Вологда. Кремль, он же Архиерейский двор. Подомовой обход продолжается.

Dec 23, 2024 08:42





01. План Архиерейского двора. Южный корпус включает в себя два: Трёхэтажный - ближе к Воскресенскому собору и Двухэтажный - ближе к Юго-западной башне.



Фотографии, помеченные значком «ОКН Вологды» в верхнем углу, взяты здесь. Там же взято и большинство описательного и исторического материала. Авторам проекта большое спасибо!

А мы продолжаем продолжать.

10. Симоновский корпус с церковью Рождества Христова, 1667-1670 гг.

Симоновский корпус с домовой церковью Рождества Христова возведён в 1667-1670 гг. Возможно, этот корпус, названный по имени его строителя архиепископа Вологодского и Белозерского Симона, построен с включением более ранних построек: например, Крестовую палату и кельи под ней предлагают относить к 1635-1642 гг. Соединение в одной постройке парадных палат, домовой церкви, комнат для слуг и подсобных помещений характерно для московского церковного зодчества XVII в.



02. Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Вид со стороны центральной площади.



03. Вид со стороны Консисторского дворика.



04. Вид со стороны Хозяйственного двора, 2014 г.

Здание имеет сложную строительную историю, прояснённую не до конца. Каменный Симоновский корпус представляет собой прямоугольный в плане трёхэтажный объём. На перекрытый сводами первый этаж поставлен высокий двусветный четверик храма, увенчанный одной главой. На первом этаже корпуса находились многочисленные подсобные и хозяйственные помещения (кухня, пекарня и т. п.), жилые палаты. На третьем этаже располагались комнаты слуг. Парадный второй этаж разделён на всём протяжении корпуса капитальной стеной. В восточной половине второго этажа располагалась церковь и зал для торжественных приёмов вологодских архиереев - Крестовой палатой. В западной половине второго этажа располагались образующие анфиладу три помещения архиерейских келий, обращённых окнами на Хозяйственный двор, и обращённая окнами в Консисторский двор комната, отделённая от анфилады сенями. Декор парадных восточного и северного фасадов корпуса выполнен в стиле московского узорочья. По плоскости восточной стены живописно разбросаны разновеликие, разнообразно оформленные проёмы и не встречающиеся более в вологодском зодчестве выбеленные рельефные кирпичные кресты, очевидно, визуализировавшие расположение здесь Крестовой палаты и церкви, углы здания на втором и третьем этажах украшены сдвоенными полуколонками. На стенах храма были укреплены две белокаменные закладные доски, надписи на которых рассказывают о датах закладки и освящения храма: «Крест Иисуса Христа Сына Божия Царя Славы. NIКА. Основася сей храм во имя Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа на лето 7176, от воплощения Бога Слова 1668 г. июня в 15 день преосвященным Симоном, архиепископом Вологодским и Белоозерским», «Сотворен cий храм во имя Господа Бога и Спаса нашею Иисуса Христа Пресвятаго Его Рождества, в державу Благочестивейшаго Великаго Государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, в лето от создания мира 7178, а освящен благодатию Пресвятаго Духа от Воплощения Бога Слова 1670, индикта 8, июня в 30 день преосвященным Симоном, архиепископом Вологодским и Белоозерским».

Первоначально вход на парадный второй этаж осуществлялся через большое крытое каменное крыльцо, из которого можно было войти и в Крестовую палату, и в церковь. От этого же крыльца вдоль восточной стены Симоновского корпуса через помещения надвратной церкви к Софийскому собору вели крытые деревянные переходы.

Декор обращённого на Консисторский двор северного фасада корпуса, соответствующего на втором этаже алтарю церкви, выглядит столь же пышно, но более упорядоченно. А выходящий на Хозяйственный двор западный фасад оформлен крайне экономно: фасад в горизонтальном направлении членят междуэтажные и венчающий карниз, а по вертикали - простые пилястры; оконные проёмы с лучковыми завершениями в глубоких нишах обрамлений не имеют.

Изначально церковь была небольшой: «церковь тёплая каменного строения против архиерейской крестовой палаты во имя Рождества Христова, а в ней внутри церкви мерой и с алтарём длиннику 5 сажень с полуаршином, поперешнику 3 сажени 2 аршина <…> Из ризницы в окошках 8 окончин больших и малых. Двои двери в церковь обиты белым железом, замки у них висячие. В окошках решётки железные». Над частью помещения церкви (на уровне третьего этажа) располагалась ризница, перекрытая сомкнутым сводом.



05. Интерьер церкви в Крестовой палате по состоянию на 1890 г.

Между 1701 и 1739 гг. было разобрано примыкавшее к зданию с востока большое парадное каменное крыльцо, из которого можно было войти и в Крестовую палату, и в церковь Рождества Христова, которое было заменено деревянным крыльцом. После сооружения Иосифовского корпуса (1764-1769) была сооружена открытая деревянная галерея вдоль всего второго этажа восточного фасада Симоновского корпуса для прохода из Гаврииловского корпуса в надвратную церковь и далее в соборы. В 1776 г. она была переделана, получив опору на шесть кирпичных пилонов. Большая часть наличников фасада Симоновского корпуса была стёсана, окна расширены и получили прямоугольные очертания, некоторые окна второго этажа получили скромное оформление в стиле классицизма в виде сандриков-полочек, опирающихся на модульоны. К началу XIX в. первоначальная тёсовая кровля была заменена на железную. В 1850 г. галерею перекрыли широким односкатным деревянным навесом, опирающимся на колонны. При реставрации 1960-х гг. навес, закрывавший фасад Симоновского корпуса, разобрали.



06. Симоновский корпус в 1890 г.

После окончания строительства в 1776 г. Воскресенского собора уличный входной портал в Рождественскую церковь был заложен. В XIX и ХХ вв. при приспособлении помещений неоднократно выполнялась закладка и, наоборот, пробитие новых дверных проёмов, объединявших на первом и втором этажах часть помещений Симоновского крпуса с соседними корпусами - Гаврииловским, Иринеевским и Консисторским. Сводчатые завершения сохранились лишь в части помещений второго этажа, в остальных устроен плоский подшивной потолок. В верхней части помещения упразднённой церкви было устроено замкнутое помещение для архива консистории, вход в которое вёл (как и в ризницу) с чердака.

В XIX в. помещение бывшей Крестовой палаты, которое было занято одноимённой домовой церковью, неоднократно перестраивалось, менялось и посвящение престола. В 1841 г. разобрали верхнее междуэтажное перекрытие, и тем самым помещения Крестовой палаты объединились с помещениями третьего этажа, в результате чего пространство Крестовой церкви приобрело вид обширного двусветного зала. В 1850 г. ярославским маляром живописцем А. М. Колчиным в этом храме на плоском потолке и некоторых участках стен были выполнены живописные клейма, которые частично сохранились под слоями краски ХХ в. В южном торце Крестовой церкви располагаются хоры (деревянная антресоль), на которые ведёт внутристенная деревянная лестница. Хоры ограждены деревянными перилами с точёным балясником.

В XIX в. главка храма была переоформлена в стиле классицизма: приобрела восьмигранную луковичную форму, ступенчаное завершение и четыре круглые люкарны с килевидными завершениями, ориентированные по странам света, в которых находились иконы.

В ХIХ-ХХ вв. фасады Симоновского корпуса неоднократно меняли окраску, преимущественно оказываясь полностью выбеленным или окрашенным в светло-розовый цвет.

В ХХ в. почти все печи в Симоновском корпусе были разобраны, здание получило центральное отопление и электрическое освещение. Из первоначальных печей сохранилась единственная голландская изразцовая печь с латунной арматурой, располагающаяся в небольшой комнате, смежной с алтарём церкви и Консисторским корпусом.



07. Симоновский корпус в 1945 г.



08. Он же в 1967 г. в процессе ремонта, но не реставрации. Реставрация будет несколькими годами позже.

В 1970‑х гг. Симоновский корпус был отреставрирован по проекту архитектора И.Н. Кауфмана и его коллег по Ленинградскому филиалу института "Гипротеатр". В ходе реставрации вдоль восточного фасада храма была разобрана опиравшаяся на круглые кирпичные колонны кровля переходов, скрывавшая большую часть фасада, возвращён первоначальный размер окон и утраченный рельефный кирпичный декор фасадов в стиле московского узорочья. Стены получили яркую красную окраску с контрастным выделением рельефных деталей белым цветом (при этом северный фасад, обращённый в Консисторский двор, сохранил белую окраску). Форма гранёной главки храма была упрощена - она оказалась лишена люкарн и ступенчатого покрытия верхней части.



09. Вид со стороны Консисторского дворика перед реставрацией 1970-х.



10. Главный фасад в 1976 г. после реставрации.



11. Он же в 1981 г.



12. Воссозданные оконные наличники.



13. Рельефные кирпичные кресты на главном фасаде.



14. Вид на корпус с Соборной колокольни, 2008 г.



15. Тот же вид в 2024 г.

Название крестовых в Новое время закрепилось именно за архиерейскими домовыми храмами России; оно восходит к устойчивому выражению "служить у крестов", фиксируемому по крайней мере с XVI в., описывающему вообще богослужение в домовых храмах русской знати, обычно имевших помимо икон особо чтимые реликвии в виде крестов-мощевиков.

В Крестовой палате архиепископами трижды устраивались торжественные приёмы в честь визита Петра I в Вологду: Гавриилом (в 1693 и 1702 гг.) и Павлом (в 1724 г.). В 1702 г. с Петром I на приёме был также царевич Алексей Петрович, а в 1724 г. - супруга императрица Екатерина Алексеевна.

С постройкой нового здания архиерейских палат (Иосифовского корпуса) и тёплого Воскресенского собора значение домовой архиерейской церкви стало уменьшаться. Епископом Вологодским и Белозерским Иосифом (Золотым) престол Христорождественской церкви был перенесён в соседнее помещение Крестовой палаты и вновь освящён в 1771 г. После этого первоначальное холодное помещение церкви Рождества Христова долго пустовало, а затем было частично приспособлено под размещение архива Вологодской духовной консистории (само существование "архивы" косистории фиксируется исследователями с 1761 г.). В этом архиве был сформирован и сохранён уникальный комплекс документов, храняющийся ныне в Государственном архиве Вологодской области и частично в фондах сектора письменных источников ВГИАХМЗ. Фонд 496 ГАВО содержит около 32000 документов, тематика его дел разнообразна: указы Синода и консистории; переписка о постройке, ремонте и освящении церквей и монастырей; клировые ведомости; приходо-расходные книги; исторические и статистические описания церквей и монастырей; прошения о создании новых приходов; сведения о церковных и монастырских землях; списки и ведомости о священнослужителях; сведения о проведении благодарственных молебнов; донесения о наличии суеверий в епархии и приходах, сектантов и раскольников; рапорты об оспопрививании и понуждении крестьян к выполнению врачебных наставлений и др. Поскольку фонд 496 содержит массив документов, базовых для генеалогических исследований (метрические книги, исповедные росписи, книги брачных обысков, ведомости о числе родившихся, бракосочетавшихся и умерших, ревизские сказки, дела о расторжении браков и т.п.), он является самым востребованным фондом ГАВО.

В 1841 г. после перестройки Крестовую церковь освятили в честь Всех Вологодских чудотворцев. После обновления иконостаса и росписи стен ярославским маляром живописцем А.М. Колчиным в 1850 г. храм переосвятили в честь Богоявления Господня. В 1897 г. его вновь переосвятили, на этот раз во имя святителя Стефана, епископа Пермского, причём из домовой церкви вологодских архиереев она была превращена в приходскую. В 1923 г. Крестовый Стефановский приход насчитывал 55 человек. В таком состоянии храм существовал до закрытия 5 марта 1924 г.

В 1920‑х гг. все помещения Симоновского корпуса передали образованному в 1923 г. Вологодскому объединённому музею под экспозиции и фондохранилище.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался склад Народного комиссариата обороны.

11. Летний домик архиепископа, конец XIX - начало XX в.

Летний дом архиереев - последняя по времени и единственная сохранившаяся деревянная постройка Архиерейского дома. Он построен при архиепископе Никоне, управлявшем епархией в 1906-1912 гг. До начала XIX в. в этой части главного двора Архиерейского дома находился большой пруд, который позже был полностью засыпан.



16. Главный фасад.



17. Крыльцо. Крыльцо роскошное, но корпулентные люди в модных удлинённых трусах его портят. К сожалению, они никак не хотели оттуда уходить :(((



18. Летний домик в 3/4.



19. Тот же ракурс, но поближе.

Дом небольшой: основные габариты 12×7,2 м, включая пристройку и крыльцо. Этаж, как видите, один. К основному объёму этого бревенчатого дома с запада примыкает крытая терраса, окружённая перилами с пропильной резьбой. Наличники дома и терраса богато украшены накладной и пропильной резьбой. На аттике его веранды накладной пропильной резьбой помимо орнамента выполнена увенчанная короной и крестом монограмма Иисуса Христа и надпись: «Возлюби Господа Бога, возлюби ближнего».



20. Летний домик в 1950-х



21. Он же в 1980-х.

В ходе реставрации 1990-х гг. к зданию был присоединён сруб с подсобными помещениями, отреставрированы открытая терраса и белая кафельная печь, выполнена отделка интерьеров.

12. Пятницкая башня, 1671-1675 гг.

Зимой 1671-1672 гг. в Вологде и прилегающей округе после неурожая был сильный голод, голодающие стекались в Вологду. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон этим и воспользовался, организовав массовое каменное строительство: построил вокруг строений Архиерейского двора каменные стены и башни с хозяйственными помещениями, в большинстве своём сохранившиеся до нашего времени. Ещё бы - столько рабсилы, готовой работать за скудную еду, о чём архиепископ не без гордости докладывал в Москву: «Ограда каменная состроилась по воле Всесильного Бога в гладное время небольшой казной, и многие православные христиане работали из хлеба, безденежно». Словом, этим самым штопанным был его высокопреосвещенство.

Строительство длилось с 1673 по 1675 г. Среди строений ансамбля в этот период была возведена и угловая проездная Пятницкая башня. Своё название башня получила по ближней приходской городской церкви Параскевы Пятницы. Пятницкой до 1936 года называлась и улица, идущая от ворот башни мимо Пятницкой церкви (ныне ул. Мальцева).



22. Пятницкая башня.

Пятницкая башня играет роль доминанты юго-западной части Архиерейского двора. Трёхъярусная прямоугольная, но не замкнутая в плане башня является связующим звеном между Северной и Западной стенами. Оштукатуренный и окрашенный в белый цвет объём здания сложен из большемерного кирпича на известковом связующем.

Башня являлась проездной: проезд осуществлялся через арку на первом ярусе в южной стене башни. В арке, находящейся изнутри башни на втором ярусе над аркой ворот, сверху и снизу видна вертикальная щель для подъёма герсы - прямоугольной деревянной или железной решётки, опускавшейся сверху до уровня земли и дополнительно к воротам полностью перекрывавшей проездной проём. Как оборонительное сооружение башня имеет ниши с проёмами-бойницами, расположенными в четыре яруса. Пятницкая башня имеет снаружи со всех сторон машикули - парапет с «навесными» бойницами, расположенными в верхней части башни, на её третьем ярусе. Они предназначены для почти вертикального обстрела противника, вплотную подошедшего к стенам крепости, стрелами или ручным огнестрельным оружием, а также сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В средневековом русском крепостном зодчестве для таких бойниц использовались термины «бойницы косого боя», «навесной бой», «варницы».

Декор фасадов экономен и представлен лишь профилированным цоколем и карнизами-валиками, традиционно размещёнными в основании парапета с навесными бойницам и поверх них, причём идущий над бойницами валик дугообразно изгибается над каждой, повторяя очертания их арочных завершений. Снаружи арка заложенных ворот имеет обрамление в виде портала с килевидным завершением. Снаружи над воротами на уровне второго яруса в плоском выступе стены расположена большая, но неглубокая ниша с арочным завершением, в которой находилась икона. В описи Архиерейского дома 1701 г. о Пятницкой башне сказано, что «под ней проезжие задние ворота створчатые дощаные, над вороты образ Пресвятые Богородицы Владимерские, писан на краске, в киоте». Устройство выступа с нишей имело значение для дополнительного укрепления этого участка стены, в толще которого находилась щель и арка для механизма подъёма герсы. Шатровое завершение башни на протяжении почти 300 лет отсутствует; стены башни покрыты сверху узкими консервационными кровлями, препятствующими их разрушению. Визуально роль отсутствующего завершения здания играет декоративная башенка, надстроенная в XIX в. над внешним углом здания. На вершине башенки на железной спице над медным яблоком расположен ажурный флюгер-прапорец, выполненный из просечного металла.



23. Башня в 1890 г. Вид со двора.



24. Башня в 1902 г. Вид со стороны города.



25. Башня в 1902 г. Вид со двора. Ворота заложены, но створки ворот ещё висят.

Есть мнение, что строительство стен Пятницкой башни либо не было завершено со стороны, обращённой внутрь крепости, либо она по первоначальному замыслу и не имела северо-восточного угла. Так, в описании архиерейского дома 1869 г. исследователь Н. И. Суворов писал, что «Северо-западная башня издревле остаётся со стороны двора недостроенною. В этой стене подле означенной башни были в старину ворота (ныне закладенные), называвшиеся Пятницкими». Так или иначе, но в XVIII в. Пятницкая башня не имела перекрытий: в описи Вологодского архиерейского дома 1739 г. рисуется состояние Пятницкой башни, совершенно аналогичное современному: «От той конюшни [т.е. Юго-западной башни] до угла стены, что к северной стороне [т.е. поворота линии укрепления к Северной стене], единая ограда [т.е. Западная стена]… В той стене близ северного угла задние ворота, а на углу вверху галдарея каменная». Здесь отсутствует даже само название Пятницкой башни, впрочем, таким же образом (как сумма помещений) в описи 1739 г. охарактеризована и Юго-западная башня, также не имеющая названия и также не названная башней, хотя она, несомненно, существовала как единый объём (в ней располагалась конюшня). В XIX в. (ранее 1869 г.) была заложена арка проездных ворот Пятницкой башни, причём, судя по фотографиям, кладка шириной в полтора кирпича была поначалу выполнена в арке снаружи ворот, при этом сами деревянные прямоугольные полотнища ворот сохранялись на своём месте вплоть до начала ХХ в.

В 1960-х гг. над стенами башни устроены консервационные кровли.



26. Башня в 1981 г. Вид со стороны города.



27. И со стороны двора. Год тот же.



28. Башня в 2010 г. Покрадено в интернете.

В 2023 г. началась комплексная реставрация Пятницкой башни, которую выполняют специалисты ООО «Реставрация». В ходе реставрации запланировано к 2024 г. выполнить вычинку и инъектирование кладки и укрепление бутовых фундаментов, устройство отмостки. Раскрыт заложенный в XIX в. проём ворот и над ним решено восстановить козырёк над нишей для иконы. Рассматривался и вариант сооружения деревянного консервационного укрытия всей башни, завершённого высоким шатром: оно призвано надёжно защитить стены от намокания и воссоздать вероятный исторический силуэт западной части ансамбля.



29. Башня в ходе реставрации. Весна 2024 г. Покрадено в интернете.

В 2023 г. в ходе реставрационных работ специалистами Института археологии РАН выполнены археологические исследования, направленные на установление конструкции и степени сохранности фундамента башни, велось археологическое наблюдение за ходом реставрационных работ. Непосредственно к северу от места примыкания к Пятницкой башне Западной стены был заложен небольшой раскоп. В результате работ установлено, что фундаменты предполагаемого внутреннего (северо-восточного) угла башни никогда не существовали; это означает, что Пятницкая башня изначально проектировалась в таком незамкнутом виде, который известен нам сегодня.

Башни такого типа, открытые с тыла, известны под названием «полубашен» или трёхстенных. Для оборонного зодчества смысл такого сооружения состоял в том, что в случае его взятия неприятелем, враг не смог бы использовать открытую башню для защищённого обстрела внутренней части укрепления.

Длительное время Пятницкая башня служила главной сценической площадкой международного театрального фестиваля «Голоса истории», проводящегося в Вологде ежегодно с 1991 г. Он позиционируется как фестиваль спектаклей профессиональных театров, проходящий преимущественно под открытым небом в исторической архитектурной среде. В Пятницкой башне были смонтированы деревянные сценические подмостки, перед которыми размещались зрительные ряды под открытым небом. На стенах башни размещалось осветительное и другое сценическое оборудование, на верхних ярусах башни устраивались деревянные балконы для актёров. Неслучайно изображение именно Пятницкой башни традиционно используется при оформлении афиш фестиваля «Голоса истории».



30. Спектакль в Пятницкой башне. Покрадено в интернете.

В 2023 г. именно с Пятницкой башни и прилегающей к ней Северной стены начата масштабная комплексная реставрация ансамбля Вологодского кремля, и работы идут весьма бодро.

1.8 - Древнерусские крепости, 1.6 - Архитектура Московского царства, Наше деревянное Наследие, Вологда

Previous post Next post
Up