Вологда. Кремль, он же Архиерейский двор. Подомовой обход. Начало.

Dec 18, 2024 08:18





01. План Архиерейского двора. Южный корпус включает в себя два: Трёхэтажный - ближе к Воскресенскому собору и Двухэтажный - ближе к Юго-западной башне.



Фотографии, помеченные значком «ОКН Вологды» в верхнем  углу, взяты здесь. Там же взято и большинство описательного и исторического материала. Авторам проекта большое спасибо!

Итак, поехали!

1. Надвратная Воздвиженская церковь со Святыми воротами, 1671 - начало XVIII в.

Святые врата Архиерейского двора, как и его ограда, первоначально, во второй половине XVI в., были деревянными и располагались посредине обращённой к Софийскому собору северной стены двора. В 1653 г. при архиепископе Маркелле над нами возвели деревянный же «брусяной» холодный домовой храм вологодских архиереев. Престол храма освятили во имя трёх Пермских святителей - Герасима, Питирима и Ионы, общецерковное прославление которых было установлено в 1607 году. Ворота под храмом стали называться Трёхсвятительскими. При постройке существующих каменных стен Архиерейского двора в 1671-1675 гг. Святые врата выстроили из кирпича. Завершение ворот, как и у прежде существовавшей деревянной церкви, согласно описаниям, получило вид трёх шатров с главками.

В 1687-1691 гг. при архиепископе Вологодском и Белозерском Гаврииле (Кичигине) шатровое завершение Святых врат было заменено существующей одноглавой каменной церковью, освящённой им же 26 мая 1692 г. в честь Воздвижения Креста Господня.





03. Они же изнутри.

Первый ярус каменных Святых врат снаружи, с северной стороны, выстроен в одну линию с крепостной стеной; прямоугольный в плане объём включающего их здания далеко выступает на юг внутрь кремля. Врата имеют два арочных проёма: узкий пешеходный и широкий проезжий. Конструкция здания изначально включала свойственные настоящим оборонительным сооружениям элементы: поднимавшуюся вверх решётку-герсу и пазы по сторонам ворот изнутри, в которые заводились концы брусьев, укрепляющих полотна ворот изнутри. Снаружи стены над воротами выступают машикули - парапет с навесными бойницами, позднее полностью заложенными (вероятно, бойниц было изначально четыре); по оформлению и размерам бойницы были подобны имеющимся на Пятницкой башне. Такие бойницы предназначены для направленного почти вертикально вниз обстрела штурмующего ворота противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, а также для сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве для таких бойниц использовались термины «бойницы косого боя», «навесной бой», «варницы». Помимо бойниц косого боя во втором ярусе имелся ещё ряд узких окон-бойниц; две из них были заложены, а на месте двух других в XVIII в. были прорублены окна.

Над проезжими воротами в большом киоте с арочным завершением размещалась икона.



04. Святые врата. Вид снаружи. 1902 г.

Каменная Воздвиженская надвратная церковь является одноглавой. К высокому двусветному четверику храма с юга примыкает небольшая паперть, с севера - алтарь, а с запада - узкая трапезная. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII в. Сооружённые в начале XVIII в. крытые каменные переходы соединяют храм с расположенным южнее Симоновским корпусом, а проход по второму ярусу крепостной стены - с находящимися к востоку Экономским корпусом и Воскресенским собором. На начало XVIII в. через проделанный во внешней стене на уровне второго яруса проём проходили крытые деревянные переходы на столбах, выводившие на север, к Софийскому собору. Заложенный дверной проём с арочным завершением от выхода на эти переходы заметен в западной части сооружения на уровне второго яруса.

Ярусная главка с перетяжкой, венчающая церковь, относится к XVIII в.



05. Вид на Воздвиженскую надвратную церковь и Святые врата изнутри Архиерейского двора. 1890 г.

Проходная арка была заложена снаружи уже к началу ХХ в. и по её центру было устроено маленькое зарешеченное окно, а с внутренней стороны устроена дверь. В первой трети ХХ в. и проездная арка ворот не использовалась и, будучи перекрыта снаружи и изнутри воротами, превратилась в складское помещение. На дворовом фасаде на плоскости стены над проездной аркой располагалась стенопись в виде многофигурной композиции (очевидно, Воздвижение Креста). Стенопись, постепенно угасавшая под воздействием осадков, оказалась утрачена к середине ХХ в. Судя по фотографиям начала ХХ в., на внешнем фасаде над проездной аркой ворот под широким арочным металлическим козырьком находилась крупная икона с арочным же верхом с популярным в XVIII в. сюжетом Коронования Девы Марии Пресвятой Троицей. Позади иконы над проездными воротами находилась большая арочная ниша, частично заглублённая в выступающий из плоскости стены парапет второго яруса. Эта ниша, вероятно, предназначенная для стенописи, возникла при позднейшей переделке, в результате осуществления которой оказались заложены две бойницы навесного боя (от них остались лишь находящиеся над ними дугообразные повышения валика, аналогичные имеющимся на Пятницкой башне).

В 1980‑х гг. в ходе реставрации фасадов храма крыша в виде пологого восьмигранного купола, сооружённая в XVIII в., заменена четырёхскатной.

29 сентября 1896 г. в помещении церкви было торжественно открыто Епархиальное древнехранилище (иначе - древлехранилище), комплектовавшееся с 1892 г. - первый на Вологодчине музей.



06. Интерьеры Епархиального древлехранилища, 1890 г.



07. То же, тогда же.

Инициатива устройства этого музея церковной старины принадлежала известному вологодскому историку-краеведу, редактору Вологодских епархиальных ведомостей Николаю Ивановичу Суворову (1816-1896). 11 октября 1896 года для заведования делами древлехранилища была учреждена Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей во главе с Иваном Николаевичем Суворовым (1860-1926), известным краеведом, редактором Вологодских епархиальных ведомостей. Хранителем древлехранилища был о. Афинодор Николаевич Малинин (1853-1914), а экскурсоводом («руководителем при обозрении древностей желающими») и затем заведующим - о. Сергей Арсеньевич Непеин (1870-1911), известный краевед, автор книг о старине Вологды и о древлехранилище в частности, а затем историк-краевед Иван Николаевич Суворов (1860-1926). Здесь собирались и демонстрировались публике старинные предметы преимущественно церковного обихода, а также коллекции, характеризующие край с точки зрения истории, этнографии, археологии и даже палеонтологии. Доступ в древлехранилище был открыт по воскресным и праздничным дням с 12 до 15 часов. Вход в помещение осуществлялся с открытой галереи, на которую попадали по лестнице, ведущей в Крестовую церковь в Иринеевском корпусе. На конец 1899 года в древлехранилище значилось более 750 экспонатов, не считая книг. Всего в описи древлехранилища значилось 1264 предмета.

В 1923 г. на основе коллекций древлехранилища и трёх других музеев Вологды был создан Вологодский объединённый музей - ныне Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, разместившийся в помещениях закрытого Вологодского архиерейского дома (Кремля).

Здание храма, ставшее в 1960 г. памятником архитектуры республиканского (с 2012 г. - федерального) значения, по-прежнему, уже почти 120 лет, используется для размещения фондов музея.

2. Консисторский корпус, 1740-1774 г.

Консисторский корпус сооружён между Симоновским корпусом, Северной стеной кремля и угловой башней (известной и как Цифирная школа, Оружейная палата). Его первый этаж выстроен в 1740-1753 гг. при епископе Пимене (Савёлове) для хозяйственных нужд. Второй этаж надстроен в 1774 г. при епископе Иосифе (Золотом) для размещения духовной семинарии.



08. Консисторский дворик и Консисторский корпус (восточный фасад), его замыкающий. На переднем плане наша экскурсовод - замечательный специалист. Вообще, в этой поездке нам с экскурсоводами везло.



09. Северный фасад.



10. Северный фасад с более приемлемого ракурса и сделанный более пряморуким фотографом.



11. Северный фасад, 2010 г.



12. Консисторский корпус. Вид с Соборной колокольни.

Консисторский корпус представляет собой Г-образный в плане объём, ограничивающий Консисторский двор (которому он дал название) с юга и запада. Южная стена корпуса выходит на Хозяйственный двор, а западная - в Кремлёвский сад. Западная (внешняя) стена корпуса выстроена в одну линию с далеко выступающей за линию стену угловой башней, и при его сооружении был разобран участок Северной стены кремля. Корпус имеет два этажа, перекрытия первого сводчатые, второго - плоские. Под южной частью корпуса имеется подвал, в который с севера, со стороны Консисторского двора, вели два узких проёма. Вход в здание обустроен со стороны Консисторского двора на восточном фасаде корпуса. Декор здания в стиле эклектики, относящийся к последней трети XIX века, представлен штукатурными тянутыми рамочными наличниками окон с лучковым завершением, междуэтажным и венчающим карнизами, пилястрами, выделяющими углы здания и внутренние капитальные стены. Над центральной частью северного фасада устроен аттик сложной ренессансной формы с филёнчатыми тумбами, завершёнными многообломным карнизом, в вытянутой центральной филёнке которого помещена рельефная надпись «ВОЛОГОДСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРIЯ».



13. Консисторский корпус в первой трети XIX в.

Изначально стоявшие по одной линии Консисторский и Симоновский корпуса разделяло узкое пространство, оказавшееся впоследствии застроенным вставкой с одним окном в первом и втором этажах. Консисторский корпус был перестроен в последней трети XIX в.; на выходящих в Консисторский двор фасадах были сбиты первоначальные кирпичные наличники и заменены мелко профилированными тянутыми рамочными обрамлениями с лучковым завершением, над центром северного фасада был сооружён аттик, увенчанный несколькими жестяными вазами и небольшим шпилем. Изменялась внутренняя планировка корпуса, устроена лестница со ступенями из пудосткого камня и коваными перилами.

В ХХ в. были разобраны печи, устроено центральное отопление. Часть помещений была разделена перегородками для размещения кабинетов.



14. Консисторский корпус в 1981 г.

В 1730 году в соответствии с "Духовным регламентом" 1721 г. епископом Вологодским и Белозерским Афанасием (Паисиосом-Кондоиди) была открыта архиерейская славяно-латинская школа для обязательного обучения мальчиков из семей священников, намеревавшихся впоследствии принять священнический сан. Поначалу в славяно-латинской школе имелось всего два учителя и 26 учеников. Позднее школа перешла на более обширный курс и была переименована в духовную семинарию.

В 1809 г. после перевода из этого корпуса духовной семинарии в отдельное здание (по современному адресу ул. Ленина, 15) в этом корпусе и в соседней с ним угловой башне (известной как Цифирная школа или Оружейная палата) разместилась Вологодская духовная консистория - орган епархиального управления, находившийся в ведении архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Вологодская духовная консистория создана по указу епископа Вологодского и Белозерского Афанасия (Паисиоса-Кондоиди) от 13 октября 1726 г. в числе первых в стране. Деятельность этих органов синодального периода истории Русской Православной Церкви регламентировалась государством. Консистория состояла из присутствия, члены которого избирались архиереем из духовенства епархии и утверждались Синодом (как правило, это были настоятели двух-трёх крупнейших монастырей епархии и видные представители приходского духовенства) и канцелярии во главе с секретарём, назначаемым Синодом по представлению обер-прокурора Синода. Консистория рассматривала ключевые для епархии вопросы назначения, увольнения, перемещения по службе священнослужителей, пострижения в монашество, принятия православия иноверцами, строительства и ремонта церквей и монастырей, контролировала деятельность духовенства, состояние приходов, решала хозяйственные вопросы епархии, осуществляла суд над духовенством, а по спорным делам о браке и разводе, по обвинению в богохульстве - и над мирянами. Здесь же формировался богатейший архив, сохранивший документы XVI-XX вв. Вологодская духовная консистория была упразднена как государственное учреждение в соответствии с декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви".

В 1923 г., когда музей Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК) был по инициативе самого общества включён в состав образованного Вологодского государственного объединённого музея, разместившегося в части зданий Вологодского кремля, само это общество расположилось в Консисторском корпусе, где и находилось до прекращения деятельности. В 1928 году на I Вологодском губернском краеведческом съезде ВОИСК было переименовано в Вологодское губернское общество краеведения. Деятельность общества в условиях растущей политизации общественно-политической жизни испытывала сильное давление и уменьшалась в объёме и отраслевом охвате, приостанавливалась в 1930-1934 годах, а в 1937 году общество было закрыто.

В настоящее время в корпусе располагаются экспозиционные службы музея, фондовые коллекции (прежде всего обширное собрание древнерусского искусства), музейный учебный класс, реставрационные мастерские и другие подразделения.

Окружённый несколькими зданиями небольшой Консисторский двор является одним из самых привлекательных уголков Вологодского кремля. Летом здесь обустраивается театрально-концертная площадка под открытым небом.

3. Иринеевский корпус, первая половина XVIII в.

В начале XVIII в. небольшое пространство между Симоновским и Гаврииловским корпусами со стороны Хозяйственного двора было застроено: новое здание известно под названием Иринеевского корпуса, хотя его и соорудили уже при преемниках архиепископа Иринея.



15. Иренеевский корпус.

Корпус представляет собой двухэтажное каменное здание. Его архитектура выдержана в традициях палатного строительства предшествующего XVII столетия. Об этом времени напоминают сводчатые палаты нижнего этажа и его небольшие оконные проёмы в глубоких арочных нишах без обрамлений, скромные лопатки и карнизы, завершение западного фасада косым щипцом с узкими окнами.

Здание в целом сохранилось хорошо, в 1990-е гг. вокруг фасадов здания был срезан грунт и выполнена вычинка повреждённых участков кладки нижней части стен.

После передачи здания в составе комплекса Архиерейского дома музею в нём разместились отделы и фондохранилища.

4. Гаврииловский корпус, конец XVII в.

В конце XVII в. к Симоновскому корпусу пристроен корпус, названный по имени правившего тогда архиепископа Гавриила (Кичигина).



16. Гавриловский корпус.



17. Он же.

Каменный трёхэтажный башнеобразный корпус под четырёхскатной крышей имеет размеры около 12×14 м.

Рельефный кирпичный декор Гаврииловского корпуса выполнен в духе московского узорочья. На ярко окрашенном фасаде выделяются контрастной белой окраской лопатки, венчающий и междуэтажные профилированные карнизы, оформление оконных и дверных проёмов северного фасада сложными наличниками с килевидными или трёхлучевыми завершениями и полуколонками.



18. Оконные наличники.



19. Ещё.



20. Наличники 2-го этажа крупным планом.



21. Наличники 1 этажа крупным планом.

На крыше корпуса на шпиле находится покровитель архиерейской резиденции - кованый прапорец (флюгер), покрытый сусальным золотом с изображением льва, держащего в передних лапах скипетр. К сожалению, я нигде не нашёл фотографий льва в приличном качестве, так что придётся понапрягать глаза, чтобы рассмотреть его на фото ниже.



22. Лев на шпиле. Ну, и Гавриловский корпус заодно.

В XIX в. были сбиты кирпичные наличники у окон и дверей, некоторым из которых была придана прямоугольная форма.

В конце XIX в. построен современный парадный вход.



23. Гавриловский корпус в 1950-х.

Изменялась внутренняя планировка корпуса.

При реставрации в начале 1960-х гг. восстановлена утраченная в XIX в. эффектная отделка из тёсаного кирпича.



24. Гавриловский корпус в 1981 г.

В первой половине XVIII в. в здании находились кельи архиепископа. В настоящее время этот корпус занят лестничными клетками и переходами в выстроенный ещё позднее Иосифовский корпус и помещениями отделов музея, кассой.

Лев со скипетром со шпиля этого корпуса является символом Вологодского государственного музея-заповедника.



25. Тот самый подлинный, кованный из железа, лев.

И на этом, на сегодня, всё. Продолжим в следующей главе.

Музей-заповедник, 1.6 - Архитектура Московского царства, 3. Стиль БАРОККО, Вологда, 2. "Нарышкинское" Барокко

Previous post Next post
Up