Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма"

May 30, 2024 11:37




Масштабная выставка, рассказывающая об истории конструктивизма - архитектурного стиля, который изменил страну, открыта до 14 июля в Центре Зотов. Экспозиция занимает два этажа, на которых представлены архитектурные проекты заводов, санаториев, домов-коммун и фабрик-кухонь. Причем не только чертежи и эскизы, но и макеты зданий, и предметы интерьера. Эпоха конструктивизма неразрывно связана со временем строительства нового мира. Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов.

В одном пространстве собраны проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского, а также их учеников и единомышленников. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств - редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской Александра Никольского, специально отреставрированы к выставке. Впервые показан почти не известный широкой публике архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой. На входе нас встречает трехметровая инсталляция «Рабочий и колхозница International». Ее создатели Юрий и Николай Аввакумовы и Сергей Подъемщиков скрестили два символа эпохи: Башню Татлина (Памятник III Интернационала) и самую известную скульптуру Веры Мухиной.



Юрий и Николай Аввакумовы, Сергей Подъемщиков. Рабочий и колхозница International, 1991

Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм.



Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное - становится фантомом, запертым в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей и роскошно оформленных фасадов.











«Синяя блуза» - уникальное явление послереволюционных лет. Его участники направили все усилия на борьбу с неграмотностью: театральные бригады разыгрывали сценки, рассказывающие об общественной и производственной жизни, о событиях в стране и мире, декламировали стихи, танцевали. эскизы к постановкам «Синей блузы» - объединения театральных коллективов, выступавших на всей территории СССР представил Бахрушинский музей



Нина Айзенберг. Шахматы. Эскиз женских костюмов. Театрально-агитационная бригада Синяя блуза, Москва. 1920-е





Л.Т. Чупятов. Эскиз декораций к балету Красный вихрь В.М. Дешевова, ГАТОБ. Ленинград, 1924



Призовой комплект из стула, шахматного стола и бюста Ленина победителю шахматного турнира РККА



Афиша знаменитого фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" работы братьев Стенбергов, 1929







Натан Альтман. Эскизы плакатов для оформления Дворцовой площади. 1918



Варвара Степанова. Пять фигур,1930



Александр Родченко. Мужские фигуры, эскизы костюмов к пьесе Алексея Гана "Мы", 1920-1921. Музей им. Бахрушина





Макет конкурсного проекта Дворца труда братьев Весниных - первый проект советского конструктивизма





















Натан Альтман. Общий вид застройки рабочими домами Московско-Нарвского района







Сергей Маслих. Цементный завод. Студенческий проект. Перспектива, 1925-1926. Иосиф Лангбард. Хлебозавод. Конкурсный проект, 1926











Высший кооперативный институт в Москве. Общежитие. Главный боковой проход, гардероб, аудитории, кабинеты. Проект, 1930.
Справа - Иван Леонидов. Дом Центросоюза в Москве. Конкурсный проект. Боковой фасад, 1928





Григорий Бархин. Здание редакции и типографии газеты "Известия" в Москве. 1925.
Надежда Колпакова. Мастерская Густава Клуциса. Цветовое решение архитектурного объёма. " курс ВХУТЕИНА, 1928-1929
Григорий Симонов, Тамара Каценеленбоен, Михаил Русаков, В. Нотес. Окраска стен и расстановка мебели в двух комнатах. Проект. 1925-1935



Илья Голосов. Клуб профсоюзов коммунальников имени С.М. Зуева, Москва. Фасад, перспектива. Эскиз, 1927



Николай Соколов. Проект курортной гостиницы. 1928. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Продолжение
Источники информации - материалы выставки и этикетаж

Исторические исследования, А - Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ

Previous post Next post
Up