Ярославль. Улица Нахимсона от Советской площади до улицы Андропова.

Oct 30, 2024 15:24





01. Схема нашего забега по Ярославлю.



Улица Нахимсона (бывшая Рождественская улица, в 1918-1984 годах - часть Большой Октябрьской улицы) - улица в историческом центре города Ярославля, лежащая между Советской и Богоявленской площадями. Нумерация домов ведётся от Советской площади.

Улица была спроектирована по регулярному плану 1778 г. и вела от центральной (Ильинской) площади к одному из выездов из Земляного города - Угличской проездной башне. Получила название Рождественская улица по церкви Рождества Богородицы, стоявшей на Богоявленской площади (разрушена в 1930 г.). Регулярный план гармонично вписывал шедевры ярославских зодчих предыдущих веков в новую планировку: перспективу улицы с одной стороны замыкал великолепный вид на церковь Ильи Пророка, с другой - древняя Угличская башня.



02. Рождественская церковь в начале XX в. Справа Углическая проездная башня.

Современная застройка Рождественской улицы сложилась, в основном, в конце XVIII - начале XIX вв. Сохранились фрагменты старого Гостиного двора, построенного в конце XVIII в. по типовым чертежам, разработанным в Петербурге. Старый Гостиный двор в Ярославле занимал два квартала, ограниченные улицами Сретенской, Ростовской, Воскресенской и Казанской. По лицевой стороне улиц кварталы имели торговые ряды в виде двухэтажных зданий. На первых этажах были лавки с открытой галереей, укрывающей от дождя покупателей и товары, вынесенные для продажи на улицу. На вторых этажах располагались квартиры купцов. Внутри кварталов размещались склады.



03. Рождественская улица в начале XX в.



04. Она же, тогда же.

В конце XIX в. Гостиный двор был перестроен почти по всему периметру, и сохранились лишь отдельные его фрагменты (дома №№16, 17, 18).

В 1918 г. после подавления белогвардейского мятежа Рождественская и Большая Рождественская улицы были переименованы в Октябрьскую улицу. С 1926 г. название сменилось на Большую Октябрьскую.

В 1984 г. бывшая Рождественская улица была снова выделена и переименована в улицу Нахимсона в честь С. М. Нахимсона (1885-1918) - революционера, председателя Ярославского губисполкома, убитого белогвардейцами в 1918 г. До этого в 1924-1960-е годы улицей Нахимсона называлась бывшая Спасская улица, проходившая от Николо-Мокринской церкви до улицы Городской Вал.

На улице хватает памятников архитектуры:

  • № 1а - Бывший жилой дом винного пристава, построенный в 1780-е годы;
  • № 3, 3а, 3б - Бывшая усадьба Шишонкова, построенная в начале XIX века;
  • № 5 - Бывший Главный дом усадьбы Щукиной, построенный в 1810-х годы;
  • № 5а - Мэрия города Ярославля (северо-западный вход);
  • № 7 - Бывший дом вице-губернатора, построенный в 1787 году; с 1870-х в нём размещалась Губернская земская управа;
  • № 8 - Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля;
  • № 9 - Бывший Торговый дом И. А. Вахромеева, построенный в конце XVIII в., перестроенный в начале XX в.;
  • № 10 - Бывший доходный дом Ешкавых
  • № 13 - Бывший дом с лавками Сорокиных
  • № 15, 16, 17, 18 - Сохранившиеся здания бывшего Гостиного двора
  • № 21а - Бывший дом Иконникова. 
  • И дом №53 по Первомайской улице - Бывшее здание Кондитерской фабрики «Бельфор», открытой в 1902 г. купцом В. П. Кузнецовым.

Ну, а начнём мы подомовой обход с утраченного - с Рождественской церкви.



05. Такой была Рождественская церковь.



06. Вот фото получше.

В старину здесь располагались деревянные постройки женского Рождественского монастыря, время основания которого неизвестно. Он существовал до 1609 г., когда был разорен осаждавшими город отрядами поляков и русских, присягнувших Лжедмитрию II. Поставленная затем на этом месте деревянная церковь Рождества Богородицы сгорела в 1658 г. во время большого городского пожара. Вместо нее горожане поставили новую, также деревянную церковь. Сестры разрушенного Рождественского монастыря стали первыми насельницами вновь образованного девичьего Казанского монастыря в Земляном городе, а церковь Рождества Богородицы дала название улице Рождественской (ныне Большая Октябрьская), а также одно из названий площади, на которой находилась.

Пятиглавый каменный храм с трехъярусной колокольней над входом и трапезной был построен в 1720 г. «иждивением приходских людей» на месте деревянной церкви. Алтарь отделялся от храма высоким пятиярусным резным иконостасом, увенчанным «довольно значительной величины» крестом с изображением распятого Спасителя. Иконостас был реставрирован в 1838-1849 гг. на средства прихожан церкви купцов Чепахиных и Кузнецовых. Главной святыней храма была икона Грузинской Богоматери XVII века, вклад ярославского купца Григория Лыткина. В 1833 г. стены и своды храма и алтарь были расписаны стенным письмом художником Т. Медведевым. За работу из средств, собранных прихожанами, было заплачено 2000 рублей серебром.

В теплой трапезе на северной стороне помещался придел Великомученика Мины с золоченым по красному фону резным иконостасом. Стены трапезы были покрыты краской, а плафон расписан. С наружной стороны под навесом церковной кровли с четырех сторон в полукруглых клеймах были написаны изображения двунадесятых праздников. В 1820 г. вокруг храма с трех сторон была построена каменная ограда с железной решеткой.

На колокольне находилось 6 колоколов, крупнейший из которых имел вес более 111 пудов.

Закрыта церковь в 1929 г. Снесена в 1930 г. «как препятствующая уличному движению».

Дом №1а по улице Нахимсона или Дом винного пристава.



07. Неудачная фотография, но чем богаты...

Построен в 1780-е гг. (в некоторых источниках в 1802 г.) в стиле классицизма для размещения присутствия винного пристава. Как я понимаю, квартировал этот важный чиновник в этом же доме. Архитектор мне не известен. Ныне в здании размещается Музей истории пряника. Мы туда не зашли. И, судя по всему зря.



08. Интерьер Музея истории пряника.

Как видите, внутри уютно, интересно и, наверняка, вкусно.

Дома №№3, 3а, 3б по улице Нахимсона или усадьба Шишонковых.



08. Дом №3 - единственный, выходящий на улицу из усадьбы. Фото покрадено в интернете. Сейчас деревьев перед фасадом нет.

Усадьба построена в начале XIX в., хотя источники дают разброс от 1802 до 1900 г. Архитектурный стиль - классицизм, но в процессе бытования, как видите, утратила весь декор, однако статус памятника архитектуры имеет. Принадлежала весьма предприимчивому купеческому семейству Шишонковых. Здесь же располагался довольно популярный трактир Санкт-Петербург, принадлежавший этому семейству.

Дом №5 по улице Нахимсона или главный дом усадьбы Щукиной.



09. Дом №5. Покрадено в интернете.

Фотграфию не сделал, зато нашёл паспорт охраняемого объекта и там сказано: «Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Щукиной: дом главный, 1810-е гг.» являются: композиционные особенности здания, участвующего в формировании сплошной линии застройки улицы Нахимсона; объёмно-пространственная композиция Г-образного двухэтажного с повалом здания, состоящего из прямоугольного в плане, близкого к квадрату основного объёма с примыкающим с запада по линии главного фасада столбом ограды и сложной в плане пристройки, состоящей из узкой промежуточной встройки в одну ось, примыкающей к основному объёму с северо-востока и разновысокой Г-образной дворовой пристройки, примыкающей к юго-восточному фасаду основного объёма с востока; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой вальмовой крыши значительного подъёма; скатная форма, габариты, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямых вальмовых крыш пристройки; местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов лицевого (северо-западного) фасада: осевое расположение, прямоугольная форма оконных проёмов первого этажа (на северной оси целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), осевое расположение, прямоугольная форма повышенных окон второго этажа, осевое расположение, прямоугольная форма узких горизонтальных окон подвала; характер столярных заполнений оконных проёмов; материал капитальных стен основного объём - красный глиняный кирпич размером 27х13,5х7; материал капитальных стен пристройки - красный глиняный кирпич размером 25х12х6, сложенный способом цепной (полукрестовой) кладки; композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (северо-западного) фасада основного объёма, включая рельефно выделенный цоколь, прорезанный окнами подвала; трёхсторонние профилированные наличники окон первого этажа с гладкими «импостами» (необходимо восстановить при проведении научной реставрации), на трёх средних окнах с лучковыми фронтонами, профилированные архивольты которых подходят под обрез междуэтажной тяги (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); простая междуэтажная тяг из двух полок; трёхсторонние профилированные наличники окон второго этажа с гладкими «импостами», спускающимися ниже подоконника; оформление трёх средних окон второго этажа с аналогичными наличниками, помещённых в арочные ниши, завершённые профилированными архивольтами, соединёнными тонкой штукатурной тягой (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); прямоугольные горизонтальные плоские ниши над боковыми окнами второго этажа; горизонтально рустованные угловые лопатки на уровне второго этажа; гладкий фриз, раскрепованный на вертикалях лопаток; подшивной карниз большого выноса по периметру объёма; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов пристройки, включая многоуступчатый венчающий карниз: на повышенной части пристройки - с рядом укрупнённых зубцов и тремя рядами «сухариков», на пониженной части - с тремя рядами «сухариков», нижний из которых расположен с отступом вниз от двух других; характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен основного объёма; неоштукатуренные поверхности наружных стен пристройки; пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах: продольная стена делит основной объём на лицевую и дворовую половины; материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: кирпичные ребристые своды подвала основного объёма«.

Что ж, радует, что научная реставрация запланирована.

Дом №5а по улице Нахимсона или северо-западный вход в Администрацию Ярославля.



10. Дом №5а. Покрадено в интернете.

Во всяких мутных источниках пишут, что здание построено в 1990 г. Не знаю, верить ли нет. Однако, домишко получился занятный - очень неплохой конструктивизм и, что особенно приятно, хорошо вписанный в ансамбль улицы. Архитектор, которого эти ваши энторнеты тоже оставили неизвестным, хорошо поработал.

Дом №7 по улице Нахимсона или  №6/7 по улице Андропова. Словом, Дом вице-губернатора а ныне мэрия Ярославля.



11. Фасад по улице Нахимсона. Выдрано с гугл-панорамы.



12. То же. Покрадено в интернете.



13. Фасад по улице Андропова. Примерно третья его часть.



14. Фасад по улице Андропова. Почти весь.



15. Фасад по улице Андропова. Весь. Покрадено в интернете.



16. В другую сторону. Покрадено там же.

У здания весьма занятная и бурная история. В 1778 г. вышел план генеральной реконструкции города, разработанный архитектором И. М. Левенгагеном по инициативе генерал-губернатора А. П. Мельгунова. По нему центром Ярославля стала считаться Ильинская площадь с церковью Ильи Пророка, от которой лучами расходились улицы Угличская ( современная улица Кирова) и Рождественская (современная улица Нахимсона). Многие новые улицы пролегали на месте старых, расширяя и спрямляя их.
В 1787 г. на перекрестке Ростовской и Рождественской улиц неизвестным мне архитектором был построен двухэтажный каменный дом вице-губернатора в стиле классицизма. Фасад украсили пилястрами, наличниками, рустовкой и прочими характерными элементами.  Цитата: «Фасад оформлен пилястрами тосканского ордера, размещенными в каждом простенке. В центре они более высокие. Окна первого этажа обрамлены сверху мелким рустом, на втором имеют простые ленточные наличники с небольшими тройными замковыми камнями. между окнами на плоскости стены выступают фигурные „доски“. Венчающий антаблемент здания украшен модульонами и триглифами. Все архитектурные детали выполнены за счёт выпуска кирпича с лёгкой затиркой (штукатурка нанесена позднее), что придавало фасаду пластичность и живописность, подчёркнутую ещё контрастом белых деталей и плотного красного фона стены».

Угловая часть здания сохранилась до наших дней, собственно, это как раз та часть, что выходит на улицу Нахимсона. Здесь располагался малый зал, который после перепланировки был разделен на несколько кабинетов. Лишь недавно в здании восстановили старую планировку и приспособили его для нужд муниципалитета.

В 1790-е гг. в доме временно располагалась швальня Ряжского мушкетерского полка.

Сведения о том, что находилось в этом доме в начале XIX в., к сожалению, утрачены, но после полковой швальни там могло быть всё, что угодно.
В 1847 г. в здании располагалось ведомство Приказа Общественного Призрения, во флигеле дома -  лечебница, а во дворе стояла баня. Имелись планы по переустройству бани в тюрьму временного заключения. Неплохо, но в Твери было круче, когда в одном здании, сменяя друг друга, располагались казённый питейный дом, мужская гимназия, народный дом, дом учителя, а ныне дом народного творчества.



16. Здание в начале XX в.

В 1886 г. здание планировалось перестроить и поместить в нем окружной суд, а в малом зале сделать зал заседаний. Но проект не был принят, как и проект архитектора И. И. Окерблома по расширению здания. Однако в 1900 г. новый проект по расширению дома, предложенный инженером Н. Ю. Лермонтовым, был взят в работу. К дому пристроили трехэтажное здание, которые соединило двухэтажный бывший дом вице-губернатора и баню. Так в городе появилось новое крупное сооружение. Интересно, а баню продолжали использовать по прямому назначению? И вот в начале XX в. возвели трёхэтажную вставку между домом и баней, где теперь располагается главный вход. В апреле 1917 г. в только что перестроенное здание въехал Совет рабочих депутатов. Затем здесь располагался горисполком, а с окончанием исторического материализма исполком переименовался в мэрию.

Вот такой путь от казённой резиденции до присутственного места через швальню, богадельню и баню к присутственному месту.

Да, а какой же у него теперь архитектурный стиль? Сдаётся мне, Билли, что, таки, эклектика.

А мы идём дальше, глядя по сторонам и подходим к пересечению с улицей Андропова. Но об этом в следующей главе



17. Дома №№11, 13, 15, 17, 19 и 21 по улице Андропова.

Тоже весьма интересная застройка, но останемся верными улице Нахимсона. А на сегодня всё.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV, Часть I, Глава XV

7. ЭКЛЕКТИКА, Ярославль, 1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up