Усадьба Братцево на окраине Москвы

Aug 20, 2024 17:33




Каждый живописный уголок и каждая усадьба на окраине Москвы, увиденные впервые, воспринимаются как небольшие личные открытия. Так, и усадьба Братцево с двухсотлетней историей, оказалась гармоничным и колоритным ансамблем. В нём есть всё - и классический дом, и старый парк, и беседка-ротонда "Миловид", и приусадебный храм. Конечно, усадьба находится далеко не в идеальном состоянии, зато общий, слегка запущенный, вид добавляет нотки ностальгии. Среди владельцев Братцево были бояре, дьяки и дворяне - Квашнин-Фомин, Годунов, Хитрово, Нарышкины, Строгановы, Римский-Корсаков, Ладомирские, Кологривовы, Апраксины. Последним владельцем усадьбы стал директор Исторического музея, князь Николай Сергеевич Щербатов (1853-1929), который получил Братцево в качестве приданого за графиней Софьей Александровной Апраксиной (1852-1919). После революции князь Щербатов добровольно отдал своё имение государству и во многом способствовал его сохранению. В усадьбе в 1919 году был организован музей, действовавший до 1922 года.

Место для особняка выбрано очень удачное - на самой высокой отметке холма, плавно спускающего к реке Сходне.
1.


В настоящее время больше всего усадьба известна как имение Александра Сергеевича Строганова (1733-1811) - важного государственного деятеля и мецената, крупнейшего землевладельца и уральского горнозаводчика. Он получил блестящее домашнее образование, много путешествовал по Европе, осматривая достопримечательности искусства, науки и промышленности, собирал свою художественную коллекцию. Екатерина II очень ценила Строганова за отстранённость от политических и придворных интриг, за непринуждённое поведение при дворе, он неоднократно сопровождал её в путешествиях. Время, когда Строганов возглавлял Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, называют её золотым веком. Строганов открыл новые классы (реставрационный и медальерный), пригласил преподавать крупнейших архитекторов эпохи, увеличил художественное собрание Академии. Граф был женат дважды: первая жена - Анна Михайловна Воронцова (скончалась в 1769 году), вторая - княжна Екатерина Петровна Трубецкая (1744-1815), но оба брака были несчастливыми. Усадьба Братцево связана с семейной драмой Строганова и романтической историей любви его второй супруги.



Жан-Лоран Монье. Портрет графа А.С. Строганова, 1804. Холст, масло. Эрмитаж

Екатерина Петровна увлеклась бывшим фаворитом Екатерины II генерал-адъютантом Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым. Происхождение он имел довольно скромное - из обедневших смоленских дворян, но был молод,  музыкален и хорош собой. (Между прочим, красавица Зинаида Николаевна Юсупова была правнучкой Римского-Корсакова.) Фаворит был выслан из столицы в Москву, а спустя некоторое время за ним последовала графиня Строганова. Но и в этой ситуации граф Строганов проявил исключительное благородство. Он предоставил супруге дом в Москве, имение в Братцеве и ежегодные значительные выплаты, с одним условием, что их общий сын будет воспитываться у него. А влюблённые прожили в Братцеве долгую и счастливую жизнь. Было одно "но" - их дети, а их было четверо, не могли получить ни фамилию отца, ни дворянских прав. Однако, император Павел I всё же дал им фамилию Ладомирских и дворянское достоинство. В их собственности и оказалась усадьба впоследствии.



Лампи Старший Иоганн Баптист. Портрет графини Екатерины Петровны Строгановой, 1793. Холст, масло. ГРМ

В те славные времена главная аллея, ведущая к дому, пролегала через каменный мост.
2.


3.


После кончины графини Римский-Корсаков построил в усадьбе новый двухэтажный дом с портиком, увенчанный бельведером с куполом, и разбил пейзажный парк. Проект дома традиционно приписывался архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину, но сейчас автором называют архитектора-палладианца Николая Александровича Львова, или их обоих. И.Н. Римский-Корсаков умер в 1831 году, передав Братцево своему внебрачному сыну от Е.П. Строгановой полковнику В.С. Ладомирскому.
4.


Одноэтажные флигели к дому были пристроены только в 1936 году, а прежде это была почти реплика виллы Палладио.
5.


Рассмотрим дом внимательно. Парадный вход украшает портик ионического ордера. Центральная часть двухэтажного объема завершается треугольным фронтоном и выделена рустованным ризалитом с балконом на спаренных колоннах. Ко входу на террасе, ранее огражденной балюстрадой с вазонами, ведут широкие ступени. Крышу венчает бельведер с куполом на широком барабане.
6.


На балконе с двух сторон размещены прямоугольные ниши с бюстами на пьедесталах.
7.


8.


9.


10.


К садовому фасаду симметрично с двух сторон примыкают двухярусные полуротонды с кариатидами.
11.


12.


Центральна часть садового фасада оформлена подобно главному фасаду.
13.


В 1920-х годах усадьбу отдали под дом отдыха Реввоенсовета, на базе помещичьего хозяйства создали совхоз. Затем в усадьбе располагался Дом отдыха работников сцены. В 1960 году Братцево вошло в черту Москвы.
14.


Но жизнь и история усадьбы продолжается: здесь и сейчас снимают кино (ранее - "Война и мир", "О бедном гусаре замолвите слово", "Отцы и дети", 'Барышня-крестьянка" и другие), в отреставрированных залах дома отмечают торжества, по аллеям парка гуляют местные жители с детьми и собаками. И мы приехали специально, чтобы посмотреть на классику стиля. Правда, внутрь можно заглянуть только случайно - интерьер по красоте ничуть не уступает внешнему виду...
15.


При строительстве Московской кольцевой автодороги в 1960 году исторические территории усадьбы Братцево были разделены, часть парка и суконная фабрика остались за пределами трассы. В 1980 году село Братцево было снесено, а живописная усадьба и сегодня является одной из главных достопримечательностей этого района Москвы.
16.


Если углубиться в парк, направо по дорожке (ориентиром может служить гул МКАД), то можно увидеть ту самую уникальную ротонду - беседку "Миловид", реставрацию которой закончили в прошлом году. Когда-то она предназначалась для обзора живописных панорам, а сейчас впечатление портит вид и гул МКАД.
17.


Изящная беседка-ротонда находится на краю крутого обрыва. В таких беседках раньше ставили статую Императрицы Екатерины II, отсюда и пошло их другое название "храм Екатерины II".
18.


В наличие все признаки классицизма - колоннада ионического ордера, кессонированные свод и купол, а также венчающий карниз с лепным фризом.
19.


Авторство также приписывается то А.Н. Воронихину, то Н.А. Львову. Считается, что эта ротонда - единственная историческая на 10 колоннах в Москве. Раньше на постаменте стояла статуя Амура.
20.


21.


При входе в усадьбу со стороны Светлогорского проезда можно увидеть бывшие каретные сараи усадьбы. За ними возвышается эффектная водонапорная башня над артезианским источником.
22.


Кирпичная башня была построена в 1898 году последним владельцем усадьбы князем Николаем Сергеевичем Щербатовым. При нём же в главном здании появилась телефонная связь с Москвой.
23.


Двухэтажный деревянный домик с балконом и террасой предназначался для гостей и летнего отдыха и появился в то же время
24.


Дорога через большой каменный мост ведёт к сельскому храму Покрова Пресвятой Богородицы. Выйдя из ворот усадьбы, надо просто перейти улицу Саломеи Нерис и немного пройти по тихой и зелёной улочке до храма. История Покровского храма неразрывно связана с историей усадьбы.
25.


Усадьба, хоть и является объектом культурного наследия федерального значения, находится в частном владении, и это чувствуется по состоянию парка и дома. Показалось, что она заслуживает лучшей участи...
26.


Каменная церковь в деревне Братцево построена в конце XVII века. Иконы для иконостаса созданы иконописцами Оружейной палаты. В настоящее время они являются частью коллекции Третьяковской галереи. При Щербатове в 1891 году Покровскую церковь заново расписали палехские иконописцы Иван и Дмитрий Париловы. В начале XX века последние владельцы имения добивались сноса колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня существовала до 1928 года. Храм был закрыт в начале 1930-х годов. Часть предметов, представлявших исторический интерес, поступила в Ново-Иерусалимский музей. Сейчас храм отреставрирован, в нём проходят богослужения, действуют детская и взрослая воскресные школы.



Архив ГНИМА им. Щусева, 1930-е годы

Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. Два яруса окон основного четверика, наглядно демонстрируют особенность Покровского храма. Эффектно смотрится изразцовый пояс. Раньше с запада к храму примыкала трапезная и колокольня, поставленная на одной оси, с востока - сильно выдвинутая трехчастная апсида. К сожалению, в настоящее время храм остался без высокой колокольни.
27.


Основной четверик церкви завершён ярусом полукруглых кокошников с изображениями херувимов. Венчается храм пятиглавием, однако четыре барабана из пяти - декоративные, не имеющие окон. Барабаны имеют почти одинаковый диаметр, в основании каждого из них - ярус кокошников, вторящих кокошникам четверика.
28.


29.


О времени сооружения храма свидетельствует надпись на каменной плите древнерусской вязью: "Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич - тезоименитое имя Иов - Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна". В прошлом плита была встроена в паперть церкви с наружной стороны. Впоследствии она была вынута и хранилась в церкви. В июле 2012 года она была вмонтирована в стену.
30.


Главным украшением Покровского храма стал изразцовый фриз, опоясавший четверик под ярусом кокошников. Он дополнен рельефными изображениями херувимов, помещёнными в кокошниках, по одному в каждом полукружии. На зеленом фоне выделяются низкого рельефа геометрические изображения, имитирующие соцветия, покрашенные в желтые, синие, белые тона. Основному поясу вторит нижний поливной валик и "гусек" карниза.
31.


Такие же рисунки украшают соборы Новоиерусалимского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Изразцовых дел мастера появились в Московском государстве в связи с обширными строительными работами, предпринятыми патриархом Никоном. Именно он "выписал" из белорусских земель ценников, владевших искусством изготовления многоцветных "кафлей". После отрешения Никона от патриаршества работавших в Новом Иерусалиме и на Валдае мастеров разослали "по государевым делам". Так они появились в Оружейной палате, возглавляемой Хитрово - владельцем усадьбы в Братцеве, который и пригласил мастеров для работ в Покровском храме.
32.


Современная колокольня на территории храма.
33.


34.


Источники информации: википедия, moskvichmag.ru, www.nasledie-rus.ru, sobory.ru и другие открытые источники

1.6 - Архитектура Московского царства, Москва, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up