Гостиница "Метрополь" по праву считается одним из самых ярких памятников архитектуры стиля модерн
Сегодня мы поговорим об истории ее строительства
После пожара 1812 г. пустующие участки на Театральной площади были организованы по проекту О. Бове.
В 1835 г. московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын выступил с предложением образовать акционерную компанию и застроить пустующие участки на Театральной площади. На месте будущего «Метрополя» предполагалось «построить вновь, по фасаду Высочайше утвержденному, публичные номерные бани и ванны в лучшем роде», а также и «ресторацию, акционные залы и другие приличные заведения». Участок был очень неудобен для застройки, ибо «земля была почти вся в оврагах… требовала больших издержек по мокроте места». В конце концов Голицыну удалось найти застройщика - им стал купец первой гильдии Павел Иванович Челышев, и в 1839-1850 гг. на последнем свободном участке на площади поднялось большое здание, где были и бани, и гостиница с рестораном, называвшиеся в Москве по имени владельца - «Челышевскими» или запросто «Челышами
В 1897 г. здание переходит к Санкт-Петербургскому страховому обществу, которое задумывает возводить новое строение в центре города, могущее быть не только источником доходов, но и хорошей рекламой.
Строительство передается Северному домостроительному обществу, во главе которого стоял Савва Иванович Мамонтов, крупный предприниматель и меценат.
Он намеревался создать здесь грандиозный гостиничный и культурно-развлекательный центр, где намечалось быть театру на 2760 мест, концертному залу, зимнему саду, залам для выставок, скетинг-ринку . Он хотел развернуть дело с большим размахом и привлечь к работе известных художников - В.Д. Поленова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.М. Васнецова.
Был объявлен конкурс, четвертое место на котором занял молодой и модный архитектор, англичанин по рождению Уильям Уолкот (в России его звали Вильям Валькотт). Именно его проект с некоторыми изменениями и был принят к исполнению.
Один из самых ярких представителей интернациональной ветви нового стиля - модерна в России, Уильям Уолкот получил образование в Париже и Петербурге, но всю свою творческую жизнь архитектора провел в Москве, где построил несколько зданий, вошедших в историю русской архитектуры. Одним из них и было здание «Метрополя».
Строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.
В 1898 г. начались земляные работы. В следующем году в основном закончили корпус у Китайгородской стены по проекту архитектора общества Л.Н. Кекушева, но случилось непредвиденное - арестовали и отдали под суд Мамонтова в связи с растратами при строительстве Северной железной дороги
Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.
Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашают для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проект Уолкота существенные изменения.
Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.
Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор Владимир Васильевич Воейков.
В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.
Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому.
Работы проводились под присмотром другого зодчего - Павла Павловича Висневского.
В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.
Невиданное дотоле для Москвы сооружение, оборудованное по последнему слову техники, стоимость которого достигала 7 миллионов рублей. Интересной и, надо сказать, уникальной особенностью здания «Метрополя» является щедрое использование на его фасадах больших майоликовых панно.
Его украсили панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (со стороны Театрального проезда) и несколько панно А.Я. Головина
(начиная от Третьяковского проезда - «Жажда», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Зависть», «Клеопатра» и «Поклонение старине»),
а также «литературный» фриз - выложенная из керамики цитата из сочинения Ницше «По ту сторону добра и зла». Она гласила: «Опять старая история, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему. Фридрих Ницше». Теперь от нее после многочисленных ремонтов остались только разрозненные буквы и остатки слов, а со стороны Театральной площади ее заменило новое изречение, но на этот раз Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала».
Над литературным фризом проходит лента скульптурного, автором которого был один из даровитых ваятелей начала века - Николай Андреевич Андреев, создавший незаурядное произведение в модной тогда стилистике модерна на сюжеты времен года.
Кроме гостиничных номеров, в «Метрополе» были и квартиры. Там снимали помещение редакция журнала символистов «Весы» и издательство «Скорпион». В 1906 г. в здании открыли новинку века - кинотеатр «Модерн», который был единственным в Москве с двумя залами.
Во время переворота октября - ноября 1917 г. «Метрополь» подвергся ожесточенному артобстрелу
В советское время в «Метрополе», как и в других московских гостиницах, обосновались многочисленные учреждения.
В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня.
В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.
После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию - «5 звезд».