Очень хотелось уложиться в один рассказ про Устюг. Честно говоря, я не очень люблю писать длинные подробные рассказы из поездок - по улицам, монастырям, архитектурным стилям. Хотя для такого сообщества больше подходят как раз такие длинные и подробные описания отдельных зданий, их истории, архитектуры, стиля и т.п. Мне же больше нравится показывать, как вписываются здания в общую картину города, и общее впечатление от города. Поэтому мои статьи не очень подходят для этого уважаемого сообщества.
В один логичный рассказ уложиться не удалось, поэтому покажу разрозненные остатки. Недаром город Великий Устюг называют северным Суздалем - он хоть и не очень большой, но в нём много интересного. Но мы за один день увидели не всё и были не везде. Например, я вряд ли осилю тему устюжского барокко - у меня недостаточно фотографий. И не смогу внятно рассказать про другую очень интересную особенность Великого Устюга - резные барочные иконостасы. Мы видели только один - в соборе Св. Прокопия Праведного. Да, но как показать резьбу и не рассказать про главную святыню собора, которую я не видела? И надо рассказать хоть два слова про блаженного Прокопия. А там, глядишь, и до Тунгусского метеорита доберёмся (я не шучу!).
Первая часть прогулки по обе стороные Сухоны получилась довольно логичной. Вторая - более сумбурной и хаотичной. И фотографий сделала меньше, и они более разномастные и менее интересные. Их надо как-то собрать и объединить одной темой. Но вот какой? Тема летней прогулки по зимнему городу уже была нагло занята первой частью. Тему Деда Мороза я сама игнорирую, потому что Великим Устюг стал несколько сот лет назад, а Дед Мороз тут поселился всего лет 30 как. И рада, что мы были здесь летом, без толп туристов и попали под очарование старинного города, его белокаменных храмов, построенных в стиле устюжского барокко XVIII в., его улиц и купеческих особняков XIX-XX вв.
Ладно, просто покажу картинки. В основном, это две параллельные улицы: Красная и Советский проспект. Да, нам не всё нравилось, рекламы хотелось бы поменьше, вывески поаккуратнее (можно брать пример с Рыбинска), убрать провода, но в целом город оставил прекрасное впечатление.
Советский проспект
Здание администрации
Красная улица
Дом на фото ниже я видела в красивом свете. Но мы собирались заходить в ресторан, для удачной точки надо было отойти, и я подумала, что сниму после обеда. А после обеда солнце надолго скрылось за тучами.
На фото ниже городская резиденция Деда Мороза. Рядом с ней - Почта Деда Мороза. Сюда приходят все письма, которые дети и даже взрослые со всей страны пишут Деду Морозу. Доверяют ему самые сокровенные желания и мечты, ищут поддержки, делятся с Дедом Морозом своими радостями, успехами и достижениями. Говорят, что ни одно письмо не остается без ответа, а ответ приходит в конверте со сказочным штампом. Хотите проверить? Но если серьезно, то Дед Мороз способен творить чудеса. Ведь если бы не он, то Великий Устюг мог бы быть очень захудалым малым городом.
А напротив самая обычная скучная Почта России.
Купеческий Устюг очень бурно развивался в XVIII веке и в центре строились преимущественно каменные дома. Но есть и красивые деревянные.
Жилые современные дома очень скучные, многие в сайдинге. И встретили даже современный ЖК с таким унылым, хоть и разноцветным сайдингом. Но лесенка для котика немного скрасила.
Ниже церковь Николая Чудотворца (Николы Гостунского) на Набережной. Построена в конце XVII века. Один из первых образцов стиля устюжского барокко.
Этому стилю принадлежат еще две церкви на Набережной - Ильинская и действующая Леонтиевская (мы попали на службу).
Ильинская была в прошлом рассказе, но случайно нашла еще одну картинку с ней, с другого берега. Она слева.
Ну, раз уж мы временно перелетели через Сухону, покажу еще один храм в Дымковской слободе - храм Дмитрия Солунского. Его относят к памятникам переходного периода от местных традиций XVII века к образцам эпохи барокко. Когда мы там были, к нам подошел священник, поговорил с нами. Сказал, что в церкви хорошо сохранились интерьеры и барочный резной иконостас. У нас глаза загорелись, но увы, церковь закрыта.
Вернемся в основную часть Устюга. Ниже очень красивая церковь Симеона Столпника на Набережной, построена в середине XVIII века в стиле барокко.
Церковь Вознесения на Торгу. Очень красивая изящная церковь, построенная в середине XVII века в стиле русского узорочья. В этом же стиле мы знаем две красивейшие московские церкви - Троицы в Никитниках и Рождества в Путинках.
Ну, а теперь опять вернемся на Набережную к Соборному дворищу и поднимемся на колокольню.
Если приглядеться, то на другом берегу можно увидеть Дымковскую слободу.
Ну, а теперь опять подойдём к собору Св. Прокопия Праведного и зайдем внутрь, чтобы посмотреть один из красивых иконостасов. Несколько фотографий для общего представления.
Царские врата
Три иконы местного чина (нижнего ряда).
Общий вид.
Образ Прокопия Устюжского я не сфотографировала (на последнем фото справа видно эту икону), просто забылась. А главная ценность собора - икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602 г.). Этот образ был реставрирован в мастерских И. Э. Грабаря. В них есть интересные моменты из жизни св. Прокопия. Например, на пятом клейме изображено нашествие на город черной тучи с громом и молниями, а на восьмом - «каменный дождь проливается на пустынные места за городом». Считается, что на этой иконе древнейшее изображение метеоритных явлений (открывается большой размер).
Меня заинтересовала эта тема, конечно. (У нас с братом в детстве была научно-популярная книжка, которая начиналась словами про метеориты. Я помнила эту цитату наизусть долгие годы. А потом забыла. И теперь не могу вспомнить ни эту цитату, ни книгу. Эх.)
Во время поисков описания падения метеорита в Устюге наткнулась на статью: Флоренский П. В. Метеоритный дождь на древних иконах // Природа. 1999. №5. (Зацепилась за имя. Оказалось, что Флоренский П. В. - внук о. Павла Флоренского, известного православного богослова и философа.) Процитирую оттуда немного слов про св. Прокопия.
Праведный Прокопий происходил из прусского королевского рода, возглавлял восстание против наступавших тевтонов и бежал с семьей от преследований в Новгород. Ему так понравились православные традиции, что он раздал свое добро монастырю и бедным и удалился в Устюг. За подвиг юродства, который он нес, получил дар прозорливости.
Летом 1290 г. праведный Прокопий стал призывать устюжан к покаянию: «Иначе все вы погибнете и город ваш».
Таким образом, считалось, что св. Прокопий спас Великий Устюг. В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» (XVI в.) так описывается событие, произошедшее 25 июня (2 июля по новому стилю) 1290 года под Устюгом (перевод со старославянского):
В полдень нашло внезапно на город Устюг тёмное облако и стало темно, как ночью. Потом явились и встали на все четыре стороны тучи великие, из них беспрестанно исходили молнии огненные, и гром сильный и страшный был над городом Устюгом, так что не слышно, что друг другу говорили. Из-за долгого и прилежного с рыданием моления святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице изменился воздух и тучи страшные со вспышками и громами отошли в пустынные места, отстоящие от города на 20 поприщ (около 30 км), и там выпали дождём большие горящие камни, сжегшие многие леса и дебри, теми же многими и бесчисленными камнями деревья вырывало с корнем, а другие переламывало пополам, но из людей и скотины никого не убило заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами святого Прокопия.
Падение метеорита - очень яркое, непонятное и необъяснимое событие, вызывающее ужас у людей в прошлом. Поэтому описания падения метеоритов имеются во всех летописных источниках. Возможно, метеоритные падения породили сказки о Змее Горыныче (огненный змей и т.п.). Эти рукописи с описанием метеоритных падений изучаются специалистами по метеоритике. В одной статье лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН отмечается, в частности, что «падение у Великого Устюга (примерно 3 июля 1290 г. по новому стилю) и Тунгусское событие (30 июня 1908 г.) некоторым образом связанные явления и могут быть результатом бомбардировки Земли группой космических тел, находящихся на одной траектории, пересекающей земную орбиту. Действительно, эти падения очень близки по дате, Великий Устюг находится на проекции траектории Тунгусского тела и устюжская "каменная туча", так же как и Тунгусский болид, двигалась от Солнца. Кроме того, оба падения очень близки по характеру последствий: образование лесоповала и возгорание тайги. Предпринимались многократные попытки поиска упавших камней в местах падения и в русских монастырях но все они оказались безуспешными. До сих пор на территории России не обнаружено ни одного метеорита, падение которого зафиксировано в летописных источниках».