Думаю, тверской зимы пока хватит. Хочется мне сегодня обратиться к ландшафтной архитектуре и рассказать про Дворцовый сад Путевого Дворца в Твери. Ну, и о самом Путевом Дворце немного. А, заодно, и вернуться в весну. И да не попаду я, грешный, под проклинатор модератора :-)))
Итак, Дворцовый или Императорский сад был разбит по проекту
П.Р.Никитина в 1776 г. при строящемся Императорском Путевом дворце.
Генплант Твери, разработанный архитектором П.Р. Никитиным. Местоположение Дворцового сада указано сноской.
Изначально сад имел регулярную планировку по образцу Версальских садов - так в те времена было модно, но со временем всё больше и больше стал тяготеть к пейзажному парку.
Изначальный план Дворцового сада.
Цитирую по Р. М. Рубцову «История Дворцового сада в Твери», Тверь. 1927: «Сад имел вид неправильного четырёхугольника, северная сторона которого прилегала к берегу Волги и была параллельна с нею, восточная - к пустому месту, на котором впоследствии времени был разведен губернаторский сад. Южная и западная его стороны ограничивались: - первая - зданием дворца, а западная плацем и находившимися на нём строениями.
В XIX в. сад несколько раз реконструировали: в начале столетия по проекту архитектора К.И.Росси и в 1871 г. по проекту мастера садово-паркового искусства К.И. Фритлендера и архитектора
А.И. Резанова.
План Дворцового сада, разработанный К, И. Росси.
Росси придал саду модную в то времени и более дешёвую в содержании английскую пейзажную планировку. Он запланировал дугообразную аллею от северо-восточного угла дворца, где был устроен пандус (к сожалению, не восстановленный при нынешней реставрации, но, как говорят в музее, его всё же собираются восстановить, как и галерею), выходящий к "балкону" - белокаменному уступу в линии запроектированной набережной (сейчас на «балконе» стоит памятник А. С. Пушкину. Был ли он выстроен и был ли именно таким, затруднюсь сказать.
Акварель К. И. Росси с изображением его творений - Путевого дворца и нового Дворцового сада.
"Балкон" с памятником А. С. Пушкину. Вид по состоянию на нынешнюю весну.
А так видел "балкон" К. И. Росси.
Сад сохранял свои уникальные черты и в дальнейшем. Проект 1874 года (А. И. Резанова) оставлял многие черты Россиевской планировки, предполагал уборку поросли и сохранение старых деревьев. Сад до конца существования дворца как резиденции губернатора, где бывали высочайшие особы, был "полон тенями прошлого" - времен "малого двора" Екатерины Павловны.
План сада с павильоном "Оранжерея", разработанный А. И. Резановым в 1874 г.
Опять цитата из Р. М. Рубцова, описывающая этот период истории сада: «За вторую эпоху, т. е. с 1871 года, сад принял ту форму, которую он имеет сейчас. В это время производился капитальный ремонт дворца и сада, памятный нам лично, повторяем, потому что приходилось ежедневно ходить в школу мимо деревянной ещё тогда вокруг его ограды (решетки).
Об этом ремонте Гепепак рассказывает, что на том месте, где теперь нахо-дится дворцовая оранжерея, в старину находилась какая то церковь. Это вероятно, и есть церковь Бориса и Глеба, о которой мы выше упомянули. Она находилась сзади Афанасьевского монастыря, примыкавшего непосредственно к алтарю собора.
В старину при всех церквах были кладбища. Тоже самое замечаем и здесь: по словам Репенака, при устройстве сада вырывали массу человеческих костей в том месте, где, по преданию, стояла церковь. „Когда же копали канавы для тополей, растущих по обеим сторонам террасы, находили несколько черепов вместе; в одной же яме нашли 8 черепов. При проложении же дорожек, находили целые гробы со склепами. Гробы эти были сделаны из цельных бревен и имели вид срубов, аршина 1 1/2 высоты».
Смотритель сада был в то время Карл Иванович Фритлендер, который служил 30 лет в этом звании, а потом был главным садовником дворца. Он устраивал дворцовый сад и присутствовал при ремонте семидесятых годов. По словам этого смотрителя и садовника, сначала на ремонт было ассигновано 60,000 рублей, потом, после более тщательного осмотра, была составлена смета в 120,000: при начале работ смета была увеличена до 312 тысяч: всего же на ремонт дворца было истрачено 460 тысяч рублей. Заведующим по ремонту дворца был архитектор Рязанов.
К этому, по собственным наблюдениям, можем ещё добавить, что в этот ремонт сделана было нынешняя каменная ограда с северной и западной сто-роны сада и снабжена чугунной решеткой, а также, что дорожки сада по направление» этих двух оград были выкопаны па глубину 1 аршина и за-полнены щебнем, взятым от внутренних поделок во дворце.
По сторонам этих дорожек на рабатках в 70-ые годы красовались превосход- ные махровые георгины всевозможных колеров, а также астры, флоксы и дру- гие летники. Всем этим можно было любоваться сквозь чугунную решётку сада каждому из проходящих мимо его. Но это продолжалось недолго. С того момента, как во дворце поселились губернаторы, эта чугунная, решётка была заделана с внутренней стороны деревянными досками».
Ныне сад имеет регулярно-пейзажную планировку. Здесь можно увидеть и тенистые зоны, засаженные липой, тополем, ясенем, кленом, и цветочные клумбы, и многочисленные кустарники. В саду сохранился садово-парковый павильон «Оранжерея», построенный в начале XIX века и перестроенный в 1874 г. по проекту
А.И. Резанова.
План нынешнего Дворцового сада. Узнаёте планировку?
А вот махровых георгинов нет. Состав цветущих растений сделали по моде конца XVIII - начала XIX вв, а планировку воссоздали Резанова и Фритлендера. Исключение сделали лишь для Сиреневого сада вдоль Волжского проезда. Во времена Резанова его не было - эта территория к Дворцовому саду не относилась..
Однако, с 1917 г. и по 2016 г. Дворцовый сад был присоединён к Горсаду. После Войны в том, что осталось от сада стихийно образовался шахматный клуб под открытым небом.
Давайте посмотрим, что получилось в её результате. И сначала пойдём в Сиреневый сад.
Интересная купа из спиреи и бадана. В конце XVII в. бадан в русских садах был очень популярен - сказывалось увлечение Китаем.
Дерен белый
Проезд вдоль фасад Путевого дворца
Ограда со стороны Волжского проезда и самая молодая часть Сиреневого сада - в прошлом году высадили.
Сиреневый сад и Старый мост
Вид на Путевой дворец из Сиреневого сада
Аквилегии. Говорят, их любила Екатерина Павловна
Опять Сиреневый сад и Старый мост
Романтическая скамейка
Фонарь на клумбе. Скопирован с фотографий старой Твери
Незабудки. Очень модный в начале XIX в. цветок. Эпоха романтизма, однако.
Хороший вид на Старый мост.
Ещё одна романтическая скамейка
Стилизация романтического русского сада получилась отличная, но пора и честь знать - отправляемся непосредственно в Дворцовый сад.
Западная аллея
Вид с западной аллеи на северный фасад дворца
Нарциссы - тоже модный тогда цветок. И сажали их так же.
Вид с западной аллеи на церковь Трёх Исповедников на левом берегу Волги
Статуя Венеры (№14 на схеме). Мраморная крошка и композит. Как в Летнем саду Санкт-Петербурга. Оригинал в запасниках Областной картинной галереи.
Ещё один вид на Старый мост
Статуя Аполлона(№12 на схеме). Тоже копия.
Садовый кабинетец и вид из него на фасад дворца
Северный фасад Путевого дворца и статуя Аполлона на среднем плане
Ближе
Ещё ближе и под иным углом
Другой вид на Садовый кабинетец
Третий
Странные фигуры на газоне. На самом деле это светильники в виде ангелов
Вид на сад
Статуя Психеи ( №13 на схеме ) среди нарциссов и одуванчиков :)))
Калина Бульдонеж. Тоже модный кустарник. Говорят, саженцы его были среди прочих подарков австрийского императора Иосифа II императрице Екатерине II
Статуя Амура (№15 на схеме) на въездной аллее.
Вид дворца из сада
Ещё один
Цветущие яблони
И опять дворец
И опять яблони
Ваза. Тоже характерный предмет для русских пейзажных садов.
Клумба
Службы дворца, Восточный фасад и Восточный павилион. А за ними купола Спасо-Преображенского собора
Сфинксы (№19 на схеме)
Гелиотроп
Статуя Меркурия (№17 на схеме)
Вид на левый берег Волги
Ограда, якоря и Старый мост
Статуя Дианы (№18 на схеме)
Крупным планом
Другой ракурс
Статуя Флоры (№16 на схеме)
Павильон "Оранжерея"построенный по проекту А. И. Резанова в 1874 г. Туда мы зайдём в следующий раз
Дворцовые службы
Вид на творения Львова на другом берегу Волги
Вот такая зелёная оправа у Императорского путевого дворца в Твери.