Дом Благородного собрания

Nov 19, 2024 22:22

Величественный дом Благородного собрания занимает всю ширину квартала по Большой Дмитровке от улицы Охотный Ряд до Георгиевского переулка.



Герб рода Волынских



В XVII в. тут, в ряду с соседними боярскими палатами, стояли и палаты бояр Волынских



В.М. Долгоруков-Крымский

В середине XVIII в. эта усадьба перешла от рода Волынских к Долгоруковым - ее получил князь Василий Михайлович Долгоруков после женитьбы на одной из Волынских. Князь стал знаменитым во время войны с Турцией в 1771 г., разбив вдвое превосходящую армию противника и завоевав Крым.

Свою военную службу князь Василий Михайлович начал в тринадцатилетнем возрасте солдатом под начальством фельдмаршала Миниха. Как военачальник участвовал в Семилетней войне и в Русско-турецкой войне (1768-1774), дослужился до чина генерал-аншефа. В 1780 году был назначен московским главнокомандующим. За непродолжительный срок успел немало сделать для города. В 1782 году его не стало. А спустя два года усадьбу В. М. Долгорукого-Крымского приобрело организованное незадолго до этого московское Дворянское (или Благородное) собрание. Старый дом был перестроен по проекту известного архитектора М. Ф. Казакова. Новое огромное здание включило в себя всю застройку долгоруковской усадьбы.



Проект дома князя Васи́лия Миха́йловича Долгору́кова-Кры́мского, 1780
Автор:Матвей Фёдорович Казаков
Источник:Альбом партикулярных строений Матвея Федоровича Казакова - Проекты и рисунки архитектора М. Ф. Казакова, 1738-1813 : альбом фототипий : к двухсотлетнему юбилею со дня рождения. - М. , 1938г.

При перестройке дома для нужд собрания Казаковым
был спроектирован и построен один из шедевров классической архитектуры - главный зал, названный в советское время Колонным.



Зал Московского Дворянского собрания, украшенный для приёма императрицы Екатерины 2,1792

Для него Казаков выбрал обширный усадебный двор бывшего долгоруковского дома, уже ненужный для новых владельцев. Светлый, торжественный, просторный (площадь пола 600 кв. м) зал стал самым известным бальным и концертным залом Москвы

Здание при этом было переориентировано своим парадным фасадом с центральным шестиколонным ионическим портиком и двумя тосканскими пилястровыми портиками по бокам в сторону Большой Дмитровки



Ионический портик дома Благородного собрания со стороны Большой Дмитровки,1800
Автор:Матвей Фёдорович Казаков
Источник:Альбом партикулярных строений Матвея Федоровича Казакова - Проекты и рисунки архитектора М. Ф. Казакова, 1738-1813 : альбом фототипий : к двухсотлетнему юбилею со дня рождения. - М. , 1938г.

Торцевой фасад, выходящий на Охотный Ряд, украсили две пары тосканских колонн, фланкировавшие подъезд с арочным входом. Центром здания стал огромный бальный зал, окружённый гостиными и кабинетами. Благодаря величественным и торжественным коринфским колоннам, расположенным вдоль стен, Колонный зал и получил своё название. Вместе с тем в разговорной речи так часто называют и само здание Дворянского собрания.



Здание Благородного собрания в 1895-1903 гг.

Первоначально на праздники в Благородное собрание допускались только дворяне. Членом московского собрания был и император Александр I.
В феврале 1827 года членом Благородного собрания стал А. С. Пушкин

Позже, с принятием нового Устава 1849 года, доступ сюда по приглашению участников получили почётные граждане, купцы первой гильдии и художники.



Угловая ротонда дома Благородного собрания
Источник:Альбом партикулярных строений Матвея Федоровича Казакова - Проекты и рисунки архитектора М. Ф. Казакова, 1738-1813 : альбом фототипий : к двухсотлетнему юбилею со дня рождения. - М. , 1938г.

В пожаре 1812 года здание очень серьёзно пострадало.
Через два года оно было полностью восстановлено учеником М. Ф. Казакова архитектором А. Н. Бакаревым.



Бал в Благородном собрании

В здании Благородного собрания проходили выставки, спектакли, благотворительные базары, представления живых картин, маскарады. Так, в 1830 г. залы были отданы под первую московскую выставку отечественных изделий

В 1903 году здание было перестроено по проекту архитектора А. Ф. Мейснера.



А.Ф.Мейснер

Был надстроен третий этаж, изменены фасады: на смену ионическим колонам портиков пришли коринфские. Практически неизменным остался только Колонный зал - без сомнения, одно из лучших творений Казакова.





Колонный зал



Фрагмент коринфской колоннады и хор Колонного зала Благородного собрания,1913
Автор:Александр Фелицианович Мейснер
Источник:Архив С.Г. Величко, лист проектов М.Ф. Казакова, ААрх.СССР 1947г.

Во время Первой мировой войны здесь, как и во многих других московских учреждениях, разместился солдатский госпиталь; после Октябрьского переворота дом собрания захватил экономический отдел Моссовета, а с 12 ноября - Московский совет профсоюзов, почему здание стало называться Дом союзов. Удобный и вместительный зал, называвшийся Колонным, интенсивно использовался большевиками для многочисленных митингов.



Здание Дома Союзов, 1925 г.

На различных съездах, конференциях и заседаниях здесь неоднократно выступал В. И. Ленин. В январе 1924 года здесь же стоял гроб с его телом. И в дальнейшем, по сложившейся традиции, советский народ прощался со своими ушедшими лидерами в Колонном зале Дома Союзов. Помимо многочисленных общественных съездов и заседаний в бывшем Доме Благородного собрания проходили политические процессы 1930-х годов, проводились шахматные турниры, устраивались праздничные концерты и детские новогодние ёлки.



1980-е гг

В 1967 г. проводилась очередная реставрация здания, так как многие деревянные перекрытия и конструкции уже разрушились. В ходе работ восстановили колоннаду, укрепили фундамент, отреставрировали внутренние помещения.





2023 г

После распада Советского Союза, Здание Благородного собрания стало закрытым акционерным обществом





Оно начало сдавать залы в аренду. В нем часто проходили презентации различной тематической направленности, форумы, съезды. В Колонном зале проводились музыкальные концерты исполнителей мирового уровня. Интерьер сохранился со времен дворянских балов и по-прежнему очень красив.

Исторические исследования, Архитектурные чертежи, Москва, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up