделе, в четверг, когда князь Фёдор вновь направлялся в храм к заутрене, случился внезапно небывалый гром, сопровождавшийся вновь таким же ярким огненным столпом, в высоту достигающим небес. Князь недоумевал, что за мысль пытается ему внушить Создатель, дважды посылая такие знаки - и в итоге созвал на совместный совет все толковые городские головы, как светские, так и духовные. Порешили сообща: надобно ехать в местность, указанную явленным заревом, а там уж и видно будет.


Князь собрал дружину из верных людей, для небесного заступничества прихватил пару монахов и игумена местной святой обители, и выступил в поход. Шли четко на север, пока путь не преградила река (расстояние от пункта А до пункта Б составило сто км). Если учесть, что идти приходилось по непролазной чаще, каждый километр из этой сотни можно учитывать за три.
  С рекой определились, отправив вниз по течению одного из слуг (навигаторов и Яндекс-карт в ту пору еще не придумали) - тот спустя какое-то время доплыл до города Костромы и вернулся обратно, сообщив всем, что река опознана, и носит то же название, Кострома. А чтобы понапрасну не пропали усилия, затраченные на поход, решили, как водится, основать здесь монастырь - неспроста ведь Всевышний дважды место это обозначил.


Засидевшимся на конях дружинникам, в качестве разминки, было предложено оперативно раздобыть строевой лес (шикарный сосновый бор вокруг к тому благоволил), а чтобы послужить достойным примером, князь Федор, славя Создателя и призвав Его в помощь, собственноручно начал рубить свежие венцы будущего храма. В память о том, что первое видение небесного огня случилось в Пасхальный праздник, храм и монастырь освятили в честь Воскресения Христова.
Пять месяцев и десять дней прожили на месте том князь со товарищи (весь теплый сезон до наступления холодов), пребывая не в праздности, но в постоянных трудах: выросли вокруг храма братские кельи, ограда, звонница, а сам стройный храм, десяти метров высотой, встал на берегу реки, живописно дополнив роскошный лесной ландшафт.


Богоугодное дело сотворив, князь Фёдор вернулся в Галич. А к новоявленному монастырю потихоньку начал стекаться народ - кто в иноки, кто в трудники, кто рядом присоседился, избу поставил, огород разбил, привёз семью, обжился, пустил корни. Со временем сложилась монастырская слободка, посад, из которого впоследствии вырос Солигалич…Не было бы Воскресенского монастыря - не было бы и Солигалича.


Советская власть таких легенд знать не хотела - и историю основания Солигалича на 70 с лишним лет забыли.


Храмы Воскресенского монастыря, самое сердце Солигалича, архитектурные памятники 1660-1680-х годов, после запрета в их стенах богослужений и длительной муниципальной эксплуатации в разных качествах, пришли в полный упадок, превратившись в душераздирающую руину. Но это уже отдельная история, подробнее о которой мы поговорим в следующий раз. Сейчас же давайте вспомним, откуда пошло диковинное название города.


Жители подмонастырской слободы (будущего Солигалича, зародившегося в густых лесах на берегу Костромы, и на первых порах именуемого ”Галичским посадом”), помимо традиционных для Северных лесных территорий промыслов, занимались солеварением - исключительно прибыльным до XVIII века бизнесом. Рассольные колодцы и соляные варницы приносили продукт, до поры до времени ценившийся на вес золота - на производстве соли была занята добрая половина посадского населения.
 В исторических документах 1389 года посад уже упоминается как Соль Галичская - в более поздней версии превратившись в Солигалич.


Соляной промысел кормил горожан вплоть до 1770-х годов, когда, не выдержав неравной конкуренции с продукцией Соликамска и самосадочной (дешевой в себестоимости) солью озера Эльтон, добыча пошла на убыль, к началу XIX века прекратившись вовсе. Колодцы и варницы были закрыты, в районе соледобычи, близ минеральных источников, была предпринята безуспешная попытка открыть ”водолечебное заведение”, аналогичное Старорусскому курорту. Причем химический анализ содержимого источников в 1858 году сделал никто иной как Александр Порфирьевич Бородин, доктор медицины и химик, он же русский композитор, прославившийся спустя тридцать лет эпической оперой ”Князь Игорь”.
 Но транспортная труднодоступность заведения и географическая удаленность от центров цивилизации, а также отсутствие грамотного пиара, заведомо обрекли, по сути весьма полезное оздоровительное предприятие, на провал.


К теме водолечебницы вернулись при Советской власти - Бальнеологический Курорт имени А.П.Бородина функционирует в Солигаличе по сей день, располагается в живописном парке в центре города, а при взгляде на его корпуса (предыдущее фото) с ностальгией вспоминаются советские дома отдыха из далёкого детства, такие же тенистые дорожки, деревянные домики и столовка…


...Приступы острой русской ностальгии накатывают в Солигаличе неоднократно. Невозможно ведь равнодушно, не дрогнув сердцем, рассматривать бесконечно прекрасную деревянную резьбу.


И сложно удержаться от противоречивых эмоций, глядя на веселенькие молодые побеги, беспрепятственно пустившие корни в стенах древних архитектурных памятников, вопреки всему сохранивших монументальность, многочисленных и заметных из каждого уголка города.


А убегающие вдаль, сплошь деревянные улочки, вперемешку с палисадниками:


Уютные, с поперечно уложенными тенями, котами и поленницами во дворах:


Ну разве не проснётся генетическая русская память, пока бродишь по улочкам-то этим?


А речные пейзажи - смотрел бы и смотрел:


Остановилось время, вот он, старинный русский город, не на картинке, осязаемый, неторопливый, колоритный, совсем другой.


Музей, настоящий, живой, не нафталиновый.


В дальних далях расположенный и из дальнего далёка пришедший…


                                                      (Продолжение следует…)

Костромская область, 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, Рядовая Историческая застройка, Солигалич

Previous post Next post
Up